Алтай. Давняя история или «чудеса» они всегда разные!

"Ни разу не упасть — не самая большая заслуга в жизни. Главное каждый раз подниматься." Нельсон Мандела

Алтай. Давняя история или «чудеса» они всегда разные!

Предлагаю вам ознакомиться с «Запиской благочинного 1-го округа Алтайской миссии, священника Павла Сорокина, от 1914 г.

Записка эта составлена по поводу посещения Алтая Митрополитом Московским и Коломенским Макарием.

В программу пребывания Митрополита Макария вошли Улалинский монастырь, Майма, Паспаул, Кебезень, Артыбаш, Чулышман, Чемал.

архивное фото. Чемал

На первый взгляд, пока вы читаете заголовок, вам может показаться, что перед вами сухое описание события, но это далеко не так. Произведение читается на одном дыхании. Текст написан эмоционально, что сразу завораживает читателя. Текст позволяет нам буквально погрузиться в ту эпоху, отдаленную от нас уже на столетие. Записка информирует не только о событии, но и ненавязчиво передает настроения не только служителей, но и простых людей. Между строк читается история и России, и Алтая. В ходе прочтения мы знакомимся еще и с историческими фактами. Например, ранее из Улалы (ныне Горно-Алтайска) до Чемала добирались по иной дороге.

Интересно и то, что в записке проходит мысль о чистоте, прежде всего духовной местного населения. Да, люди жили бедно, но были невероятно богаты на человеческое тепло, отзывчивость, уважение и сопричастность.

Каждая строка – это яркая история совсем иной жизни.

Сами посмотрите.

Архивное фото. 1914 г.

Одно только в этой заметке мне не показалось гармоничным, это последнее предложение.

Возможно, я его трактую по-своему? Интересно будет узнать ваше мнение.

«Белый клобук на Алтае!

Как-то странно и непривычно это звучит, однако, факт свершившийся. Митрополит Макарий – высокий покровитель миссии Алтайской, был на Алтае. Это событие относится к разряду событий экстраординарных; митрополит на Алтае – чудное явление Божией милости. Это, может быть, в первый и последний раз Алтай встречал и лицезрел такого высокого почетного гостя во весь свой век, за все время своего существования.

Проезд Владыки Митрополита Макария по Алтаю был весьма торжественный, это было как особое триумфальное шествие. Он въехал, вступил на Алтай в июне месяце.

В Улале ( Горно-Алтайск) его встретило в храме все духовенство Алтайского благочиния. В Улалу второй раз Владыка прибыл 10 (23 по новому стилю) июля.

На пути следования из Улалы в Чемал ему часто попадались деревни и одно село Александровское. Везде церкви украшались зеленью, устраивались аллеи, арки, везде было много крещенных и некрещеных алтайцев, которые желали послушать Владыку, посмотреть его белый клобук, принять от него святое благословение. Везде, где только был народ, Владыка останавливался, заходил в храм, молился и поучал народ. Везде, возле каждой деревни встречали и провожали Владыку сотни верховых всадников. Торжественно было это шествие. Всюду пор деревням и селам звон колоколов, беготня пеших, скачки всадников. Веяло ото всего праздничным чувством.

Архивное фото

Все это торжественное шествие по горам Алтая Апостола завершилось Чемальской красивой встречей. В Чемале алтайцами и дачниками была устроена деревянная арка с гирляндами из зелени и цветов живых. От нее до храма были устроены подмостки, застланные материей. Сотни всадников выехали Владыку встречать за село.

В селе сотни людей в самых разнообразных нарядах ждали Владыку возле храма. Тут ваш взгляд встретит и алтайскую шубу, здесь вы увидите и модный современный наряд интеллигента. Все смешалось в одно. Не было различий, не было розни. Все горели одной мыслью, одним желанием скорее увидеть Великого Святителя и принять благословение.

Вот и Владыка под аркою. Здесь его Чемальские обыватели приветствуют речью, подносят хлеб и соль. В речи выражалась благодарность всего Алтая за устройство второклассной учительской школы в Чемале.

Алтай. Давняя история или «чудеса» они всегда разные

Служится краткий молебен и Владыка обращается к народу со словом. В своем слове он благодарит за приветливую встречу, за добрые чувства, а дачников просит примером и словом не вносить в алтайскую среду чего-нибудь нехорошего.

После этого Владыка со всем народом от Никольской церкви при общем пении молитвы «Достойно есть» пошел в Чемальскую женскую Общину. Впереди Владыки, схватившись друг за друга руками, шли дети алтайцев и дачников. Чудно было смотреть на контрастное сочетание людей. Рядом с разряженной девочкой в розовом платьице дачницы шел босой алтайчик. С модной надушенной дамой шел алтаец в шубе с юрточным дымом.

Архивное фото

А навстречу из Общины шли сестры и дети из приюта и что-то тоже пели. Затем эти две движущиеся массы людей быстро слились во едино и мощь молитвы усилилась. На Никольской церкви гудят колокола, гудят колокола и в Общине. Так все это было торжественно, мощно, красиво!

Владыка Митрополит прибыл в Чемал 11 (24 по новому стилю) июля и пробыл там до 7 (20) августа. Это время Владыка проводил в молитве, в приеме посетителей со всего Алтая, в наставлениях приходящих, в прогулках по лесу, в наблюдении за постройками, в заботах об украшении храма, в чтениях Слова Божия. Все время Владыка находил для себя и другие работы, все время он был в общении с народом.

Посетителей была масса, из посетителей надо назвать писательницу Алтая А. И. Макарову-Мирскую и Помощника Начальника миссии протоиерея Петра Бенедиктова. С разных концов Алтая приезжали взять благословение от святителя миссионеры, учителя, язычники и крещеные алтайцы, русские и нерусские. Всем посетителям Владыка уделял время для беседы, всех просителей удовлетворял насколько возможно, все от него уходили довольные, радостные.

В дни пребывания (в Чемале) Владыка отслужил несколько литургий и освятил храм Общины. Здесь в Чемале было много решено вопросов, касающихся миссии.

Архивное фото. Макарий (Невский), Митрополит Московский, Алтайский

Обо всем он печалился, обо всем заботился. Заботился и о том, читают ли Евангелие на алтайском языке, поют ли общим пением молитвы, знают ли начатки христианской веры, ездят ли миссионеры с проповедью, не забывают ли петь духовные стихи и устраиваются ли беседы? Где, какой и в чем храм нуждается, где в какой школе какой недостаток, достаточно ли книг в школах, регулярно ли идут занятия; где какие опущения и каким образом можно их исправить? Всякая печаль миссии его сильно печалит, всякая радость его без конца радует. Он делал указания: там того сделать, здесь надо так-то устроить.

Все ему хочется, чтобы темный Алтай в разум истины пришел…»

Клобук – надеваемое на голову облачение монаха малой схимы в Православии. Символизирует собою: терновый венец Иисуса Христа – “одежду смирения”, “шлем спасения”, защиту от “стрел лукавого”.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото архивные.



"Не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть — это невежество», а «подражание — самоубийство». Дейл Карнеги"

Related posts