Лучшие фотографии Змеиногорска середины XIX века 

"Лишь несчастному нужна его правота, счастливый хвататься за неё не будет." Андрей Курпатов

Лучшие фотографии Змеиногорска середины XIX века

Прежде чем начать описывать данные фотографии. Хочу от чистого сердца выразить глубокую признательность ФГБУК “РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИСКУССТВ” и библиографу Ольге Николаевне Початкиной. Без них бы у нас не было бы возможности увидеть эти фотографии в высоком разрешении и изучить историю нашего города, увидеть в новом свете. Благодаря им, мы без проблем получили эти снимки. С одним музеем и тремя библиотеками мы общий язык так и не нашли, воевали почти месяц. Об этом я напишу статью “Погреем руки на Культуре и памяти наших предков”. Только благодаря библиотеке искусств и Ольге Николаевне мы получили эти снимки для изучения нашей истории.

     Отдельно хочу поблагодарить Анну Викторовну Голубеву, хранителя музейных предметов фонда фотографий городов мира СПБ ГБУК “Государственный музей истории Санкт-Петербурга”, за подробное описание данных фотографий и плодотворное сотрудничество. Правда с музеем общий язык найти не получилось. Но Анна Викторовна описала подробно альбомы и помогла в определении наших фотографий.      В 2015 году мы изучали книжное издание “Живописная Россия”. Особенно нас интересовал том 11, Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении : [в 12 т.]. Т. 11 : Западная Сибирь. – Санкт-Петербург ; Москва, 1884. Где на странице 225 начинается очерк XI Минеральные богатства Алтая. Мы увидели на странице 239 рисунок “Змеиногорск”

и на странице 241 “Змеиногорский завод”.

     Это были одни из первых рисунков Змеиногорска сделанные до 1884 года. Нас заинтересовал автор Дмоховский и как он сделал эти рисунки. Был ли он сам в экспедиции и видел Змеиногорск своими глазами, есть ли у него еще рисунки нашего города. Поиски ответов не дали.

     Но вот в 2021 году на сайте Госкаталог РФ музейного фонда были выставлены две фотографии Змеиногорска. И каково же было удивление, когда отчетливо было видно, что рисунок был сделан с центральной части фотографии [Россия. Западная Сибирь.] Змеиногорский серебряный завод. Место хранения Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры “Государственный музей истории Санкт-Петербурга”. Мы тут же послали запрос в музей, где получили контакт замечательного человека, Анны Викторовны Голубевой. Мы поделились информацией и фотографиями, Анна Викторовна подробно рассказала, что знает про эти две фотографии. Это нам помогло найти еще четыре образца этой книги в Российских музеях и библиотеках. Мы сразу начали переписку со всеми.      Анна Викторовна рассказала, что эти фотографии из альбома фотографий “Амур, Восточная и Западная Сибирь и Урал”, том IV “Западная Сибирь”. Санкт-Петербург, издательство Карла Риккера, 1870. Что датируют оба снимка примерно 1860-е гг.

     Анна Викторовна подробно рассказала про все альбомы и про наши фотографии, если будет интересен полный ответ Анны Викторовны, я его опубликую отдельной заметкой. Остановимся только на наших снимках:      “… Вполне вероятно, что автором фотографических видов Змеиногорска также был Карл Вильгельм барон фон Брандис.      Можно сказать, что большинство фотографий пятитомника “Амур, Восточная и Западная Сибирь и Урал”, и в частности фотографии Змеиногороска, были созданы в 1860-е гг. Но поскольку в издании есть отпечатки на соленой бумаге и авторы большинства из 371 фотографии на сегодняшний день остаются неизвестными, то нельзя исключать, что некоторые фотографии были сделаны в конце 1850-х годов.      Поскольку исследовательская работа по каждой отдельной фотографии этого альбома не проводилась, то для определения времени производства всех отпечатков был выбран диапазон с 1857 по 1870 год, охватывающий все возможные годы создания отпечатков, исходя из практики использования соленой и альбуминовой фотографических бумаг, истории освоения Сибири и сопряженных с ней территорий и биографий фотографов, чье авторство было установлено ранее, а также исходя из даты издания альбома (1870 г.). …”      Описание первого снимка:      “… На фотографии представлен снятый с Пороховых гор панорамный вид Змеиногорского рудника, с Большим разносом (карьером) с изрытым рельефом, перекрытой досками траншеей и недостроенной деревянной крышей на переднем плане, с заводскими строениями и домами на среднем и дальнем плане и с каменной однопрестольной церковью Преображения Господня (Спасо-Преображенской) на фоне Караульной сопки правее центра в глубине. <…> …”      Обратите внимание на храм Преображения Господня, он полностью белый, отштукатуренный, это финальный вид храма, до этого он был просто кирпичный и до этого альбома существовала только одна такая фотография, про это мы расскажем во второй части. С правой части мы видим “Большой разнос”, на верху “магазины припасные ипровиантския”. Дальше гауптвахта, лиственницы Фролова, контора рудника, квартира управляющего, Церковь. На центральной части буквой “П” кузница, далее “прядильный сарай” и “новая лаборатория”. По центру Караульная сопка. Очень хорошо видна гидросистема Фролова. Траншея – это водный деривационный канал по которому отработанная вода уходит в речку. Перед кузницей хорошо виден водопроводный ларь, по нему вода подавалась на первые колеса. Это хорошо видно при сравнении с картой 1835 года. Левая часть снимка очень интересная. Для того, чтобы понять, что на нем отражено, нужно взять карту 1835 года с описанием и сопоставить все объекты на карте и фотографии.

Фотография просто захватывает и показывает почти все устройство рудника. Загадок на фотографии очень много. Более детальное описание фотографии я напишу позже.      Сейчас для тех, кто хочет изучить этот снимок я даю ссылку на эту фотографию в хорошем качестве. Мне интересно Ваше мнение, и то, что Вы увидите на нем. Это прекрасный снимок Змеиногорска, второй будет еще более интересным. https://drive.google.com/file/d/1zfHaYUToRTMfTRd5ga6ccdH8n-JawusG/view?usp=sharing      С Уважением ко всем Вам. И огромное спасибо библиотеке искусств в лице Ольги Николаевны и Анне Викторовне. Без них бы, не было бы этого материала и этих фотографий. Спасибо им за сохранение истории ее популяризацию.


"

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Уж лучше голодать, чем что попало есть, И лучше одному, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям
"

Related posts