Как преодолеть выученную беспомощность?

"Я уверен: нельзя позволять, чтобы тебя остановило убогое словцо «нельзя»." Ричард Брэнсон ZM
Добавить информацию в закладки (Bookmark)(0)

Как преодолеть выученную беспомощность?

Поисковая активность — это противоположность стереотипному поведению

В самом таком поведении (стереотипном) ничего плохого нет, мы многое делаем на автомате. Просто в случае ситуации беспомощности, наш угол обзора сильно сужен, мы не осуществляем новой деятельности, и никак не изменяем существующую.

Поисковая же активность присуща нам с рождения (и, к сожалению, именно её и гасит авторитарное воспитание).

Поисковая активность — это такой тип поведения, когда мы не знаем, увенчаются ли наши попытки успехом, но это не останавливает нас, а, наоборот, мы активно идём вперёд, на каждом этапе анализируем, и если нужно меняем своё поведение таким образом, чтобы всё же достичь поставленной цели.

Посмотрите на ребёнка, который задумал достать что-то с верхней полки шкафа. Он не размышляет: «Нет, ничего не получится, это очень высоко, очень далеко, а я слишком маленький». Он просто хочет что-то достать, принимает решение, берёт стул, если этого мало, и он не дотягивается, пойдёт за книжкой, залезет, рискуя упасть, откроет шкаф, и достанет, то, что хотел. Ну, или упадёт. Но и это его не остановит — остановить его может взрослый, криками, наказаниями или собственными страхами. А ребёнок самостоятельно никогда не оставит попыток добиться цели. Так вот, чтобы преодолеть «выученную беспомощность» нужно включить поисковую активность, а для этого предпринять ряд шагов:

1. Осознать, что проблема есть (например, нужно менять работу, потому что платят мало, начальник унижает, коллеги издеваются, но вы не можете, по множеству очень-очень важных причин).
2. Взять ответственность за свои действия и начать делать хоть что-то. Сейчас неважно в какой области, она может не быть связана с вашей проблемой. Примите какое-то решение и начинайте его неукоснительно выполнять. Важно, что это ВАШЕ решение. «Каждый день, перед сном пишу книгу», «Отныне, каждые выходные обязательно иду в кино». Неважно, что это за решение, главное, вернуть субъективный контроль себе.
3. Перетряхните своё прошлое. Помните про стереотипы? Мы, к сожалению, мыслим штампами. Вот вам всё детство говорили — «руки-крюки», вы в это искренне поверили, и точно знаете, что вам ничего сложнее карандаша давать нельзя — сломаете. А теперь постарайтесь вспомнить, как получили приз за лучшую поделку из глины, или за лучший рисунок, или вы музыкальную школу закончили. С «руками-крюками» таких подвигов не совершить. Рисуйте новый образ себя. Избавляйтесь от стереотипных замшелых картинок.
4. Ставьте маленькие цели и достигайте их. Например, в этом месяце перебрать все шкафы в доме и избавиться от хлама. Отметьте достижение, обязательно.
5. Селигман открыл феномен «выученной беспомощности», и он же предложил средство борьбы с ней — метод «Выученного оптимизма».

Техника называется «схема ABCDE» Лучше выполнять эту практику письменно

A — Неприятность. Вспомните ситуацию, которая вызвала у вас чувство беспомощности. Начните с не очень травмирующей. Например, классный руководитель вашего ребёнка ругает его, грозит оставить на второй год.
B — Убеждение. Запишите все свои убеждения, интерпретации данного события. «Нужно слушать учителя; школа может испортить моему ребёнку всю жизнь; закончит с двойками, не поступит в институт, станет дворником».
C — Последствие. То, что вы, в связи с этим, чувствуете, то, какие действия вы из-за этого предпринимаете. Вы чувствуете беспомощность (куда вам против махины школьного образования), тоску, злость, страх? Вы возвращаетесь домой и ссоритесь с ребёнком?
D — Обсуждение. Отделите негативные чувства от происшествия и посмотрите на него другим взглядом. «Огромное количество людей училось плохо, и ничего, многие даже добились серьёзного успеха (это вы сломали стереотип). Я поговорю с ребёнком, и если действительно дело в успеваемости — помогу ему/наймём репетитора. Если проблема не в учёбе, а например, в поведении, есть вариант — подмаслить учителя, сменить школу (так вы начали искать решение). Основная цель данного этапа — посмотреть на проблему под иным углом.
E — Активизация. Какие новые позитивные чувства у вас возникли в связи с предыдущим шагом. Чувство облегчения, вы увидели выход из ситуации, и, возможно, не один, оказалось, что всё не так уж страшно? Чем больше оптимизма, тем больше вероятность, что вы начнёте менять свои поступки в нужную вам сторону.

Главное — избавиться от чувства, что от вас ничего не зависит

Очень важно обучать этому своего ребёнка. Чем раньше научится человек действовать по этой схеме, тем меньше шансов у него свалиться в беспомощность, а оптимистичное мышление станет автоматическим. Не позволяйте никому отключить у вас или у ваших детей поисковое поведение. Старайтесь всегда видеть как минимум два варианта развития событий.

И ещё — стрессовые ситуации будут случаться, а, возможно, даже катастрофические, но у нас есть выбор, сдаться или держать ниточку контроля в своих руках, и как только представится шанс, вернуть всю его полноту себе.

Если вы чувствуете, что вам не хватает сил, что вы не хотите/не можете что-то поменять в своей жизни, вы ЗНАЕТЕ, что впереди только скука и беспросветность и ничего хорошего вас не ждет, обратитесь к психологу за советом и помощью. На нашем сайте мы мгновенно подберем вам специалиста, максимально вам подходящего и вы сможете обсудить все, что вас волнует уже сегодня.






Поделиться ссылкой:


You Объявление беZплатно: + Ваше Объявление




Мысль на память: Счастлив не тот который Все имеет, а тот который берет Все из того что имеет.


You ИНФОРМАЦИЯ БЕzПЛАТНО: + Ваша Информация

Zmeinogorsk.RU$: ^Град ОбречЁнный^ -Информация- Земля Неизвестная!?

To You Уzнать: Этот День в Истории+



Related posts

Leave a Comment

восемнадцать − 12 =