Каракумский канал – слово об искусственной реке, построенной инженерами СССР!

"Змея, которая не может сменить кожу, гибнет. То же и с умами, которым мешают менять мнения: они перестают быть умами." Фридрих Ницше

Каракумский канал – слово об искусственной реке, построенной инженерами СССР!

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Каракумский канал – один из самых грандиозных проектов Советского Союза. В 1988 году он был успешно сдан в эксплуатацию. Общая протяженность канала составляет более 1440 километров. По задумке советских инженеров, он должен был соединять между собой территорию Амударьи и акваторию Каспийского моря.

Поражает размах проекта. До сих пор в мире нет ему аналогов ни по сложности, ни по уникальным конструкторским решениям и условиям строительства в пустынной местности. Эта махина создавалась более трех десятков лет, первые строительные работы начались в 1954 году.

Канал строился на протяжении нескольких эпох разных советских вождей, для его постройки сюда приезжали люди со всего Союза. Каждая республика пыталась внести свой вклад в этот проект, присылая сюда не только живую силу, но и строительные материалы, та необходимые для грандиозного советского проекта.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

О постройке канала задумались очень давно – все дело в том, что территория Туркмении сильно страдала от засухи. И советские инженеры решились на смелый шаг – попытаться повернуть воды непослушной реки и заставить их работать на благо экономики страны. Строительство канала проходило в несколько этапов, на каждом из которых канал соединял между собой определенные населенные пункты.

Первый отрезок канал был закончен к 1959 году. И уже тогда появилась отличная возможность использовать этот кусок канала для орошения засушливой степи общей площадью более 1000 квадратных километров. Второй участок канала проложили через поселение Теджен.

Он был короче первого – всего 140 километров, однако позволил обеспечить водой более 700 квадратных километров местной земли. Благодаря ему более 30 000 гектаров сельскохозяйственных угодий были спасены от засухи. К столице республики канал был подведен лишь в 1962 году.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Несмотря на то, что до конца проекта было еще очень далеко, масштаб проделанной работы поражал воображение – было построено почти 800 километров этого искусственного водоема. А общая площадь орошаемых земель была примерно 3000 квадратных километров. Но не обошлось и без проблем.

С 1962 года строительство канала было заморожено и продолжили его строить лишь 9 лет спустя – в 1971 году. Тогда советские инженеры занялись проектированием четвертой части канала, которая по проекту должна была соединять между собой Ашхабад и Берикет. В ходе ее прокладки была построена Копетдагская плотина и одноименное водохранилище.

На последнем этапе строительства инженеры решили разбить канал на два направления. Одна из его частей была направлена в сторону юго-запада Туркменистана, к поселению Атрек и длина ее составляла более 270 километров.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

А вторая часть была проведена к населенному пункту Небит-Даг. Самый последний участок канала провели до Красноводска (современное название города – Туркменбаши). В наше время канал играет огромное значения в экономике данного региона.

Однако есть и свои проблемы. Дело в том, что на данной территории регулярно случаются песчаные бури, в результате которых происходит обрушение берегов этого искусственного водоема.

Поэтому местные власти вынуждены регулярно проводить здесь ремонтные работы и следить за неуклонным выполнением правил эксплуатации канала. Построить самую настоящую искусственную реку – на это были способны только инженеры Советского Союза.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Популярная наука



""Неудачу воспринимайте как благоволенье сил небесных. Как только до конца ее поймете, удачей обернется неудача. Удача, что вы поняли неверно, вмиг неудачей станет." (Книга Мирдада)"

Related posts