
8 мая
-
1794 год – по обвинению в коррупции казнен французский химик и крупный чиновник Антуан Лавуазье. Он был обвинён в участии «в заговоре с врагами Франции против французского народа, имевшем целью похитить у нации огромные суммы, необходимые для войны с деспотами». Ни петиция от ученых, ни всем известные заслуги перед родиной, ни научная слава не спасли Лавуазье от смерти. «Республика не нуждается в учёных», – заявил председатель революционного трибунала Коффиналь. Лавуазье попросил отсрочить казнь для завершения важного опыта, но ему было отказано. Знаменитый математик и астроном Лагранж сказал: “Всего мгновение потребовалось им, чтобы срубить эту голову, но может и за сто лет Франция не сможет произвести ещё такой”.
- 1923 год – официальный представитель Великобритании вручил наркому иностранных дел М. Литвинову обширный меморандум, вошедший в историю под названием “ультиматума Керзона”. Англичане требовали прекратить антибританскую пропаганду в Иране и Афганистане, отозвать посольства из этих стран, освободить команды английских траулеров, задержанных за незаконный лов рыбы и много чего еще. В 21-м пункте этого документа Лондон озаботился судьбой Русской православной церкви: «Страна, в которой преследуется вера и распинаются церковнослужители, должна быть исключена из круга цивилизованных наций».
- 1937 год – чехословацкая разведка получила сведения о тайных контактах руководства Красной Армии с командованием германского вермахта. Президент Бенеш принял это за первые шаги к сближению СССР и Германии, но не исключено, что Тухачевский и немецкие генералы пытались договориться за спиной Сталина и Гитлера. Есть легенда хрущевских времен о письме Бенеша к Сталину, но никаких следов этого письма найдено не было. Послевоенные воспоминания Шелленберга о том, как немцы через Бенеша подбросили «дезу» о заговоре Тухачевского и обезглавили Красную Армию, также не вызывают доверия у серьезных историков – как у нас, так и на Западе.
- 1939 год – в ходе пятиминутного заседания Особого Совещания бывший командир кавалерийской дивизии Александр Горбатов приговорен к 15 годам лишения свободы. Горбатов был одним из немногих арестованных, не признавших себя виновными. В своих воспоминаниях он писал: «Допросов с пристрастием было пять – с промежутком двое-трое суток; иногда я возвращался в камеру на носилках. Затем дней двадцать мне давали отдышаться. Когда началась третья серия допросов, мне хотелось поскорее умереть». В 1941 году Сталин освободил Горбатова и дал ему дивизию. В конце войны он командовал армией, а в 50-е годы был командующим ВДВ.
- 1944 год – начальник «еврейского» подотдела гестапо оберштурмбаннфюрер Адольф Эйхман вылетел в Будапешт, чтобы организовать уничтожение 800 тысяч венгерских евреев. В результате 437 тысяч человек были отправлены в лагеря смерти. Позже Эйхман говорил, что это был один из самых радостных периодов его жизни. В 1962 году Эйхмана выкрала из Аргентины израильская разведка «Моссад». По приговору суда он был повешен. Перед смертью гитлеровский палач выразил уверенность в том, что предстанет перед Богом и будет прощен.
- 1944 год – подписан секретный отчет Горьковского НИИ гигиены труда и профзаболеваний о профессиональной заболеваемости на заводе N 96 в городе Дзержинске. Завод выпускал боевые отравляющие вещества – иприт и люизит. Особенно много случаев поражения работников было на производстве иприта: за второе полугодие 1941 года – 765 человек, за 1942 год – 2397 человек, за 1943 год – 494 человека, за первое полугодие 1944 года – 134 человека. В 1945 году, после остановки производства, на заводе было осмотрено 1580 человек, связанных с ипритом. Практически здоровыми оказалось лишь 290 человек. Инвалидами 1 и 2 групп были признаны 270 работников, инвалидами 3 группы – 174 работника.
- В годы войны химическое оружие производилось на 12 заводах наркомата химической промышленности, а также на специализированных предприятиях наркоматов боеприпасов и цветной металлургии. В цехах работали более 50 тысяч человек. СССР накопил огромное количество боевых отравляющих веществ – собственного производства и вывезенного из Германии. В 50-60-е годы бочки с ипритом и снаряженные боеприпасы утилизовали просто, – их топили на Балтике и в Северном Ледовитом океане.
[Этот день в Истории!] |