Как пили раньше на Руси?

"Следует свой ум углублять, а не расширять и, подобно фокусу зажигательного стекла, собрать все тело и все лучи своего ума в одной точке." Клод Гельвеций

Как пили раньше на Руси?

Наш собеседник сегодня Вадим Долгов, д.и.н., писатель, профессор, автор ряда работ по истории Древней Руси. Говорить мы с ним решили о питие на Руси.

– К словам самого Князя Владимира относят фразу, что веселие на Руси есть питие. Давайте вообще вспомним какие напитки были в употреблении в допетровской Руси, не такой ассортимент же как сегодня? Что употребляли безалкогольного, и что было хмельного?

– Основной напиток основной части населения Древней Руси – вода. Если же говорить о напитках, которые нужно готовить, то это разнообразные виды кваса, пива и меда. Особенно интересен мед. Он был двух видов: просто разведенная с медом вода, называвшаяся «сыто» (или, если мед варили со специями, то «сбитень») и мед хмельной, получавшийся путем брожения. Хмельной мед был не очень крепкий. И, надо сказать, после полного сбраживания сладости и вкуса меда он уже не имел. А после отстаивания становился прозрачным. Шведского посола Петра Петрея де Ерзелунду поили русским хмеленым медом в XVII веке. Петр Петрей оценил качество этого напитка. Он писал, что мед этот «такой светлый и чистый, как лучшее рейнское вино и прозрачный хрусталь». Впрочем, несмотря на относительно низкое содержание спирта, медом тоже можно было напиться допьяна. Таких свидетельств немало.

Веселие и питие
Веселие и питие

– А где и в каких случаях было принято употреблять хмельные напитки? Пили ли только на праздниках, или могли и дома вечерком раздавить чарочку, другую?

– Регулярность употребления сильно зависела от достатка. По свидетельству Сигизмунда Герберштейна, у крестьян не было возможности пить часто. Они пили по праздникам. А вот знать, располагавшая средствами, могла себе позволить угощаться ежедневно.

– Со скольки лет начинали употреблять? Женщинам можно было?

– Есть интересное свидетельство епископа белгородского Григория (XII век), что порой пьянка охватывала весь город: женщин и мужчин от мала до велика. То, как он описывает это действо, не оставляет сомнений, что он это не выдумал, а видел собственными глазами. Во всяком случае, мне литературные параллели описанию грандиозного попоища, данного у Григория, не известны. По словам епископа, только тот праздник считается у его сограждан удачным, после которого они все лежат вповалку «яко мертвые».

– Что же вообще относительно пьянства? Что в те времена считалось таковым? Как порицалось?

– Порицалось, конечно, но не особенно сильно. Пьяницу привычно считали горемыкой. Сами пьяницы («бражники») порой даже гордились своими хмельными подвигами.

Чарка мёду
Чарка мёду

– А соседи то у нас тогда – на любой лад: и кочевники, и скандинавы, и европейцы и другие. Как-то влияние на напитки и культуру пития друг друга оказывали?

– В размахе пьянства Русь от своих европейских соседей не отличалась. Европейцы пили не меньше, а может и больше. Отличалось, впрочем, алкогольное меню. В Европе больше употребляли виноградных вин. У нас же привозное вино могли себе позволить только аристократы и богатые купцы. Но мед, как я сказал, был ничем не хуже вина. Кочевники до принятия ислама пили алкогольный кумыс. Но на Руси он популярностью не пользовался.

– Можно ли как-то сравнить наши объемы потребления хмельных напитков тогда и сейчас. Когда более питие на Руси веселие есть?

– Промышленное производство алкоголя сделало его существенно более доступным. Думаю, сейчас пьют значительно больше.

Источник



"На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается.   Генри Торо"

Related posts