Умеют ли люди ценить свободу и… почему они не любят работать!?

"Человек одинаково неспособен видеть и небытие, из которого он появляется, и бесконечность, которая его поглощает." Блез Паскаль

Умеют ли люди ценить свободу и… почему они не любят работать!?

Эту статью до конца дочитают единицы. Только те, кому действительно хочется разобраться в том балансе свободы и ответственности, который позволяет строить и предприятия, и свою карьеру так, чтобы добиться максимальных скорости и качества развития. А большинство прервет чтение в самом начале. Из-за того, что им будет лень читать длинный текст. Откуда я это знаю? Просто я всю жизнь изучаю людей. И вполне могу спрогнозировать их поведение. Ну, а тезисы, на которых стоит моя уверенность вы и найдете в статье. И хочу сразу предупредить: не нужно искать в этом материале политику.

Умеют ли люди ценить свободу и почему они не любят работать

Свобода, то есть, возможность действовать по своей воле без какого-либо принуждения, прекрасное понятие. Ради свободы мы готовы на многое. Кто-то ради того, чтобы ему никто не мог навязать свои правила, становится высококвалифицированным профессионалом, кто-то учится жить на минимальные доходы, а кто-то создаёт бизнес. И нередко обнаруживает что, приложив массу усилий, настоящей свободы он так и не добился.

Свобода и бизнес

Недавно меня попросили оценить одну компанию. Знакомый рассказал, что владелец в свое время очень увлекся популярными книгами про бизнес и решил строить «бирюзовую» организацию, но что-то пошло не так.

– Я хотел, чтобы сотрудники научились принимать решения. Чтобы они не спрашивали, как сделать ту или иную вещь, а сами предлагали способы, – говорит владелец компании. – Я им дал полную свободу принятия решения. Сказал, что меня интересует только результат. А то, как они его добиваются, меня не волнует. Даже разрешил свободный рабочий график сотрудникам, чтобы сами решали, когда им нужно приходить на работу. В общем, сделал всё так, как написано в книгах. Я им даже коучей нанимал, чтобы те помогали с работой и профессиональным ростом.

– И как результаты?

– Результаты плачевные. За последние полгода всё стало намного хуже. Клиенты не довольны. Сотрудники переругались – не могут договориться о том, кто и когда работает. А когда жалоба приходит, то не могут понять кто виноват, – вздыхает предприниматель. – В общем, фигня все эти бирюзовые организации. Получился полный бред. А я теперь не знаю как восстанавливать компанию. Слишком много пожаров стало. Я только тушением и занимаюсь.

– Что планируешь делать?

– Сейчас ищу заместителя. Нужна сильная рука. Сам не справлюсь. Я слишком мягкий.

– А как же свобода?

– Не могут люди быть свободными и ответственными одновременно. Не могут.

От одной крайности он решил перейти к другой.

Общественная парадигма

В течение столетий управление строилось на одном инструменте – власти. То есть, способности и возможности навязать свою волю другим. Власть, в свою очередь, поддерживалась суровой системой наказаний. Те, кто волю вышестоящего отвергал, подвергались преследованию. Жесткие сословные системы поддерживались веками, лишая личность даже минимальной свободы. И чтобы пробить эти барьеры, нужно было обладать немалым мужеством, изворотливым умом и огромной волей. И конечно же, покровительством сильных мира сего.

Но настало новое время. Время изменения парадигмы. Изменения самой системы общественных отношений. Началась пропаганда свободы воли, свободы самовыражения, социального равенства и других свобод. И многие поверили в то, что именно свобода даёт лучшие возможности для развития. Ведь нет больше никаких преград. Хочешь – работай головой, хочешь – руками. Создавай идеи, занимайся творчеством. Или исполняй чужой, но близкий тебе замысел. В общем, свобода!

И конечно же, появилось множество новых теорий о том, как можно построить организации нового типа. Основанные на том самом принципе свободы. Организации «доставляющие счастье», «гибкие», «бирюзовые»… В общем, концепций хватает.

Картинка из презентации концепции "бирюзовых" организаций. Источник: интернет
Картинка из презентации концепции “бирюзовых” организаций. Источник: интернет

И предприниматели, многие из которых и стали заниматься бизнесом именно потому, что хотят свободы, поверили. Стали зачитываться книжками о суперуспешных компаниях и толпиться на семинарах «гуру», рассказывающих со сцены сказочные истории про то, как воодушевить людей и вдохновить их на подвиги. И пытаться создать у себя такую же атмосферу, про которую вещали «гуру».

Но их ждало разочарование. Добрые сказки не работают. Так же, как уже прекращают работать злые.

Свобода и ответственность

Михаил Бакунин, приверженец идеи анархизма, то есть, концепции отсутствия принуждения, однажды написал, что «свобода одного человека начинается там, где заканчивается свобода другого».

Тот, кто стремится к свободе, не только защищает своё право на самостоятельные решения, но и требует к себе уважения. Уважения беспредельного. Причем, часто незаслуженного. Что нам и демонстрируют многочисленные движения меньшинств, нонконформистов и подобных. А также, огромное, но не афишируемое движение тех, кому не нравится работать. Они говорят о том, что их нужно уважать за то, что они просто есть. Защищают свое право на то, чтобы делать то, что хочется им, и право не выполнять ни общественные нормы, ни требования предприятий. Защищают право на то, чтобы навязывать своё видение тем, кто его не хочет принимать. Вплоть до того, что стараются уничтожить тех, кто смеет их призывать ко взаимному уважению или просто не принимает их взгляды.

И получается, что если вместе со свободой решений и действий не возникает ответственности, то она приносит одни только несчастья. А ответственность – это весьма сложное качество. Оно возникает только в том случае, если сам носитель свободы в достаточной мере уважает тех, кто рядом. Если чужие проблемы вызывают в нем не радость самоутверждения, а острое желание помочь, но при этом он признает право другой стороны на то, чтобы от помощи отказаться.

Свобода и биология поведения

Есть и биологическое ограничение для идеологии свободы, так как существуют общие законы, по которым живёт любой живой вид. Есть потребности в питании, размножении и доминировании, присущие и человеку, и даже бактерии. Потребности, которые мы можем отрицать, но которые не можем контролировать. Ведь они заложены в нас эволюцией.

И именно потребность в доминировании заставляет «борцов за свободу» вербовать сторонников, а потребность в размножении распространять и навязывать свои идеи.

Кроме того, биологически в нас заложено два вида реагирования на опасность – страх и надежда. Реакции «беги» и «бей». Причём и то, и другой направлено на выживание. Поэтому без внешних раздражителей мы оказываемся лишены сил. Ведь именно они вызывают стресс, являющийся главным и единственным источником энергии, необходимой для жизни. Стресс, который в необходимом количестве приносит нам огромные преимущества, а в слишком большом или слишком малом нас убивает.

Источник: интернет
Источник: интернет

Для того, чтобы мы совершали действия, стресс необходим. За долгие годы в управлении предприятиями я даже вывел тезис о том, что все хорошие преобразования делаются от безысходности. То есть, в состоянии, когда близок крах системы. А с точки зрения физиологии, в условиях, когда стресс достаточен для того, чтобы приступить к решительным действиям.

Движущей силой развития человечества до сих пор является не сотрудничество, а конкуренция. А защищает его от вымирания, как мышей во «Вселенной 25», только страх. Зачастую животный.

Но психика человека и его мышление – высокоорганизованные структуры, позволяющие создавать собственный страх. Страх перед отсутствием результата. Страх нереализованности. Страх потери лица. И множество других видов страха. И те, кому действительно можно доверить быть свободными, на самом деле – это те, кто может создавать самоограничения. Которые мы и называем уважением. Страх перед тем, чтобы ощущать себя разрушителем, не даёт грамотному руководителю унизить сотрудника. Страх потери эмоционального контакта заставляет признавать идеи коллеги.

А с другой стороны, один только страх не может создать в нас достаточную энергию для созидания. Поэтому другая сторона медали – надежда. Надежда на лучший результат заставляет нас объединяться с теми, кому близки наши идеи. И уважать их мнение.

Людей, обладающих достаточно развитым мозгом и потому способных на уважение, немало. Но и не так много, как хотелось бы. Поэтому пока еще мы не готовы к новому обществу, которое может снабдить бизнес достаточным количеством сотрудников, способных в условиях свободы к ударному труду. Способных действовать с достаточной ответственностью.

По простым биологическим причинам.

Свобода в компании

– Вы мне сказали, что я могу заниматься тем, что мне наиболее интересно, – говорит сотрудник на процедуре ревью – обратной связи по результатам периода. – И всё это время я искал что именно мне интересно. Поэтому результатов никаких нет. Зато за это время я понял, что хочу, чтобы у меня были конкретные задания от моего руководителя. Мне нужна определенность.

В этой компании была принята «плоская» структура, в которой сотрудникам предоставлена полная свобода выбора. Владельцы выступали на конференциях, рассказывая о том, какая у них творческая атмосфера в коллективе и о том, как много преимуществ дает холакратия.

При этом дела в самой компании шли не так здорово. Выручка падала, сотрудники разбегались.

– Я всегда мечтал выбирать себе задачи сам. Но у нас свобода и нет руководителей. Поэтому задачи появляются только от владельцев. И эти задачи настолько непонятны, что за них почти невозможно взяться. Поэтому я чем-то занимаюсь, но каждый день боюсь, что меня уволят из-за того, что я не даю результата, – поделился другой сотрудник, подавая заявление «по собственному». – Так что, я нашел другую работу, где у меня будут чёткие задачи и понимание того, за что я получаю деньги.

Эта компания пока еще существует. А владельцы продолжают выступать на конференциях. Но очень скоро у останется только два варианта – закрыть бизнес или приступить к построению жесткой иерархии.

А как же быть компаниям

Построить такую компанию, в которой будет максимально раскрываться творческий потенциал сотрудников, вполне можно. Так же, как можно построить сбалансированную карьеру. Но к этому нужно приложить титанические усилия.

Во-первых, не надо отрицать иерархию. В ней нет ничего плохого. Все живые сообщества в природе имеют ту или иную иерархию. И бороться с нею – это значит бороться с природой.
Но иерархию нужно строить не как систему власти, а как систему обязанностей, в которой руководитель – это не тот, кто может самоутверждаться за счёт беспомощных сотрудников, а тот, кто просто выполняет свои обязанности по планированию ресурсов, созданию и согласованию задач, коррекции работы подчиненных.
Для этого обязанности должны быть чётко распределены между уровнями управления. А руководители должны быть снабжены необходимыми знаниями. И каждый человек в иерархии, включая владельца, должен знать свои обязанности и их выполнять, не подменяя своим участием ни подчиненных, ни других руководителей. В этом их свобода должна быть разумно ограничена.

Во-вторых, в компании должны быть описаны и доведены до каждого принципы взаимоотношений, включающие в себя правила совместной работы и разрешения конфликтов. В некоторых компаниях эти принципы называют ценностями. А в некоторых только называют, но в действительности на них не ориентируются.

В-третьих, нужно создать сотрудникам не только возможности для развития, но и чёткие процедуры повышения профессионализма. Понятные механизмы как обучения, так и оценки, в том числе и материальной, его результатов.

В-пятых, нужно построить систему горизонтальной карьеры, в которой уникальный специалист может вознаграждаться намного выше, чем руководитель, не достигший пока еще высокого профессионализма в управлении.

Звучит совсем не сказочно?

Да. Скорее, как адское количество организационной работы.

Но именно такие усилия и дают результат. Именно такая система позволяет профессионалам сотрудничать и конкурировать одновременно. Система, в которой есть достаточно крепкие общие правила, и достаточная личная свобода для тех, кто обладает способностью использовать её во благо.

Что может сделать каждый

В том разделе статьи, который был посвящен биологии поведения, я не упомянул еще об одной важнейшей потребности. Потребности в минимизации расхода энергии. А именно эта потребность заставляет тех, кто не может создать в себе достаточно интенсивный страх и достаточную надежду, использовать свободу для того, чтобы просто ничего не делать.

Как ни странно, они всё равно тратят энергию. Много энергии. Они придумывают причины. По которым не могут выполнить свою работу. Вступают в конфликты с руководителями и коллегами. И конечно же, непрерывно переживают за то, что их недостаточно ценят и ограничивают их свободу. Но они не находят новых решений. Даже в стремлении к безделью. Когда их базовые потребности удовлетворены, они начинают действовать по шаблонам. Даже злятся по шаблону. И таким образом, оставляют без нормального кровоснабжения те области мозга, которые отвечают за творчество. Ведь мозг, так же, как и мышцы, питается по мере необходимости.

Энергию тратят, но воспринимают работу как принуждение к тому, что им не нравится. Как к необходимости ходить туда, где их не ценят и делать то, что у них получается недостаточно хорошо. Поэтому они не любят работать, но любят бороться за своё право на безделье. А свои обиды изливают в виде требования дать им нечто, чего они не заслужили. Будь то безусловный доход или какая-либо компенсация.

Но изменить такой способ существования вполне можно. Нужно всего лишь направить ту энергию, которая тратится шаблонно, в более продуктивное русло. А для этого нужно создать для себя цели высокого порядка. Дать самому себе ответ на вопрос «ради чего?».

Безысходность – двигатель личного прогресса

Если созданное вами «ради» будет достаточно сильным, то мозг начнёт развиваться. От безысходности.

Ради того, чтобы потратить дни жизни на творческое удовольствие, он будет вынужден учиться. Ради того, чтобы получить достаточный социальный статус, будет вынужден заставлять тело продуцировать нужные гормоны, повышая работоспособность. Ради развития будет принимать определенные ограничения и даже создавать самоограничения.

И всё, о чем нужно будет заботиться – это о том, чтобы был баланс. О том, чтобы идея достижения собственной цели не превратилась в абсолют, при котором оправданы любые средства. Чтобы свобода самовыражения не превратилась в свободу оскорбления носителей других идей. Чтобы свобода компенсировалась властью. Властью над собой…



"Ты выбрался из грязи в князи, но быстро князем становясь. Не позабудь, чтобы не сглазить. Не вечны князи-вечна грязь. Омар Хайям"

Related posts