Бедно — не значит плохо

"Стоит только поверить, что вы можете – и вы уже на полпути к цели." Теодор Рузвельт

Притчи Дзен: Бедно — не значит плохо

Однажды… Вы заметили, что все притчи Дзен начинаются со слова “однажды”? На самом деле это означает, что такая история могла произойти давным-давно. А могла случиться недавно. Буквально на днях. И не обязательно в Японии…

Так вот. Однажды мастер Дзен вышел из монастыря и пошёл по своим делам вниз, в долину. По дороге он встретил богатый каго – паланкин, в котором с комфортом устроился местный правитель, решивший совершить прогулку в окрестностях своего дворца.

Правитель окинул взглядом залатанное одеяние и подвязанные верёвками сандалии прохожего и покачал головой, преисполнившись жалости. Выбрался из паланкина, чтобы размять ноги, принял от слуги новомодный зонт, привезённый из Китая, снова посмотрел на прохожего и заметил:

— Как же плохо вам живётся!

— Вы выбрали неверное слово, уважаемый, — с поклоном отозвался мастер Дзен. Мою жизнь можно назвать бедной, но не плохой.

— Но что же тогда можно назвать плохой жизнью? — поразился правитель.

— Жить плохо – значит, иметь свой Путь, иметь Силу для того, чтобы следовать по этому Пути, но не сделать ни единого шага в нужном направлении, — пояснил Мастер. — Заплаты на одежде и дырявые сандалии означают лишь, что я родился не в самый подходящий, или, как говорят мудрые, в недобрый час, поэтому не могу жить по-доброму, как вам представляется единственно достойным.

— Не понимаю… — нахмурился правитель. — Объясни!

— Попробую, — кивнул мастер Дзен. — Вам доводилось видеть больших обезьян на деревьях? Они с лёгкостью перескакивают с ветки на ветку, шутя уворачиваются от самых опытных лучников. Но стоит такой обезьяне оказаться в зарослях низкорослого колючего кустарника, она теряет всю свою ловкость, выглядит нелепо и становится лёгкой добычей. Но ведь это — та же самая обезьяна! Просто она попала в неподходящую для неё обстановку и не может показать, на что способна на самом деле. Так обстоят дела и с человеком: стоит ему попасть в общество дурного правителя или плутов-придворных, и он, даже при всём своём желании жить по-доброму, не сможет этого сделать.



"«Сначала жизнь мне дали не спросясь. Потом невязка в чувствах началась. Теперь же гонят вон, уйду, согласен. Но замысел не ясен: где же связь?». Омар Хайям"

Related posts