Алтай. Усть-Сема 1935 год. Открытие моста через Катунь!

"Жизнь такова, какой мы по своему нашему характеру хотим ее видеть. Мы сами придаем ей форму, как улитка своей раковине." Жюль Ренар ZMEY
Время на прочтение: 3 минут(ы)

Алтай. Усть-Сема 1935 год. Открытие моста через Катунь!

Просто удивительная фотография попалась мне на глаза. На ней запечатлено празднование открытия моста через Катунь в Усть-Семе, что происходило в 1935 году.

Алтай. Усть-Сема 1935 год. Открытие моста через Катунь

На переднем и центральном плане кадра показан автомобиль ГАЗ ААА, на подножках которого справа и слева стоят двое мужчин: один в военной форме, другой в штатской одежде. Лица их не в унисон празднику и не в духе современного времени – серьезные и целеустремленные. По всей видимости, если вглядеться внимательно, то эти товарищи представители двух народов: русского и алтайского. Скорее всего, этот автомобиль и, стоящие на его подножках ответственные товарищи, открывают движения по мосту. По обочинам моста стоят колоннами трудящиеся — мужчины и женщины. По их лицам читается настроения народного праздника. В ладоши они не хлопают, но на лицах улыбки. Все люди с покрытыми головами. Незамысловатая одежда их не зимняя, хотя на горах еще лежит снег. Колонны людей довольно длинные, многочисленные. Дальняя перспектива закрыта едущей машиной. Лица, сидящих в машине людей, скрыты стеклом. Фары не включены. Настил моста деревянный.

Фотография отличается прекрасной композицией. На ней показано все самое важное в этом торжестве. Над машиной мы видим сооруженную арочную конструкцию, на которой написано: «Вперед к новым победам!», что подтверждает значимость этого объекта для той эпохи. Венчает арку шпиль с флагом. Погода была безветренной, флаг не развевается. Так же флажки укреплены по углам прямоугольной арки и установлены они под углом, поэтому их полотнища раскрыты. Очевидно, что флаги красные, что в духе того времени.

Между шпилем и перекрытием арки установлен портрет, смею предположить, что Сталина. Своды арочной конструкции украшены хвойными ветками.

Очень ценно и то, что на снимке есть надписи места, года, марки автомобиля и автора снимка. «Ойротия 1935 г. фото: Прехнер Михаил, ГАЗ ААА».

Фотография передает не только важность события того времени для Алтая и для страны, но и погружает смотрящих на нее в атмосферу той далекой эпохи.

К сожалению в моем распоряжении нет общей фотографии того моста, построенного в 1935 году, да и материала о нем мне известно не совсем и много. Но эта фотография дает информации больше, чем сухие сведения о том событии.

Большая часть мостов через Катунь привязана к Чуйскому тракту, который долгое время был почти единственной транспортной артерией, связывающей Горный Алтай с остальной Россией, и являющейся одной из основных дорог на Монголию.

Свое развитие Чуйский тракт получил в 30-е годы. Именно тогда Советский Союз начал всерьез дружить с Монголией, а возможно — и готовиться к советско-японскому столкновению. В те времена было построено два «стратегических» моста через Катунь: один из них – у поселка Иня, другой около села Усть-Сема.

Известно, что мост через Катунь у села Усть-Сема 1935 года был деревянным и подвесным. Он был построен под руководством А.И. Труевцева, считается, что силами заключенных. Наверняка, сохранись мост до наших дней, он являлся бы памятником инженерной мысли и архитектуры того времени.

В 1959 г. деревянный мост сменил железобетонный, созданный по проекту главного инженера Тарышкина, который стал первым железобетонным мостом через Катунь на Чуйском тракте.

Очень жаль, что усть-семинский мост 1935 года не удалось сохранить, так же как удалось сохранить мост 1959 года строительства.

17 ноября 2010 года в Чемальском районе Республики Алтай у с. Усть-Сема торжественно сдан в эксплуатацию новый мостовой переход через реку Катунь. Сейчас это самый большой мост в Республике Алтай, его протяженность составляет 309 метров, ширина проезжей части — 11 метров, плюс два тротуара шириною по метру. Он соединяет территорию 6 районов республики с остальными муниципалитетами, обеспечивает большую часть потребностей в местных связях и перевозках.

Новый мост через Катунь. Фото Ольга Шадрина
Новый мост через Катунь. Фото Ольга Шадрина

Было принято решение новейший мост создать на удалении от прежнего — ниже по течению Катуни. И это очень правильно. Памятники мостостроения надо сохранять и реставрировать. Это важно для нас, наших детей и внуков.

Каждый старый мост – это музейная экспозиция под открытым небом.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото: Михаил Прехнер, современные фотографии автора

Постоянная ссылка:

Алтай. Усть-Сема 1935 год. Открытие моста через Катунь!






Поделиться ссылкой:

Related posts

Leave a Comment

четыре + 20 =