Лучшие фотографии Змеиногорска середины XIX века
Прежде чем начать описывать данные фотографии. Хочу от чистого сердца выразить глубокую признательность ФГБУК “РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИСКУССТВ” и библиографу Ольге Николаевне Початкиной. Без них бы у нас не было бы возможности увидеть эти фотографии в высоком разрешении и изучить историю нашего города, увидеть в новом свете. Благодаря им, мы без проблем получили эти снимки. С одним музеем и тремя библиотеками мы общий язык так и не нашли, воевали почти месяц. Об этом я напишу статью “Погреем руки на Культуре и памяти наших предков”. Только благодаря библиотеке искусств и Ольге Николаевне мы получили эти снимки для изучения нашей истории.
Анна Викторовна подробно рассказала про все альбомы и про наши фотографии, если будет интересен полный ответ Анны Викторовны, я его опубликую отдельной заметкой. Остановимся только на наших снимках: “… Вполне вероятно, что автором фотографических видов Змеиногорска также был Карл Вильгельм барон фон Брандис. Можно сказать, что большинство фотографий пятитомника “Амур, Восточная и Западная Сибирь и Урал”, и в частности фотографии Змеиногороска, были созданы в 1860-е гг. Но поскольку в издании есть отпечатки на соленой бумаге и авторы большинства из 371 фотографии на сегодняшний день остаются неизвестными, то нельзя исключать, что некоторые фотографии были сделаны в конце 1850-х годов. Поскольку исследовательская работа по каждой отдельной фотографии этого альбома не проводилась, то для определения времени производства всех отпечатков был выбран диапазон с 1857 по 1870 год, охватывающий все возможные годы создания отпечатков, исходя из практики использования соленой и альбуминовой фотографических бумаг, истории освоения Сибири и сопряженных с ней территорий и биографий фотографов, чье авторство было установлено ранее, а также исходя из даты издания альбома (1870 г.). …” Описание первого снимка: “… На фотографии представлен снятый с Пороховых гор панорамный вид Змеиногорского рудника, с Большим разносом (карьером) с изрытым рельефом, перекрытой досками траншеей и недостроенной деревянной крышей на переднем плане, с заводскими строениями и домами на среднем и дальнем плане и с каменной однопрестольной церковью Преображения Господня (Спасо-Преображенской) на фоне Караульной сопки правее центра в глубине. <…> …” Обратите внимание на храм Преображения Господня, он полностью белый, отштукатуренный, это финальный вид храма, до этого он был просто кирпичный и до этого альбома существовала только одна такая фотография, про это мы расскажем во второй части. С правой части мы видим “Большой разнос”, на верху “магазины припасные ипровиантския”. Дальше гауптвахта, лиственницы Фролова, контора рудника, квартира управляющего, Церковь. На центральной части буквой “П” кузница, далее “прядильный сарай” и “новая лаборатория”. По центру Караульная сопка. Очень хорошо видна гидросистема Фролова. Траншея – это водный деривационный канал по которому отработанная вода уходит в речку. Перед кузницей хорошо виден водопроводный ларь, по нему вода подавалась на первые колеса. Это хорошо видно при сравнении с картой 1835 года. Левая часть снимка очень интересная. Для того, чтобы понять, что на нем отражено, нужно взять карту 1835 года с описанием и сопоставить все объекты на карте и фотографии.
"На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается. Генри Торо"