Как пили раньше на Руси?

"Вы себе не принадлежите, поскольку вам не принадлежит ваше внимание." Вадим Зеланд

Как пили раньше на Руси?

Наш собеседник сегодня Вадим Долгов, д.и.н., писатель, профессор, автор ряда работ по истории Древней Руси. Говорить мы с ним решили о питие на Руси.

– К словам самого Князя Владимира относят фразу, что веселие на Руси есть питие. Давайте вообще вспомним какие напитки были в употреблении в допетровской Руси, не такой ассортимент же как сегодня? Что употребляли безалкогольного, и что было хмельного?

– Основной напиток основной части населения Древней Руси – вода. Если же говорить о напитках, которые нужно готовить, то это разнообразные виды кваса, пива и меда. Особенно интересен мед. Он был двух видов: просто разведенная с медом вода, называвшаяся «сыто» (или, если мед варили со специями, то «сбитень») и мед хмельной, получавшийся путем брожения. Хмельной мед был не очень крепкий. И, надо сказать, после полного сбраживания сладости и вкуса меда он уже не имел. А после отстаивания становился прозрачным. Шведского посола Петра Петрея де Ерзелунду поили русским хмеленым медом в XVII веке. Петр Петрей оценил качество этого напитка. Он писал, что мед этот «такой светлый и чистый, как лучшее рейнское вино и прозрачный хрусталь». Впрочем, несмотря на относительно низкое содержание спирта, медом тоже можно было напиться допьяна. Таких свидетельств немало.

Веселие и питие
Веселие и питие

– А где и в каких случаях было принято употреблять хмельные напитки? Пили ли только на праздниках, или могли и дома вечерком раздавить чарочку, другую?

– Регулярность употребления сильно зависела от достатка. По свидетельству Сигизмунда Герберштейна, у крестьян не было возможности пить часто. Они пили по праздникам. А вот знать, располагавшая средствами, могла себе позволить угощаться ежедневно.

– Со скольки лет начинали употреблять? Женщинам можно было?

– Есть интересное свидетельство епископа белгородского Григория (XII век), что порой пьянка охватывала весь город: женщин и мужчин от мала до велика. То, как он описывает это действо, не оставляет сомнений, что он это не выдумал, а видел собственными глазами. Во всяком случае, мне литературные параллели описанию грандиозного попоища, данного у Григория, не известны. По словам епископа, только тот праздник считается у его сограждан удачным, после которого они все лежат вповалку «яко мертвые».

– Что же вообще относительно пьянства? Что в те времена считалось таковым? Как порицалось?

– Порицалось, конечно, но не особенно сильно. Пьяницу привычно считали горемыкой. Сами пьяницы («бражники») порой даже гордились своими хмельными подвигами.

Чарка мёду
Чарка мёду

– А соседи то у нас тогда – на любой лад: и кочевники, и скандинавы, и европейцы и другие. Как-то влияние на напитки и культуру пития друг друга оказывали?

– В размахе пьянства Русь от своих европейских соседей не отличалась. Европейцы пили не меньше, а может и больше. Отличалось, впрочем, алкогольное меню. В Европе больше употребляли виноградных вин. У нас же привозное вино могли себе позволить только аристократы и богатые купцы. Но мед, как я сказал, был ничем не хуже вина. Кочевники до принятия ислама пили алкогольный кумыс. Но на Руси он популярностью не пользовался.

– Можно ли как-то сравнить наши объемы потребления хмельных напитков тогда и сейчас. Когда более питие на Руси веселие есть?

– Промышленное производство алкоголя сделало его существенно более доступным. Думаю, сейчас пьют значительно больше.

Источник



"Нужно научиться принимать боль и использовать ее как топливо в нашем странствии. Кэндзи Миядзава"

Related posts