Змеиногорск на Алтае…

"Жизнь — игра. Всё зависит от тебя, твои идеи, твои мысли. Нужно только подняться с дивана и идти вперед, пусть медленно, но к вершине!" Фредди Меркьюри

Змеиногорск на Алтае…

От былого осталось, прямо скажем, немного…

Змеиногорск на Алтае

Змеиногорск был основан в 1736 году как посёлок после открытия в 1735 году богатых серебросвинцовых руд.

В нынешнем Змеиногорске, крошечном (10 тыс. жителей) городке на границе степи и гор, нет железной дороги. Точнее, сейчас нет – потому что двести лет назад она здесь была. А ещё здесь был серебряный рудник, снабжавший сырьём Барнаульский завод и монетные дворы Российской империи, и бывший настоящим техническим чудом.

Рудники на Змеиной горе в 1736 году изыскала экспедиция, посланная на Алтай Акинфием Демидовым – богатейший промышленник Урала и большой любитель делать деньги (в прямом смысле слова), он искал серебряные залежи. Так и возник Колывано-Воскресенский (Алтайский) горный округ, в 1745 году отошедший в собственность Царской семьи. Здесь добывалась примерно половина алтайского серебра, которое стало основной базой Барнаульского завода. Свой завод был и в Змеиногорске.

А в 1735 году началась разработка Змеиногорского серебряного месторождения; руда отправлялась на все западносибирские сереброплавильные заводы, в том числе и на Барнаульский завод, вокруг которого позже выросла столица Алтайского края. В отличие от того же Барнаула и Колывани, Змеиногорск никогда не был центром горного округа, но зато здешнее месторождение, видимо, было крупнейшим в своей отрасли на тот момент.

Змеиногорск ― первый город, в котором были впервые применены новые технические замыслы в горнорудной промышленности: новаторская линия с полуавтоматической системой; гидротехнические сооружения заменяли часть тяжелых горных работ; впервые в России проложена рельсовая дорога с рельсами из чугуна. Основная заслуга в создании технических сооружений Змеиногорского рудника принадлежит Козьме Фролову.

Змеиногорск на Алтае

В России первая дорога с рельсами из чугуна была пущена в Змеиногорске в 1809 году. Автор проекта ― Петр Фролов, сын Козьмы Фролова, талантливый изобретатель и исследователь, своей работой способствовал сокращению ручного труда крестьян. По его замыслу, автоматизация могла бы сократить ручной труд в 500 раз. Общая протяжённость дороги составляла 1870—1880 метров и проходила через реку Корболиха, для чего был построен мост с оригинальными каменными опорами. Вагонетки с рудой тянули лошади, перевозившие в день до 2 тысяч пудов груза.

В границах Змеиногорска поставлено на государственный учёт 32 памятника, в том числе: 14 памятников истории, 18 — архитектуры и градостроительства. В городе сохранился исторический центр, в котором расположены контора Змеиногорского рудника, дом горных офицеров, музеи горного дела, лавки и жилые дома купцов.

Владимир Алтайский



"Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было. Фридрих Ницше"

Related posts