Чуйский торговый путь!

"Поражение – не поражение, если только вы не признаете его таковым в своем сознании." Брюс Ли ©

Алтай. Чуйский торговый путь: 3 тыс. лошадей и 600 проводников в год!

В то время, когда первые купцы проникали в Горный Алтай, а затем – в Монголию и Китай, Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу. Местами этот верховой путь был очень труден, особенно осенью, в начале зимы и ранней весной, когда тропа обледеневала и становилась слишком скользкой. Нередкими были случаи, когда во время перевозки грузов вьючные лошади срывались в ущелье.

Фото Ольга Шадрина

Постепенно горная тропа улучшается, превращается в колесную дорогу. Сначала был сделан участок от Бийска до с. Алтайска, а в 60-е годы 19 века – от Алтайска до Шебалина. На дорожные работы привлекались крестьяне близлежащих сел. Определенную помощь оказывали купцы, которые были заинтересованы в пуске колесной дороги. Так, некоторые улучшения на Камаринском перевале и на участке от Черги до Шебалина были сделаны в 1865 году на средства, выделенные купечеством. В 1877 году перестраивается участок от Шебалина до Онгудая, а в 1879 – 1880 годы – между Онгудаем и Хабаровкой.

Большую помощь оказал военный отряд, базировавшийся в Онгудае, и местное население. Использование труда коренных жителей – алтайцев на дорожных работах было одной из форм их эксплуатации.

« Некоторые купцы, пользуясь своим влиянием на состоящих у них в долгах инородцев, ограничивались тем, что посредством усиленного труда последних постепенно расширяли самые неудобные участки верховых тропинок настолько, чтобы по ним могли безопасно пробираться навьюченные лошади и верблюды», – говорилось в одной из статей.

От Хабаровки до монгольской границы путь был исключительно верховым. В 90 – ые годы устраняются отдельные «гиблые» места на всем протяжении этого участка: расширяется тропа, уравниваются выступы скал, убираются камни, укладываются некоторые деревянные настилы и каменные барьеры.

Алтай. Чуйский торговый путь: 3 тыс. лошадей и 600 проводников в год

Не смотря на очень трудные условия перевозки, сопряженные с большой опасностью, медленностью и дороговизной доставки товаров, Чуйский торговый путь занимал видное место в русско-монгольской и русско-китайской торговле. Так, с 11 июля 1891 года по 1 декабря 1897 года (за семь неполных лет) ввезено различных товаров из Монголии в Россию 57779 пудов на 1721387 рублей. За этот же период ввезено товаров из Китая на сумму 2422974 рубля, вывезено в Китай – на 2246777 рублей. К 1901 году ежегодный торговый оборот только Китая составил 1724580 рублей. А немногим более 5 лет тому назад, годовой торговый оборот в Чуйском направлении не превышал 300 тыс. рублей.

Основными русскими товарами, идущими в Монголию и Китай, были зерно, мука, различные крупы, конфеты, сахар, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, вина, галантерейные товары, стальные и железные изделия, свечи, спички, ружья, порох.

Китайско-монгольскими товарами, привозимыми в Россию, являлись кирпичный и байховый чай, верблюжья и баранья шерсть, китайские шелковые ткани, шкурки соболя, куницы, лисицы, белки, сурка и других зверей.

Чуйский торговый путь давал жизненные средства некоторой части трудового населения Горного Алтая, обеспечивал их товарами первой необходимости. Особенно для бедняков, обремененных долгами, тракт давал дополнительные средства к существованию которые они зарабатывали, нанимаясь на определенное время перевозить купеческие товары.

Кузница

Если в начале действия Чуйского торгового пути перевозками товаров занимались, главным образом , крестьяне Смоленска, Алтайска, Черги, Шебалина, то в последующие годы в этот промысел включились крестьяне Онгудая, Хабаровки, Чибита, Кош-Агача и других сел, прилегающих к тракту. Возчики грузов в зависимости от участков перевозки делились на степных и горных.

До конца шестидесятых годов 19 века степные возчики доставляли грузы из Бийска только до с. Шебалина. Здесь в то время находился конечный пункт колесного и санного пути, и располагалась таможня. В семидесятые годы их путь удлинился, дошел до Онгудая, ставшего перевалочным пунктом и резиденцией таможни, которая была образована 11 июля 1891 года. Степные возчики работали в течение всего года и перевозили товары зимой на санях, летом на таратайках (двуколках). Горные или, как еще их называли, чуйские возчики занимались перевозкой грузов вьюками.

Перевозкой купеческих грузов занимались артели ямщиков, которые организовывались с таким расчетом, чтобы на каждые 10 вьючных лошадей или верблюдов было два человека. Обычно в них состояло по 5 – 10 человек. Назначались старшие возчики. Сбрую и вьючные предметы (веревки, мешки, палатки) возчики должны были иметь свои, но иногда их за определенную плату предоставляла артель или заинтересованная в перевозке сторона.

Белый бом

Кроме артельной, существовал еще и вольный извоз. Им в основном занимались бедные русские крестьяне и небольшая группа алтайцев. Вольный ямщик имел одну-две лошади, а остальных брал на различных арендных условиях у более зажиточных крестьян или у богатых скотоводов-алтайцев за известное вознаграждение, за отработки в их хозяйстве в виде заготовки сена, пастьбы скота. Даже некоторая часть середняков, которая не нанималась в ямщики, отдавала своих лошадей в извоз артелям или вольным ямщикам. В этом середняки были кровно заинтересованы, поскольку получали дополнительные доходы. Бедняки, не имеющие лошадей, самостоятельно перевозкой не занимались. Они нанимались в бригады вольных или артельных ямщиков.

Для перевозки всех грузов по Чуйскому тракту требовалось около трех тысяч лошадей и 600 проводников в год.

На лошадей навьючивали по 6 , на верблюдов по 15 пудов груза.

Гужевая дорога

Для артелей ямщиков и местного коренного населения одновременно существовала и ямская повинность. Артельные ямщики содержали определенное количество лошадей и обязаны были бесплатно возить членов полиции, мирового судью, врача, священника, родовых старост, зайсанов, писарей и других должностных лиц инородческого управления, а также почту. Лишь в редких случаях проезжающие чины других ведомств обязаны были платить за взятых в прогон лошадей….

Д. И. Табаев, Чуйский тракт, 1975 г.

Путешествия продолжаются.. Ольга Шадрина. Архивные фото, фото автора

Начало читайте здесь: ТАЙНЫ ЧУЙСКОГО ТОРГОВОГО ПУТИ!

Related posts