Чуйский тракт в 30 -ые годы!


Алтай. Чуйский тракт в 30 -ые годы прошлого века: строительство мостов, «крушение» бомов!

Совсем скоро 26 мая 2022 года Республика Алтай будет праздновать 100 – летие со дня признания Чуйского тракта – трактом государственного значения.

Рассмотрим как все начиналось.

1910 г. Фото Алексея Сухарева

Тридцатые годы прошлого века.

«….Темпы дорожных работ на Чуйском тракте особенно усилились в связи с подготовкой и празднованием десятой годовщины образования Ойротской автономной области.

Широкий размах приняло социалистической соревнование между районами, сельскими Советами, селами, колхозами, дорожными участками, бригадами. Лучшим строителям вручались премии, Почетные грамоты, присваивалось звание почетного ударника, и выдавались билеты ударника. Имена передовых рабочих заносились на Красную доску, а лодырей и пьяниц – на черную. В области хорошо были известны бригады Шестакова и Липунова.

В результате соцсоревнований и ударничества план 1932 года был перевыполнен на 12%, а стоимость строительства снижена против планового задания на 19,7%.

Вопросы дорожного строительства в области явились предметом обсуждения на совещании, состоявшемся 26 сентября 1932 года в г. Москве у заместителя начальника Главдортранспорта Ф. Я. Лаврова. От Ойротской автономной области в работе совещания участвовали начальник доротдела облисполкома И. И. Брылевский и пре6дставитель области при ВЦИК и СНК РСФСР М. И. Яблачев. После обсуждения доклада И. И. Брылевского «Проблемы дорожного строительства и автотранспорта Ойротии» было решено выделить области в четвертом квартале 1932 года 2 грузовые и 1 легковую автомашины, в первом квартале 1933 года дополнительно – 4 грузовые автомашины, два моторных катка, два гусеничных трактора, одну корчевальную машину и один компрессор.

Дорожное строительство особенно большой размах получило в годы второй пятилетки.

В результате только 1933 году были значительно улучшены участки тракта: Майма – Муны, Семинский перевал – Онгудай – Улита – Хабаровка.

1930 годы. У скалы Шаманский камень

Много хлопот доставляли паромные переправы через Катунь между бомом Кор-Кечу и селом Иней, где часами стояли автомашины и подводы, ожидая очереди. Необходимо было строить мосты или пробивать скалы и вести тракт в обход.

Было решено сделать обход, и советские люди пошли на штурм вековых неприступных скал. Началась упорная, поистине героическая борьба человека с бездорожьем. Около трех месяцев непрерывно грохотали мощные взрывы, низвергавшие огромные глыбы камня, десятки и сотни тысяч кубометров грунта.

И 23 мая 1933 года, к большой радости строителей, по участку тракта около трех километров, проложенному сквозь скалы, уже могли проходить автомашины.

Высокими темпами шли дорожные работы и на других участках, в результате чего годовой план строительства был выполнен к 1 октября 1933 года на 106,1%.

В приказе начальника Всесоюзного управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при СНК СССР Серебрякова, который в октябре 1933 года, приехав в Горный Алтай, вместе с секретарем обкома партии Хабаровым и председателем объединения «Совмонголтувторг» Гордоном знакомился с ходом строительства Чуйского тракта, отмечалась хорошая работа отдела механизации и автопарка, руководимого инженером Мешковичем, строительной бригады шестой дистанции, возглавляемой бригадиром Кузнецовым, начальника второй дистанции Дубоносова, четвертой – Хохлова и других.

Арка на Белом боме, 1924 год, фото Дмитрия Кашинцева

На строительстве все более широкий размах принимает ударничество.

Если к 1 июля 1933 года ударников на тракте было 86 человек, то 20 октября их уже стало 222 человека. Количество соревнующихся за это же время увеличилось с 293 до 645 человек. В начале октября того же года состоялся первый слет ударников, 2 ноября был выпущен первый номер газеты «Ударник Алтайдорстроя», посвященный передовым людям тракта.

Значительные скальные работы по расширению полотна дороги и выпрямлению трассы на опасных участках и поворотах в 1934 году произведены в горной части тракта за селом Иней. Работы шли успешно. Этому способствовало то, что партийные организации сумели создать большой накал трудового соперничества и соревнования. Количество соревнующихся составило 64,2 % от общего числа работающих, ударничеством было охвачено 565 человек, или 33,8 %. Управление Чуйского тракта держало первенство среди управлений дорог системы «Совмонголтувторг», за что ему было вручено Красное знамя…

Архивное фото

В эти годы укрепляется и автотранспортный парк. На 1 апреля 1934 года в управлении дороги имелось 54 автомашины «Форд» и 43 – «Амо», несколько тракторов марки «фордзон», моторных катков, компрессоров и другой дорожной техники. Под автопарк подводится техническая база, строится авторемонтная мастерская, создается 6 автоколонн.

Много было сделано по улучшению жилищно-бытовых условий шоферов и всех работающих на тракте. На культурно-бытовое строительство только в 1934 году было затрачено 613 тысяч рублей. Для шоферов были построены общежития в Ине, Черге и Топучей. На дороге действовали 7 столовых, две библиотеки (Бийске, Ине).

В 1935 году отпускается дополнительно еще 246 тысяч рублей на строительство станций обслуживания в с. Шебелине, 288 тысяч 500 рублей – на расширение и реконструкцию производственных зданий и сооружений.

Ремонт Чуйского тракта 1931 г. Архивное фото

Много внимания уделяется в эти годы подготовке механизаторских кадров. Только в 1933 – 1934 гг. на базе Бийского автопарка и мастерской было подготовлено 210 шоферов, монтажников и автослесарей.

На основании Постановления СНК РСФСР от 5 ноября 1934 года и приказа ЦУ Дортранса от 29 декабря 1934 года на базе стройшосдора № 6 организуется Управление дороги Бийск – Кош-Агач.

В результате напряженного труда в мае 1935 года по проекту инженера А. Кнушевицкого был построен и сдан в эксплуатацию деревянный мост через реку Бию в городе Бийске.

А в ноябре того же года вступил в строй еще один деревянный через реку Ишу, который был построен по проекту и под непосредственным руководством начальника производственно-технического отдела управления строительством шоссейных дорог А. И. Труевцева.

А. И. Труевцев является также автором и руководителем строительства деревянного моста через Катунь у села Усть-Семы, который вступил в стой 30 марта 1035 года.

Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 году сооружение Ининского, первого в мире двухкабельного висячего моста через р. Катунь, спроектированного инженером С. А. Цаплиным.

Архивное фото

Следует отметить, что С. А. Цаплин руководил людьми, претворяющими его проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства.

Чуйский тракт на всем своем протяжении Бийск – Майма – Усть-Сема – Черга – Онгудай – Иня – Кош-Агач – Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 года.

В дальнейшем велись работы по расширению и улучшению полотна дороги.

В 1937 – 38 гг. расширена дорога на Чике-Таманском перевале, в районе урочища Айгулак, на 420 – 450 километрах пути.

В связи с возрастание грузооборота в 1938 году начата капитальная реконструкция тракта: выпрямление отдельных участков, расширение и улучшение проезжей части, его гудронирование, замена и ремонт старых мостов и т. д…»

Начало читайте здесь:

Чуйский тракт, Д. И. Табаев, 1975 г.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Архивные фото.

"Пришел я к горестному мнению от наблюдений долгих лет: вся сволочь склонна к единению, а все порядочные — нет. Игорь Губерман"

Related posts