Алтай. Какое счастье, что мы имеем возможность…

"Оптимизм - это доктрина, утверждающая, что все прекрасно, включая безобразное, все хорошо, особенно плохое, и все правильно, в том числе неправильное… Доктрина эта передается по наследству, однако, к счастью, не заразна." Амброз Бирс

Алтай. Какое счастье, что мы имеем возможность…

Какое счастье, что мы имеем возможность прикоснуться к культурным ценностям давно ушедших эпох, осознать, изучить и передать детям.

И ценности эти находятся не где-нибудь в музее, а там, где они и были созданы людьми, отдаленного от нас прошлого.

Чуйская степь фото Ольга Шадрина
Чуйская степь фото Ольга Шадрина

Археологический комплекс Туру-Алты включает петроглифы, стелы, курганы, ритуальные выкладки. Петроглифы Туру-Алты расположены на южных склонах скалистой гряды, что является западным отрогом хребта Сайлюгем. Гряда эта тянется 1.5 – 2 км вдоль правого берега реки Бар-Бургазы. От села Кокоря эта местность видится цепочкой гор, врезающейся в Чуйскую степь с севера. Основная писаница Туру-Алты располагается на крайней горе этой цепочки с южной стороны. Чтобы осмотреть петроглифы надо взобраться на ее вершину.

Сама эта гора и ее вершина является сакральным местом, возможно даже, что она – родовая гора для живущих здесь племен. Ведь именно на ней организован такой своеобразный алтарь со всеми присущими святому месту атрибутами.

Рисунками покрыта отвесная скала, ориентированная на юг. Основными изображениями писаницы являются олени. Два крупных изображения расположены в средней и верхней частях писаницы. В нижней части показаны олени с закрученными в «завитки» рогами, что отчасти напоминает растительный орнамент. По стилистики эти изображения можно отнести к скифской эпохе. Отдельные рисунки или сюжеты располагаются и на соседних скалах этой вершины. На скальной поверхности, что ориентирована на восток, показаны антропоморфные фигуры лучника и наездник.

Эта Туру-Алтынская писаница не простое скопление рисунков, а их там боле ста, – это место ритуальное.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина
  • Во-первых, оно расположено у самой вершины горы.
  • Во-вторых, плоскость, на которой начертаны петроглифы, имеет почти вертикальную поверхность.
  • В- третьих, скальная плоскость имеет очень ровную (не спиленную, ли) поверхность.

Размеры основного персонажа писаницы – оленя-самца составляют в длину более метра. В этой наскальной композиции на лицо парность в изображении фигур: самец и самка. Фигуры оленей выбиты рядом и одна над другой. Под скалой с петроглифами есть «оборудованная» площадка, что является признаком сакральности места и уведомляет нас о том, что это святилище.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Перед вершиной, где находятся скалы с петроглифами, на относительно выровненной площадке, расположены курганы. Визуально они различны по структуре каменной наброски.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

У юго-восточного подножия этой горы на некотором расстоянии друг от друга сохранились одиночные стелы и их группы. В расположении стел имеет место парный характер.

Впечатлила нас группа стел, состоящая из 4 установленных рядом каменных плит. Они довольно широкие и почти плоские. На сегодняшний день стелы веером распадаются в разных направлениях. Почти у всех одиночных и групповых каменных стел сохранились прямоугольные оградки. Мне было весьма затруднительно рассуждать о времени их установки. На мой взгляд, они относятся к периоду между скифской эпохой и тюркской. Почти все каменные плиты не превышают рост человека, только одна достигает высоты более 3 – х метров. Она установлена как бы на входе в ритуальный комплекс.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Если смотреть на вершинную скалу с наскальными рисунками с местности, где находятся стелы, то несколько одиночных стел укладываются в линию, указывающую на эту писаницу. Совпадение ли это?

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

С привершинной части горы открывается вид на Чуйскую степь, где хорошо просматривается недействующая в наши дни система орошения, представленная сеткой каналов, разбивающая пространство на прямоугольники. Эта оросительная система на сегодняшний день уже сама стала историко-культурным памятником. Пока только нет к нему заслуженного внимания научной общественности, видимо, прошло мало времени для оценки этого творения советской эпохи.

При последовательном осмотре всех объектов археологического комплекса: курганов, стел, петроглифов – меня не покидало ощущение того, что у них присутствует незримая связь.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Место это запало мне в душу. Оно и в момент осмотра, и при написании статьи воспринимается мною целиком, хотя временные промежутки между сооружениями ее отдельных частей могли бы быть весьма большими.

· Рисунок наездника

· Курган, наброска которого напомнила мне афанасьевский кромлех

· Четыре стелы, развернутые временем в разные стороны и опоясаны одной каменной выкладкой

· Сетка оросительных каналов, что виделась геометрически выверенной

Мы с мужем тщательно осматривали это древнее святилище. Взбирались на вершину горы в поисках петроглифов. Обходили местность у подножия горы, разглядывая стелы. Стояли у курганов, думая о времени их сооружения. Довольно долго любовались видами на Чуйскую степь. Нас обдувал степной ветер, снимающий эффект теплового нагрева.

Все это время наш сын мирно спал в машине. Это говорит о том, что место это не тревожное – оно вполне гармоничное.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Люди, создавшие все эти объекты в древности, обозревали все тоже, что и мы сейчас в 2021 году. Перед нами расстилалась огромная межгорная котловина, ограниченная горными хребтами. Над ее днищем сосредоточились темные серые тучи. Невозможно было оторвать взгляд от серых полос -потоков влаги, что изливались из них, но не достигали поверхности Чуйской степи, растворяясь в сухом и жарком летнем воздухе. Вот, она – магия природы.

Люди той удаленной от нас эпохи от созерцания всего этого могучего и мощного окружающего пространства, скорее всего, ощущали, те же эмоции что и мы. С той лишь разницей, что мы просто гуляли, а они выполняли тяжелую физическую работу по вкапыванию стел, сооружению курганов, выдалбливанию рисунков.

В моей голове роились вопросы, возникали варианты ответов.

О курганах.

Чего же придерживались люди, создавая курганы в привершинной части горы?

– Может они опасались наводнения?

– Или они стремились «уложить» почитаемого воина там, откуда ему бы открывался чудесный вид?

– Или это курганы не содержат погребения, а сооружены в память о воине?

– Может это ритуальная выкладка, имитирующая курган? И сооружена она как место поклонения погибшего в отдалении от родной земли воина?

О петроглифах.

Имеется ли связь между большим количеством начертанных оленей на отвесной скале Туру-Алтынского святилища и поверьем древних в то, что именно олени доставляют душ умершего в потусторонний мир?

Почему на писанице два больших оленя, причем, самца и самки?

И не связано ли это с тем, что у начертанной скалы «кургана» тоже два?

Изображенный наездник на кого усажен?

– На Быка?

– Но кормов для крупного рогатого скота в Чуйской степи в настоящее время нет. Да и для оленей кормовая база сегодняшней Чуйской степи недостаточна.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Сильные эмоции на меня нахлынули в момент посещения этого комплекса, но еще более сильным был анализ и рефлексия увиденного в тот момент, когда я писала эти строки.

Туру-Алтынскую писаницу изучал Владимир Дмитриевич Кубарев. Он считал Туру-Алты мощным ритуальным комплексом, который включает: курганные могильники, стелы в оградках, керексуры, гигантские восьмикаменные кольца, древнетюркские оградки с изваяниями и другие памятники древности, и наскальные рисунки, нанесённые в большом числе на легкодоступных сланцевых выходах южных склонов невысокой горной гряды. Владимир Дмитриевич считал эту Бар-Бургазинскую наскальную композицию универсальным жертвенным алтарем, расположенным на самой вершине древнейшей родовой горы.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Путешествуя в этих местах, будьте уважительны к историко-культурным ценностям этой удивительной горной страны.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора

 



"

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Уж лучше голодать, чем что попало есть, И лучше одному, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям
"

Related posts