Алтай – земля свободы веры! Как такой крошечный регион вместил в себя 6 религий?

"Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех." Борис Акунин

Алтай – земля свободы веры! Как такой крошечный регион вместил в себя 6 религий?

Первое, с чего надо начать рассказ об алтайских религиях – это Белуха, алтайцам так же известная как Уч-Сюмер (Трёхглавая) или Кадын-Бажы (Голова Катуни или Главная Госпожа), а казахам – как Музтау (Ледяная гора). Это высшая толчка Алтая и всей Сибири, и до более высоких гор Тянь-Шаня и Куньлуня от неё тысячи километров. Со стороны Республики Алтай она выглядит как тризубец круглого пик Делоне (4260м), острой главной вершины (4509м) и вычурной Западной Белухи (4435м):
Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

А со стороны Казахстана – более двуглавая, чем Эльбрус. Николай Рерих в своё время нарёк её Северным Кайласом, а в алтайских поверьях связь нашего Среднего мира с Верхним выглядит как древо, ветви которого спускаются к различным вершинам, перевалам, источникам, а ствол уходит от вершины Белухи. Людям испокон веков запрещалось приближаться к священной горе. И алтайские народы, разойдясь от Босфора до Восхода, от Ирана до Таймыра, принимали ислам, буддизм, христианство, но сами алтайцы не принимали ничего, продолжая хранить веру предков.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

За древней эпохой степных каганатов на Алтай пришли “тёмные века”, оставившие его далёкой периферией. Ситуация стала меняться где-то в 17 веке, когда тилингиты – коренные жители бассейна Катуни – вошли в ойратский союз монгольских и тюркских народов, у нас более известный как “джунгары” или “калмыки”.

Та эпоха в памяти алтайцев осталась Золотым веком, когда они превратились в самостоятельный и грозный народ. Алтайцы оставались язычниками, но поскольку Джунгария была буддийским государством, тибетское учение робко начало и на Алтае пускать корни. Джунгары вели долгую войну с казахами, регулярно атаковали флегматичный Китай и даже русских трепали изрядно.

Ближайший к Алтаю город Бийск был заложен в 1709 как крепость для защиты от джунгар, коими здесь были сами алтайцы. Но потом Россия покорила Кузнецкую котловину, лишив ойратов лучших месторождений железа, а в 1740-х годах Джунгарию разгромил Китай, устроив жесточайшую резню, к которой с радостью присоединились натерпевшиеся от джунгарских набегов казахи.

Алтайцам в этой ситуации было некуда пойти, кроме как под Россию. Буддизм с отрывом от джунгар они позабыли довольно быстро, а вот шаманство в горной глуши продолжило жить вплоть до советских времён. Вот например ритуальный клад с шаманско-буддийскими элемнтами (включая свастики), найденный у села Кокоря в Чуйской долине:

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

Материальное наследие кам-дьянг (“шаманской веры”) сохранилось теперь только в музеях, и может быть где-то в потайных местах, о которых алтайцы не расскажут русским. Вот например курмёжки: так русские называли идолов от местного “кюрмюш” – дух-хранитель дома, здесь такой отмечен цифрой 2. Под цифрами 3 и 4 – духи предков тюнурчеки, а гирлянда фигур наверху – это кайындар, “дочери горы”, потусторонний эскорт шамана. Впрочем, “шаман” – эвенкийское слово, а здесь жрецов называли “кам”, отсюда и слово “камлание”.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

“Шапка-птица” (куш-бёрюк) с кадра выше принадлежала шаману Чоодуру Штанакову из Чибита, а в музей поступила в 1920-е годы. Тогдашнее язычество Алтая было типичным для тюркско-монгольских народов: Верхним миром заведовал громовержец Ульгень, Средний мир хранила мать-земля Умай, а Нижним миром правил безобразный тёмный дух Эрлик.

Но камы обращались к ним ко всем: это в “религиях спасения” есть Бог, которому нужно просто верить, а в язычестве любые силы были простой данностью, с которой должен был считаться человек. Шаманы высшего класса “укту-кам” могли обращаться ко всём мирам, но большинство специализировались лишь на одном направлении, причём женщины обращаться к Верхнему миру не могли.

Помимо камов, были и кайши – сказители, которые к духам не хаживали, но могли с ними разговаривать сквозь границы миров. На любые камлания надевалась шапка-птица, но к Ульгеню ходили в белом халате, а к Эрлику надевали “манжак” –  своеобразный скафандр для враждебной среды Нижнего мира. Он включал уже знакомых кайындар (хранительниц), крылья “канат”, всяческие бубенцы и звенящие подвески, служившие в Подземном царстве “бронёй”.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

Но саму способность ходить в иные миры люди получили не от Ульгеня, а от Эрлика, и именно подземный дух подарил первому каму тюнур – бубен. Это был главный атрибут шамана, олицетворявший его внешнюю душу (идол внутри) и ездовое животное (натянутая шкура) в стране духов. Каждый бубен делался под руководством кама индивидуально для него, и с того момента, как шаман впервые брал тюнур в руки – никто не имел право к нему прикасаться. На жизнь кама было отпущено несколько бубнов, с износом последнего он умирал. Вот тут слева бубен Кымчанака Ерасеева из Кебези, справа бубен и шапка Бардам Туйменековой из Бешпельтира, а в музей они попали в 1930-х годах.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

Ну а мир алтайца пронизывали духи – хранители природы ээзи или злые посланники нижнего мира – алмысы и шулмусы. Вот например слева россыпь эрнегендеров – такие заворачивались старухой на свадьбу дочери или рождение внуков и хранились где-то в потайном месте, где несколько раз в год их кормили молоком. Справа изображавшиеся не идолами, а чем-то вроде икон орёкёндёр и канаттулар – духи-покровители разных специализаций.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

Первой религией внешнего мира, сумевшей закрепиться на Алтае, оказалось староверие – в середине 18 века большая часть Алтая, особенно долина Бухтармы, оставались фактически нейтральной зоной, которую и начал заселять бородатый люд, привыкший полагаться только на свои силы. Так образовались русские “бухтарминские каменщики” (то есть горцы), которых с окончательным присоединением Алтая к России объявили инородцами. Но староверческие сёла других волн переселения (не всегда  добровольного) возникали не только на южном, но и на Северном Алтае, в основном по рекам Бия и Ануй.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

Итак, официально принявший русское подданство в 1756 году Алтай к началу 19 века представлял собой край, населённый полукочевыми язычниками, промеж которых горой стояли сёла русских староверов.

В 1828 году по инициативе тобольского архиепископа Евгения (Кузнецова) в Бийске, расцветавшем на купеческой торговле по Чуйскому тракту, была создана Алтайская духовная миссия. Её квартал с постройками 1880-х годов уцелел среди многоэтажек недалеко от центра Бийска (на кадре ниже).

В Сибири эта миссия была не единственной, но крупнейшей, и важнейшую роль в ней сыграли два Макария, ставших “апостолами Алтая”. Макарий (Глухарёв) возглавлял Миссию в 1830-44 годах, работал в основном в Улале (нынешний Горно-Алтайск), выучил алтайский язык и перевёл на него часть Библии. Идеей этой он так проникся, что взялся переводить Библию ещё и на современный русский язык. Синод в этом увидел крамолу и отозвал Макария, а его преемники проповедовали на Алтае с позиций русификации.

Расцвета миссия достигла в конце 19 века при Макарии (Невском), о котором я слышал полярные точки зрения – одни пишут, что он был бескомпромиссным русификатором, другие – что он вернулся к идеям Макария (Глухарёва). Как бы то ни было, именно миссионеры в 19 веке были главной русской силой на Алтае..

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

И построили в горах несколько десятков деревянных и пару-тройку каменных церквей.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

С другой же стороны в двери Алтая всё чаще стучались буддийские ламы. Экономика гор держалась на ярмарке в Кош-Агаче, куда съезжались русские купцы из Бийска и монголы с товарами Китая. Участвовали в этой торговле и сами алтайцы-теленгиты, и богаче всех зайсанов (старейшин) были купцы Кульджины.

Аргамай Кульджин торговал с монголами, улучшал породу местных лошадей, на Алтае слывя заступников и благодетелем. Он-то и считается современными историками покровителем алтайского буддизма. Подозреваю, что в тайне Аргамай лелеял планы объединения с монголами под одной крышей империи Цин, которая всё равно уже трещала по швам.

Как часто бывало, обратившись к России за спасением, когда всё улеглось алтайцы о своём выборе крепко пожалели. Смута забылась, память о золотом веке Ойратии осталась, и с каждым поколением власть Белой горы делалась всё более ненавистной, и всё слаще делалась легенда об Ойрат-хане, который выжил в войне с китайцами, казахми и русскими и однажды, когда рухнет одна из вершин Белухи, вернётся с Восходом Солнца и освободит свой народ.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

Но перетягивание шаманского Алтая между буддистами и православными дало совсем неожиданный результат – появление новой религии. В 1904 году пастух Чет Челпанов из селения Кырлык у долины Теренг (ныне это в Усть-Канском районе) увидел сон, в котором к нему явились трое всадников в белых одеждах, и старший обратился к чабану на незнакомом языке, а младшие взялись переводить – посланники сообщали чабану заповеди новой веры.

Эти семена упали на благодатную почву: несколькими годами ранее с вершин Белухи обрушился ледник, а где-то на востоке Страна Восходящего Солнца громила воинство Белой горы в пух и прах. От кам-дьянг отпочковалась ак-дьянг, Белая вера, религия спасения на базе шаманства. Так как спасителя, в образе которого должен явиться Ойрат, местные называли Ак-Бурхан (“белое божество”), в русские источники эта религия вошла как бурханизм.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

Новая вера разошлась по Алтаю стремительно, и алтайцы многих племён и сёоков (родов) сжигали курмёжки и святилища в виде растянутых шкур, изгоняли и убивали “тёмных” шаманов, строили у берёз тагылы – алтари. Между тем, царские власти быстро углядели в этом японский проект разложения тыла, да и религиозное восклицание “Алтай тохой!” для них звучало как “Алтай – (к) Токио!”. На следующий год на моление в долину Теренг нагрянули казаки, избили алтайцев, смачно пограбили их дома (пользуясь своей безнаказанностью вдали от любого надзора). Шаманов же в 1908 году российская власть и вовсе взяла под охрану.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

Ну а потом случился 1917-й год, уровнявший всех. Гражданская война на Алтае шла жестоко – красные добивали малочисленных белых, а белым было нечего терять. Советская власть много сделала, чтобы принести сюда цивилизацию – закончила Чуйский тракт, строила больницы и школы. Но вместе с тем сжигались церкви, репрессировались шаманы, унифицировались культуры.

Знаковым событием для Алтая стала Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов, одним из ключевых пунктов которой был Верхний Уймон, в 1926 году ставший базой походов к Белухе. Её силуэт отчётливо угадывается на картине Николая Рериха “Победа”:

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

И хотя эта экспедиция ничего в происходившем тогда на Алтае не изменила, она оставила очень важный задел на постосветскую эпоху. Но памятники атеистического Алтая, как правило посвящённые и Гражданской, и Великой Отечественной войнам сразу – тоже в большинстве своём нетривиальны:

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?

Ну а с распадом СССР на Алтае началось стремительное возрождение всех его старых религий. А кладбища алтайских сёл выглядят так – сходу и не скажешь, какой веры люди на них покоятся.

Алтай - земля свободы веры. Как крошечный регион вместил в себя 6 религий?


"

Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег.
Сэмюел Батлер
"

Related posts