Древние загадочные каменные сооружения на Алтае!

"Я ошибался, но я никогда не допускал ошибки, утверждая, что никогда не ошибался." Джеймс Гордон Беннетт

Древние загадочные каменные сооружения на Алтае!

Тем, кто едет на Алтай, посвящается…

Посетители Алтая часто встречают в своих поездках необычные каменные сооружения.

Где-то домысливая, где-то по рассказам неграмотных «гидов» наделяют эти сооружения каким-то смыслом и начинают подражать неведомым строителям.

Сегодня мы классифицируем эти объекты и расскажем, чем отличаются одни от других.

Кÿрее-таш

Переводится это слово с алтайского языка как «храм». ​⠀

Иногда употребляют и другое наименование — «мÿргÿÿл-таш» (дословно «молебный камень»). ​⠀

Эти культовые сооружения традиционны для Онгудайского, Усть-Канского и Усть-Коксинского районов.​⠀их устанавливают и используют их для проведения обрядовых молений, связанных с культом природы. ​ На них совершаются подношения духам гор, духам местности.⠀

Кÿрее-таш бывает двух видов:⠀

  • Сооружение из каменных плоских плиты в форме прямоугольника. На нем совершается обряд «сан салары» — «кормления духов земли». То есть, используется как алтарь (аналог тагыла).⠀
  • Жертвенник, ​ выложенный из каменных плит, в форме правильного куба различных размеров. Его устраивают на открытом к востоку склоне горы. Его размеры 2х1х1 м.

В кÿрее проводятся молебны, совершаются подношения.⠀

Самый известный кÿрее-тагыл «Бозыр-Таш» сооружён в правобережье реки Каярлык. В 12 км выше её долины в Онгудайском районе. Он построен в 1914 г.

Тагыл/сан-таш⠀

Обряд подношения духам-хозяевам местности и священных родовых гор берёт начало в​ шаманизме и опирается на культ гор, испокон веков существующий у монгольских и тюркских народов. Ранние сведения о жертвоприношениях шаманов хунну духу земли упоминаются​ в древних китайских летописях.

Дословно с тюркских языков слово «такыл» переводится как «зацепка». ​ А в бурятско-монгольской группе языков «тахиха» означает «совершать жертвоприношение».⠀

В практической жизни слово ​ «тагыл» имеет несколько значений:⠀

алтарь для угощения, для совершения религиозного обряда.

сооружение из камня, аналог кÿрее​ таш

место совершения обряда, ритуальных действий.⠀

В Кош-Агачском районе оно больше служит для обозначения места для совершения обрядов. Здесь он имеет значение «сан-таш» — «камень-жертвенник» или «стол Богов». ​ Подношением здесь, в основном, выступают продукты питания: молочные, мучные продукты и отварное мясо без соли.⠀

Это круг из каменных построек, в форме призмы, высота их около 1,2-1,3 метра. Крупные камни,​ выложенные на земле, держат ориентир на 4 стороны света.

Круг делится​ на 4 части:

  • мужскую;
  • средний мир для его Хозяина;
  • женскую;
  • «чердек» — овчина для Хозяина среднего мира, куда в процессе совершения обряда он приходит. ​

Как считают алтайцы, «духи гор живут не в небесном пространстве, не в нижнем мире, а в земной сфере, в которой живёт сам человек».⠀

В центре всего круга стоит «очох» — дословный перевод «очаг».⠀

По религиозным мировоззрениям мир алтайцев трехмерен. Подземный мир – «мир Эрлика», средний – «мир Алтая (Алтай Кудай) и всех живых существ» и верхний мир «мир Кöк теńери».⠀

Именно от этого постепенно составляются кучи камней.​ Груда большая и сосредоточена только в одном месте.

Вокруг очага по периметру стоят двенадцать камней. Они олицетворяют 12 летний цикл календаря, периодичность времён.

Смысл проведения молебнов на тагыле заключается в почитании божества Алтая как «защитника», от которого​ зависит жизнь людей в прошлом, настоящем и будущем. В формировании послания Алтай Кудаю​ как божеству, слитому с самой природой.​

Возможно именно по этой причине природа Алтая сохранилась до наших дней такой,​ какой видим её сегодня.

Текст: Ольга Абатаева, Ирина Дмитриева

Фото Ирины Дмитриевой

 

Источник



""История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную". (С) Сталин"

Related posts