Алтайские каменные чудеса!
Когда я первый раз попала в Эрмитаж, больше всего хотела увидеть именно её. Ходила по залам и искала. А когда нашла, встала и долго стояла рядом. Рассматривала и поражалась всему — красоте, мастерству, масштабам.
Это поистине царица ваз
Вес 19 тонн, диаметр 5 метров, высота почти 3 метра. Крупнее в мире нет. Она самая-самая. Большая Колыванская ваза.
Отдельная история, как эта великанша оказалась в стенах Эрмитажа — её заносили, когда здание не было достроено. Ещё одна о том, как шедевр доставляли в Санкт-Петербург — полгода через всю страну на лошадях и плотах. И я об этом тоже когда-нибудь расскажу.
Но сегодня речь о том месте, где вазу сделали
О маленьком селе Колывань в Алтайском крае. Мне кажется, что многие о нём даже и не слышали. А между тем Колывань вместе с Екатеринбургом и Петергофом стояла у истоков камнерезного дела в нашей стране.
В конце XVIII века здесь обнаружили большие залежи поделочного камня. Чтобы пустить в дело найденные порфир, яшму, агат, мрамор, кварцит, в селе с лёгкой руки Екатерины Великой открыли камнерезную фабрику.
Причём использовали для неё мощности медеплавильного завода, который основал в Колывани ещё Акинфий Демидов. Его производство закрылось, а плотина как раз пришлась очень кстати для обработки камней.
И, представляете, камнерезное дело в этом селе живёт до сих пор
Причём держит марку — мастера работают в очень сложном стиле «флорентийская мозаика» и делают эксклюзивные работы. Смотришь и не веришь, что они из камня.
Сам процесс тоже впечатляет. Очень тяжёлый и кропотливый. Причём от момента добычи — это надо видеть, как дядьки долбят валуны. И до обработки — чтобы сделать простое каменное яблочко, уходит пара дней, а чтобы изготовить целое панно, несколько месяцев.
Интересно и в местном музее
В нём вся история камнерезного дела Колывани. Даже восстановлены в миниатюре механизмы старинной фабрики. И само собой в музее работы местных мастеров, очень много работ. И та самая ваза из Эрмитажа — правда, только на фото.
"