Алтай! Чуйским трактом от Онгудая до Ини в 70-х годах прошлого века!

"Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь." Наполеон Хилл ©

Алтай! Чуйским трактом от Онгудая до Ини в 70-х годах прошлого века!

…Больше всего в тексте издания «Чуйский тракт» 1975 года издания под редакцией Д. И. Табаева, меня удивила не вполне реальная высота Чике-Таманского перевала, меня поразило стихотворение известного на Алтае ученого, первого в этом регионе доктора филологических наук — С. С. Суразакова. В нем тонко проведена некая параллель между обрядами – ролью шаманов – ролью партии и правительства в жизни населения Алтая, что перестраивала обычаи прошлого, ведя население к пониманию человека, как главенствующего начала… даже над природой.

А вы как думаете?

Архивное фото. И. Моторин. Виден паром через Катунь
Архивное фото. И. Моторин. Виден паром через Катунь

«…За Онгудаем Урсульская долина суживается и за селом Улита переходит в ущелье. Справа в Урсул впадает речка Большой Ильгумень. Слияние двух этих рек с давних пор считалось местом большого скопления рыб. Сюда на рыбную ловлю ездили из Бийска, Барнаула и других городов и сел бывшей Алтайской волости.

В долине Малого Ильгуменя находится село Хабаровка. Оно основано в 1874 году купцом Хабаровым, который имел здесь склады. Однако официально Хабаровка стала называться селом с 1889 года. Первыми поселенцами были крестьяне села Шульгин Лог Алтайской волости во главе с С. Т. Полининым, который еще раньше ездил сюда на рыбалку и облюбовал это место. В год их приезда поселок составляли 26 семей алтайцев. Для своих хозяйственных нужд (полива покосов и небольших пашен) они использовали в то время древние арыки (суваки), строительство которых ученые относят к 5- 6 векам н. э.

Онгудай. фото Ольга Шадрина
Онгудай. фото Ольга Шадрина

От Хабаровки тракт идет к известному Чике-Таманскому перевалу. Делая головокружительные зигзаги, он взбирается на самую кручу. Опасные участки слева обложены высоким барьером из камня-плитняка. Подъем 7 километров, спуск – 4. На самой вершине перевала оборудована беседка. Отсюда на десятки километров видны горные громады, увенчанные снежными вершинами, и плывущие над ними облака. Дух захватывает от этой неповторимой картины. Высота перевала 1860 м над уровнем моря. Но из-за своей крутизны он кажется значительно выше. Невольно вспоминаются стихи поэта, ученого – первого алтайского доктора филологических наук С. С. Суразакова:

Есть легенда, жившая веками:

«На вершинах гор не говори.

Не кричи. Будь молчалив, как камень,

Не серди хозяина горы…»

И, взбираясь по тропинкам волчьим,

Ехал человек без шапки, молча.

Это выдумка шаманов злая,

Чтоб, короткий доживая век,

Голос не посмел поднять на бая

Нищетой убитый человек.

Наши горы новью заблистали,

Расцветай в труде, родимый край,

Мы в горах хозяевами стали.

Э-э-эй, мой солнечный Алтай!

Ильгуменский порог на Катуни. Фото Ольга Шадрина
Ильгуменский порог на Катуни. Фото Ольга Шадрина

Сделав у подножия Чике-Таман последнюю замысловатую петлю, дорога бежит вниз по долине Малого Ильгуменя и вскоре приводит путника в Купчегень. Тесно становится этому селу в неширокой долине. Оно строится, растет и хорошеет. А каких-то девяносто лет назад здесь никто не жил. Первыми поселились в 1883 году четыре семьи Куликовых, переехавших сюда из Алтайской волости. Село выросло в советское время. Сейчас Купчегень является центральной усадьбой козоводческого совхоза, являющегося одним из передовых хозяйств Онгудайского района.

Через 7 километров, у бома Кор-Кечу, снова предстоит встреча с красавицей Катунью.

Бомы. Фото Ольга Шадрина
Бомы. Фото Ольга Шадрина

До прокладывания тракта по современному направлению путникам приходилось здесь переправляться на правый берег Катуни. Переправа всегда была трудным и опасным делом. Из исторических источников известно, что в древности существовала канатная переправа, следы укреплений в виде отверстий в скалах можно заметить и сейчас. Известны и другие способы переправы: лодками и плотом. Древняя лодка представляла собой боту из выдолбленного дерева. А плотом служил простой настил, оборудованный на двух-трех таких ботах. Переправляться было опасно. Недаром эта переправа была названа «Кор-Кечу» — гибельная переправа. Существует легенда, говорящая о том, что когда-то один из алтайских предводителей войска шел на войну с иноземными захватчиками и, чтобы переправиться через Катунь, велел пробить в береговых утесах отверстия и укрепить в них канаты из кожаных ремней, а за канаты зацепить повода плота. Затем, желая знать, сколько воинов погибнет на поле боя и сколько вернется домой, он приказал, чтобы перед переправой каждый воин положил на берег один камень, а по возвращении сбросил его в воду. Так и было сделано. При возвращении войска число несброшенных в воду камней оказалось весьма значительным, что говорило о большой убыли воинов, погибших в битвах и при переправе через Катунь. Поэтому место этой переправы и было названо «Кор-Кечу» (Гибельная переправа).

Паром впервые здесь был построен в 1903 году крестьянами деревни Талды Ощепковым, Болотновым и Черновым. Они же строили и другие паромы на Катуни.

Устье Б. Яломана. фото Ольга Шадрина
Устье Б. Яломана. фото Ольга Шадрина

Кор-Кечу – один из интереснейших бомов тракта. Здесь можно увидеть песочные пирамиды. Скалы и песчаные утесы нависают прямо над головой. А впереди ждут встречи с другими бомамаи: Уркош, Кынырар. Айры-Таш, Яломан. Проезжая эти катунские бомы, невольно вспоминаешь популярную среди шоферов песню, родившуюся в трудные тридцатые и сороковые годы, об отчаянном шофере Кольке Снегиреве. Прототипом Коли Снегирева послужил шофер Николай Ковалев, который жив и работает в Бийске. А прототипом Раи явилась первая женщина-шофер Панкова Мария Михайловна, ездившая на зеленом «Форде».

«… Полюбил крепко Раечку Коля

И везде, где бы он не бывал,

Средь простора Курайского поля

«Форд» зеленый глазами искал».

Суваки Малого Яломана. Фото Ольга Шадрина
Суваки Малого Яломана. Фото Ольга Шадрина

Тракт проходит высоко над обрывом. Внизу бурлит и пенится Катунь. Поворот за поворотом. И, наконец, показывается село малый Яломан, расположенное у самой Катуни. Чудесный микроклимат дал возможность организовать здесь опытный участок Горно-Алтайской экспериментальной базы горного садоводства. О Яломане многие знают не только по саду, но и по героическому переходу через неприступные Яломанские белки двух кавалерийских дивизионов под командованием товарища И. И. долгих, которые 10 апреля 1922 года, пройдя через снежные горные перевалы, внезапно ворвались в Катанду и уничтожили бандитское гнездо Кайгородова.

Яблочки Малого Яломана. фото Ольга Шадрина
Яблочки Малого Яломана. фото Ольга Шадрина

Подъезжаем к селу Ине. Справа виден висячий мост. Едем по новому мосту, построенному по проекту В. А. Осипова в 1970 году.

Иня, где в 1897 году стояло всего три избы новокрещенных алтайцев да торчала небольшая часовня, сейчас является центральной усадьбой козоводческого совхоза. Кроме того, они играет большую роль в подготовке механизаторов для колхозов и совхозов области. Здесь уже много лет существует сельское профессионально-техническое училище.

ИТнинские мосты. Фото Ольга Шадрина
ИТнинские мосты. Фото Ольга Шадрина

За Иней тракт, попрощавшись с Катунью, устремляется вверх по долине ее правого притока – Чуи…»

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото Автора

Related posts

Leave a Comment

4 × 2 =