Прощай, немытая Европа!?

"Чтобы жить счастливо, я должен быть в согласии с миром. А это ведь и значит «быть счастливым»." Людвиг Витгенштейн

Западу больше не получится шантажировать Россию?

В третье десятилетие XXI века Россия вступила, так и не диверсифицировав полноценно экспорт своего главного богатства, природного газа. Как и в начале 2000-х годов, наша страна зависит от европейского рынка. Между тем прямо под боком расположена Китайская Народная Республика – один из крупнейших потребителей голубого топлива в мире. Обеспечить китайцев углеводородами можно, однако для этого необходимо иметь инфраструктуру. Появиться же она без масштабных инвестиционных вливаний со стороны государства не может.

“Газпром” подтвердил подписание с монгольской стороной протокола результатов технико-экономического обоснования проекта магистрального газопровода “Союз Восток”, что включает в себя детальный расчёт инвестиционных и эксплуатационных затрат. Со стороны отечественного газового монополиста свою подпись под документом поставил председатель правления госкомпании Алексей Миллер, со стороны соседнего с нами государства – вице-премьер Сайнбуянгийн Амарсайхан.

ФОТО: KIRILL KAMIONSKIY / SHUTTERSTOCK.COM

Следующим этапом является проектировка трубы – он завершится к 2023 году. Строительные работы могут стартовать уже в 2024 году. По монгольской территории пройдёт 963 километра газопровода (для лучшего понимания: это почти половина протяжённости “Ямал-Европы”). “Союз Восток” станет продолжением “Силы Сибири – 2”, чья мощность в 1,3 раза превзойдёт мощность первой “Силы Сибири”.

Рывок на просторы Поднебесной

Конечно, непосредственно монгольский рынок нам не слишком интересен – потенциальная потребность страны в природном газе оценивается специалистами в 2 миллиарда кубических метров ежегодно. Та же Белоруссия потребляет в среднем в десять раз больше. Однако земли южного соседа – важный коридор для доступа на рынок Китайской Народной Республики. Здесь нам светит нехилая сверхприбыль. КНР – одна из крупнейших потребителей газа в мире. Несмотря на безраздельное доминирование угольной энергогенерации, потребность Поднебесной в голубом топливе колоссальна – 340 миллиардов кубических метров в год.

Китай получает трубопроводный газ только от нас, Туркменистана, Казахстана и Мьянмы, но преимущественно сидит на сжиженном природном газе из стран дальнего зарубежья – Австралии, Катара, Малайзии, США, Индонезии. Как нетрудно догадаться по списку перечисленных государств-экспортёров, Пекин с радостью отказался бы от услуг некоторых из них в свете усиления геополитической напряжённости. Речь, прежде всего, конечно, об австралийцах и американцах – сооснователях военно-политического альянса AUKUS резко антикитайской направленности.

Мы бы с радостью обеспечили китайцев природным газом, однако благодаря, мягко говоря, не самой дальновидной политике либеральных монетаристов в экономическом блоке правительства у нас не хватает инфраструктуры для доставки углеводородов. Точно такая же плачевная ситуация – по поставкам русского угля. Китай с удовольствием заменил бы им уголь из Австралии, тем более у отечественного существенно выше энергетическая ценность. Однако из-за противодействия таких “мудрецов”, как Анатолий Чубайс, этим вопросом озаботились лишь недавно.

Сейчас положение лучше, чем было десять лет назад, но всё же от упущенных возможностей можно прослезиться. Экспортная мощность функционирующей “Силы Сибири” – 38 миллиардов кубических метров природного газа. Её достигнут только к 2025 году. Предполагаемая мощность “Силы Сибири – 2” – 50 миллиардов кубометров. Ещё один перспективный вариант – так называемая “Сила Сибири – 3”, газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Он в теории может дать ещё дополнительные 10 миллиардов кубов “китайского” экспорта в год. Итого Россия в состоянии поставлять в КНР каждый год по 98 миллиардов кубометров только трубопроводного газа, не считая активно развивающегося сейчас СПГ. При одном условии – полноценной реализации всех трёх проектов.

Что с того?

Мораль этой истории прозаична: наша страна не должна, а обязана вложить деньги в форсированное развитие транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Сибири. Это диктуют национальные интересы, это является жизненным вопросом национальной безопасности. Сейчас подавляющее большинство объёмов русского голубого топлива идёт в страны Европейского союза – то есть тем государствам, которые постоянно вводят против нас санкции, солидаризируются с агрессивной политикой США и являются патронами самых русофобских образований на планете (Украина, Грузия и далее по списку). Отказываться от рынка ЕС – не самое умное решение, а вот провести диверсификацию крайне необходимо.

Ситуация парадоксальна. У России с Китаем общая граница, превышающая 4200 километров, с Монголией – 3485 километров, а экономические связи неадекватно слабые. Совершенно непонятно, что 30 лет делали “стратеги”, отвечающие за экспорт углеводородов. У вас под боком крупнейшая экономика, испытывающая дефицит ресурсов, а вы сидите сиднем. Потрясающая халатность и отсутствие минимального государственнического мышления. Зато резервы набили деньгами, которые сейчас сгорают в огне инфляции. Аплодисменты. Занавес.

Источник



""История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную". (С) Сталин"

Related posts