Магометанское кладбище Змеиногорска!

"Обладание всякого рода благами - это еще не все. Получать наслаждение от обладания ими - вот в чем состоит счастье." Пьер Бомарше

Дорогие Змеиногорцы, старожилы! Помогите найти магометанское кладбище Змеиногорска!

Материал, который мы представляем вам сегодня необычный. Это совместная исследовательская работа, которую провели администраторы и авторы онлайн-проекта «Змеиногорский Кунстштат». Цель этой работы – содействие миру и согласию между людьми разных конфессий, сохранение памяти наших земляков, дань уважения почившим. Мы выложили здесь максимум известного нам материала. Если у вас есть какие-то интересные материалы или сведения по данной теме, вы можете написать их в комментариях под этим материалом или же в личном сообщении авторам.

Мусульмане в Змеиногорском районе.

Мусульмане столетиями жили на Змеиногорской земле вместе с представителями других верований в мире и согласии. Прежде всего, в основной массе это были киргиз-кайсаки. Так называли предков нынешних казахов. Издавна была налажена торговля между Российской Империей и киргиз-кайсаками, которые меняли добытую пушнину, мясо, продукты животноводства на всевозможную промышленную продукцию – инструменты, литье, ювелирные изделия.
В Змеиногорске магометанская община также процветала. Мусульмане имели торговые лавки, через которые продавалась продукция животноводства, сырье для кожевенного производства (во многом благодаря кожевенным заводам, Змеиногорская ярмарка была одной из самых успешных в Томском уезде). Это были богатые, зажиточные горожане.
Так, мусульманин, житель Семипалатинска, Латиф Мусин, был владельцем ювелирных магазинов в Змеиногорске, родном для него Семипалатинске, Усть-Каменогорске. Он был золотодобытчиком, наладил грузовое и пассажирское судоходство по всему Иртышу имея более 50 пароходов и барж. В 1900 году семья Мусиных имела в банках 2,5 миллиарда золотых долларов США и находились в числе 15 самых богатых людей России.

О семье купцов Мусиных

«… Родоначальник династии Мусиных Муса родился в Казани, служил ямщиком российского купца. В начале XIX века, спасаясь от голода, Муса вместе с сыном Садыком прибыл в Семипалатинск. Каково же было его удивление, когда он заметил, что местные жители, вместо того чтобы выделывать шкуры, выбрасывают их на свалку. Cкупая по дешевке сырье, отец и сын вручную из выделанной овчины шили тулупы, которые мгновенно раскупались. Вырученные деньги позволили не только рассчитаться с долгами, но и нанять рабочих, а позже заняться торговлей. Умер Муса в 90 лет.
     Садык вскоре открывает многочисленные магазины в близлежащих городах и организовывает большой цех по выделке кож в Семипалатинске. Немалую часть своих средств он жертвует Семипалатинску и становится Почетным гражданином города. На 91- м году жизни Садык Мусин погибает в результате несчастного случая.
     Его проект претворяет в жизнь сыновья — Латиф и Фатих Мусины. Латиф сначала занялся пароходством, фактически став хозяином Иртыша, а потом организовал добычу золота на ранее заброшенных рудниках. Фатих в 1915 году, в возрасте 54 лет умер от болезни, а через год при загадочных обстоятельствах погибает Латиф. Ему было 52 года. Семейное предание гласит, что Латифа Мусина отравил собственный управляющий, польстившись на золото хозяина. Сын Фатыха — Салим в начале революции эмигрировал сначала в Турцию, потом в Америку. Если верить казахской прессе, внучка Латифа — Светлана Гакифовна до сих пор живет в Семипалатинске. … »
https://rudnyi-altai.kz/tatarskaya-sloboda-perekryostok-vremyon/

Мусины реклама
     В «Списке населенных мест Томской губернии» за 1911 год приводятся такие сведения:
«... с. Змеиногорское. Административный центр Змеиногорского уезда, Томской губернии. На земских и почтовых трактах Православных церквей — одна, две православных часовни, одно православное кладбище и одно магометанское; магометанский молитвенный дом. Учебных заведений — три. Библиотек — две. Типографий — одна. Больниц — одна. Аптек — три. Приютов — один. Ярмарок — две (с 29 июня по 4 июля и с 15 по 24 декабря) …».

Комментарий Змеиногорского Кунстштата: Что интересно!!! У нас есть доступ к четырем спискам населенных мест Томской губернии за 1868, 1893,
1899 и 1911 года. И только в списке за 1911 год упоминается магометанское кладбище в Змеиногорске. С чем это связано, нам пока неизвестно. 
Жаханша Досмухамедов

Жанша Досмухамедов, 1920 год
     Мусульмане не только занимались торговлей. Некоторые из них занимали высокие должности. Например, в 1913 года мировым судьей Змеиногорского уезда был мусульманин Жаханша Досмухамедов. В настоящее время это один из наиболее почитаемых героев Казахстана, известный тем, что был главой первой казахской самопровозглашенной автономии Уильский вилайет.
«…     Жаханша Досмухамедов, мировой судья 1-го участка Змеиногорского уезда (1913год), председатель правительства Уильского вилаята.
(1887 — 1938)
     Происходил из казахского рода Каракунан Тана; родился в 1887 году в семье степняка-скотовода Досмухамеда (Досмагамбета). Отец устроил Жаханшу в Булдуртинскую аульную передвижную русско-казахскую школу, после окончания которой Жаханша поступил в одноклассное русско-казахское училище в селе Джамбейты. Учитывая способности Жаханши, руководство училища рекомендовало направить его в Уральское войсковое реальное училище. Добиться устройства в это учебное заведение Досмухамедову помог волостной управитель, почетный гражданин Российской империи Мухамеджан (Акшолак) Сарыкуджин.
     Жаханша был сначала зачислен в подготовительный класс войскового реального училища в Уральске (сейчас — здание педагогического колледжа имени Жаханши Досмухамедова), затем поступил на первый курс. В одном подготовительном, шести основных и одном дополнительном классах училища обучалось 300 учащихся, в том числе 18 казахских детей, стипендии которым выплачивали казахские старшины — управители степных волостей. В числе этих 18 учеников — Жаханша и его будущий соратник по партии «Алаш» Халел Досмухамедов. В 1905 году, окончив Уральское войсковое реальное училище, Досмухамедов решил поступить на юридический факультет Московского университета. В этом решении на него оказал большое влияние его земляк — султан Бакытжан Каратаев — очень уважаемый человек в ауле, известный юрист, депутат Государственной думы Российской империи II созыва.
     После окончания университета в 1912 году Досмухамедов работал в органах царского правосудия и занимал важные государственные посты. Вначале служил кандидатом на судебную должность при Уральском окружном суде, исполняя обязанности помощника секретаря уголовного отделения и мирового судьи, летом 1912 г. был переведен старшим кандидатом на должность при Омской судебной палате с откомандированием для исполнения обязанностей мирового судьи 10-го участка Барнаульского уезда. В 1913 г. был переведен на ту же должность в 1-й участок Змеиногорского уезда, осенью 1913 г. вызван в г. Барнаул «в помощь прокуратуре», а в марте 1914 г. назначен товарищем прокурора Томского окружного суда по Каинскому уезду. Работая товарищем прокурора Томского судебного округа, он контролировал политическую ссылку и имел, по существу, чин генерала юстиции.
     В апреле 1917 года в Уральске собирается первый учредительный съезд казахов Младшего жуза – всего на встречу тогда съехались около 800 человек со всего региона. Жаншу избирают председателем съезда, затем председателем Казахского народного исполнительного комитета, после этого – председателем учредительного совета. Участники съезда принимают положение об управлении степной частью Уральской области из 100 пунктов. Жанша выступает за создание Казахской автономии. Здесь же избирается делегация на Всероссийский съезд мусульман в Москве во главе с Досмухамедовым. Жанша был человеком преданным идеалам ислама.
     Несколько месяцев спустя в Оренбурге созывается Всеказахский учредительный съезд – рассматривается вопрос о создании партии. Жанша предлагает для нее название – “Алаш”, древнее имя казахского народа. На Втором Всеказахском съезде уже образовано казахское национальное правительство – “Алаш-Орда”, одним из руководителей которого становится Жанша. В Уральске Досмухамедов с соратниками провозглашает Казахскую автономию в степной части Приуралья.
     В марте 1918 года в период Гражданской войны в условиях нависшей угрозы над казахскими аулами Жанша со своим другом и соратником Халелом Досмухамедовым едут в Москву – выяснить отношение большевиков к Казахской автономии. Встречаются с Лениным, Сталиным, Троцким, и в результате переговоров заключают договор о взаимном признании между “Алаш — Ордой” и РСФСР. Большевики оказывают алашордынцам материальную помощь, но по дороге домой в Саратове их арестовывают – из Уральска был дан сигнал о том, что Жанша и Халел Досмухамедовы занимаются контрреволюционной деятельностью. Жанша, как опытный юрист, добивается своего освобождения и возвращается в городок Жымпиты, что в 150 километрах от Уральска.
     Лидеры западного отделения “Алаш-Орды” так и не дождались обещанного декрета об автономии со стороны большевиков и пошли на конфронтацию. В то же время у Казахской автономии было слишком много врагов и не было друзей. Ни уральское казачество, ни Колчак, ни комитет учредительного собрания – никто не признавал Казахской автономии, но при этом Жанше как дипломату удавалось держать со всеми связь. С уральским казачеством был заключен тайный союз о том, что казаки не будут распространять свою власть на левобережье Урала, где находились казахские аулы.
     Пользовался Жанша и поддержкой Колчака. Вновь созданную казахскую армию из 2 000 джигитов необходимо было обучить военному делу. Инструкторов не было, пришлось обратиться к Колчаку за помощью. В ставку Колчака, в Омск, была отправлена специальная делегация из Жымпиты. Колчаку было присвоено звание почетного аксакала западного отделения “Алаш-Орды”, ему дарят чапан с колпаком. Взамен Колчак снабжает алашордынцев пулеметами, шашками и другим вооружением и даже деньгами.
Колчак не собирался признавать Казахскую автономию, но ему нужны были союзники в борьбе с Советской властью.
     …В 1920 году большевики одержали победу на всей территории степи. И 5 марта 1920 года правительство Досмухамедова было официально распущено, а его имущество передано советским организациям.
     Жанша несколько раз арестовывали. Почти год он находился под домашним арестом, был сослан в Воронеж, где несколько лет находился в заключении. Впоследствии его выпустили, он преподавал. И только в 1934 году получил возможность вернуться на родину, где работал в разных учреждениях, но заниматься политической деятельностью ему было запрещено.

Последнее фото Ж.Досмухамедова, 1938 год
     В 1938 году был арестован как «враг народа» (ст. 58 п. 10 и 11 УК РСФСР). Расстрелян 3 августа 1938 года на Бутовском полигоне, где и был похоронен. Был реабилитирован 2 декабря 1957 года. Несмотря на это, в романе Сакена Сейфуллина «Тернистый путь» Жаханша Досмухамедов и его друг Халел Досмухамедов были представлены как отрицательные герои.
     В Республике Казахстан Жаханшу Досмухамедова почитают — его именем названа школа в Сырымском районе, педагогическое училище в Уральске, районный музей в поселке Жымпиты, в здании которого в 1918–1919 годы находилось правительство Уильского вилайета. В Уральске установлен памятник Жаханше. …»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Досмухамедов,_Жаханша

Согласно отчету подотдела национальных меньшинств уездных отделов народного образования за 1921 год сообщалось, что в Змеиногорске существует татаро-киргизская школа 1-й ступени. А так же, по упоминанию некоторых змеиногорских старожил, медресе для девушек.
В Змеиногорском уезде были деревни, целиком населенные мусульманами. Например, деревня Беленская, где также был магометанский молельный дом и магометанское кладбище.

В поисках места упокоения наших земляков

Мусульманский погребальный обряд сильно отличается от православного, поэтому и по сей день почивших стараются хоронить на отдельных кладбищах, согласно их вероисповедования.
Объекты религиозного культа, в особенности кладбища, нуждаются в сохранении и охране.
Долгое время все считали местоположение магометанского кладбища утраченным.
Несколько лет назад от одного из наших земляков мы узнали, что на выезде из города Змеиногорска в сторону села Староалейское, неподалеку от современного кладбища, в 60-80-х годах прошлого века находились старинные каменные надгробия с металлическим полумесяцем.
С приходом советской власти и началом борьбы с религией, мусульманское кладбище в Змеиногорске оказалось заброшенным. Семьи, исповедовавшие ислам, становились атеистами и хоронили своих родных на общем погосте без соблюдения прежнего ритуала. Ухаживать за могилами со временем стало некому. Место упокоения окончательно пришло в упадок.
Этой осенью мы решили отыскать его, вернуть из забвения и насколько это возможно, содействовать охране и защите этого памятника культуры.

Предполагаемое место мусульманского кладбища и нашего поиска
     Мы выехали на место, обошли все окрестности. Результаты были очень неоднозначными. Мы встретили двух людей, которые рассказали нам: «Да. Кладбище в этом месте действительно есть. Но вроде как по утверждениям местных не мусульманское, а кержацкое». (Кержаки — это последователи старообрядчества или древлеправославия, которое возникло после церковной реформы патриарха Никона). А еще один из этих людей вспомнил, что когда он работал в электрических сетях, во время обрезки растительности под линией электропередачи видел несколько могильных оградок. Высказанная мысль о кержацком кладбище не выдерживает никакой критики. Во-первых потому что на том кладбище ранее уже видели полумесяцы, а во-вторых потому, что представители этой конфессии – все-таки православные и у нас в Сибири не было такой традиции хоронить их отдельно.
В результате наших поисков мы с большим трудом отыскали несколько крупных камней, однако утверждать были ли они надгробиями, мы не беремся. Также, мы нашли старинный сильно сгнивший деревянный забор, огораживающий что-то, а также сгнившие доски торчащие из земли.

     Предполагаемое местонахождение кладбища представляет собой заросшее высокой травой поле с редкими земляными возвышенностями и ямами. В силу нехватки времени обследовать его самым тщательнейшим образом не удалось.
Поэтому – то мы и решили разместить этот материал, в надежде, что кто-то из наших читателей знает об этом месте подробнее, чтобы хоть немного сузить круг наших поисков. Будем рады и помощи мусульманского сообщества – нам важно знать, как раньше в исламе было принято выбирать место для погребения. Если материал вызовет интерес, а мы сможем собрать больше информации по данной теме – то выйдет продолжение.
С уважением, участники проекта «Змеиногорский Кунстштат».

Комментарий Змеиногорского Кунстштата: Мы пытались понять, как происходило захоронение в других городах и областях Сибири мусульман живущих вместе с православными в XVIII — XIX веках. Вот, что нам стало известно. Что хоронили на общем кладбище. Но оно было разделено на сектора. Раньше нельзя было хоронить младенцев со взрослыми, у них был отдельный сектор. Также были отдельные сектора для иноверцев, самоубийц, преступников. Что возможно наших Змеиногорских мусульман хоронили возле нашего старого кладбища в определенном секторе. Но нам это точно неизвестно. В больших городах, где были большие мусульманские общины, у них были отдельные кладбища. Так же нам намекнули, что большинство мусульман могли увозить из Змеиногорска для захоронения в другом городе.

Мы ждем от Вас возможных путей поиска. Мы будем искать во всех направлениях. Возможно ваши близкие знают более точный путь для поиска. Огромное Всем Спасибо! С Уважением к Вам и вашему делу.

Почва под Змеиногорском золотоносная. Это место при Петре Великом купцы Демидовы, ставшие первыми заводчиками на Урале. Каменные дома, за исключением построенных при Советской власти, все демидовские. Они же построили плотину на речке, образовав, таким образом, водохранилище. Здесь у Демидовых были шахты, где добывали золото. Говорят, что доныне сохранился подземный ход из конторы Демидовых прямо в шахты. И теперь в шахтах добывают золото…

релевантная информация:

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память:

"Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте. Бауржан Тойшибеков."

Related posts