Древние загадочные каменные сооружения на Алтае!
Тем, кто едет на Алтай, посвящается…
Посетители Алтая часто встречают в своих поездках необычные каменные сооружения.
Где-то домысливая, где-то по рассказам неграмотных «гидов» наделяют эти сооружения каким-то смыслом и начинают подражать неведомым строителям.
Сегодня мы классифицируем эти объекты и расскажем, чем отличаются одни от других.
Кÿрее-таш⠀
Переводится это слово с алтайского языка как «храм». ⠀
Иногда употребляют и другое наименование — «мÿргÿÿл-таш» (дословно «молебный камень»). ⠀
Эти культовые сооружения традиционны для Онгудайского, Усть-Канского и Усть-Коксинского районов.⠀их устанавливают и используют их для проведения обрядовых молений, связанных с культом природы. На них совершаются подношения духам гор, духам местности.⠀
Кÿрее-таш бывает двух видов:⠀
- Сооружение из каменных плоских плиты в форме прямоугольника. На нем совершается обряд «сан салары» — «кормления духов земли». То есть, используется как алтарь (аналог тагыла).⠀
- Жертвенник, выложенный из каменных плит, в форме правильного куба различных размеров. Его устраивают на открытом к востоку склоне горы. Его размеры 2х1х1 м.
В кÿрее проводятся молебны, совершаются подношения.⠀
Самый известный кÿрее-тагыл «Бозыр-Таш» сооружён в правобережье реки Каярлык. В 12 км выше её долины в Онгудайском районе. Он построен в 1914 г.
Тагыл/сан-таш⠀
Обряд подношения духам-хозяевам местности и священных родовых гор берёт начало в шаманизме и опирается на культ гор, испокон веков существующий у монгольских и тюркских народов. Ранние сведения о жертвоприношениях шаманов хунну духу земли упоминаются в древних китайских летописях.
Дословно с тюркских языков слово «такыл» переводится как «зацепка». А в бурятско-монгольской группе языков «тахиха» означает «совершать жертвоприношение».⠀
В практической жизни слово «тагыл» имеет несколько значений:⠀
алтарь для угощения, для совершения религиозного обряда.
сооружение из камня, аналог кÿрее таш
место совершения обряда, ритуальных действий.⠀
В Кош-Агачском районе оно больше служит для обозначения места для совершения обрядов. Здесь он имеет значение «сан-таш» — «камень-жертвенник» или «стол Богов». Подношением здесь, в основном, выступают продукты питания: молочные, мучные продукты и отварное мясо без соли.⠀
Это круг из каменных построек, в форме призмы, высота их около 1,2-1,3 метра. Крупные камни, выложенные на земле, держат ориентир на 4 стороны света.
Круг делится на 4 части:
- мужскую;
- средний мир для его Хозяина;
- женскую;
- «чердек» — овчина для Хозяина среднего мира, куда в процессе совершения обряда он приходит.
Как считают алтайцы, «духи гор живут не в небесном пространстве, не в нижнем мире, а в земной сфере, в которой живёт сам человек».⠀
В центре всего круга стоит «очох» — дословный перевод «очаг».⠀
По религиозным мировоззрениям мир алтайцев трехмерен. Подземный мир – «мир Эрлика», средний – «мир Алтая (Алтай Кудай) и всех живых существ» и верхний мир «мир Кöк теńери».⠀
Именно от этого постепенно составляются кучи камней. Груда большая и сосредоточена только в одном месте.
Вокруг очага по периметру стоят двенадцать камней. Они олицетворяют 12 летний цикл календаря, периодичность времён.
⠀
Смысл проведения молебнов на тагыле заключается в почитании божества Алтая как «защитника», от которого зависит жизнь людей в прошлом, настоящем и будущем. В формировании послания Алтай Кудаю как божеству, слитому с самой природой.
⠀
Возможно именно по этой причине природа Алтая сохранилась до наших дней такой, какой видим её сегодня.
Текст: Ольга Абатаева, Ирина Дмитриева
Фото Ирины Дмитриевой
""История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную". (С) Сталин"