Магометанское кладбище Змеиногорска!

"Как только сами поверите, так и реальность поверит. И вот тогда случится чудо." Вадим Зеланд

Дорогие Змеиногорцы, старожилы! Помогите найти магометанское кладбище Змеиногорска!

Материал, который мы представляем вам сегодня необычный. Это совместная исследовательская работа, которую провели администраторы и авторы онлайн-проекта «Змеиногорский Кунстштат». Цель этой работы – содействие миру и согласию между людьми разных конфессий, сохранение памяти наших земляков, дань уважения почившим. Мы выложили здесь максимум известного нам материала. Если у вас есть какие-то интересные материалы или сведения по данной теме, вы можете написать их в комментариях под этим материалом или же в личном сообщении авторам.

Мусульмане в Змеиногорском районе.

Мусульмане столетиями жили на Змеиногорской земле вместе с представителями других верований в мире и согласии. Прежде всего, в основной массе это были киргиз-кайсаки. Так называли предков нынешних казахов. Издавна была налажена торговля между Российской Империей и киргиз-кайсаками, которые меняли добытую пушнину, мясо, продукты животноводства на всевозможную промышленную продукцию – инструменты, литье, ювелирные изделия.
В Змеиногорске магометанская община также процветала. Мусульмане имели торговые лавки, через которые продавалась продукция животноводства, сырье для кожевенного производства (во многом благодаря кожевенным заводам, Змеиногорская ярмарка была одной из самых успешных в Томском уезде). Это были богатые, зажиточные горожане.
Так, мусульманин, житель Семипалатинска, Латиф Мусин, был владельцем ювелирных магазинов в Змеиногорске, родном для него Семипалатинске, Усть-Каменогорске. Он был золотодобытчиком, наладил грузовое и пассажирское судоходство по всему Иртышу имея более 50 пароходов и барж. В 1900 году семья Мусиных имела в банках 2,5 миллиарда золотых долларов США и находились в числе 15 самых богатых людей России.

О семье купцов Мусиных

“… Родоначальник династии Мусиных Муса родился в Казани, служил ямщиком российского купца. В начале XIX века, спасаясь от голода, Муса вместе с сыном Садыком прибыл в Семипалатинск. Каково же было его удивление, когда он заметил, что местные жители, вместо того чтобы выделывать шкуры, выбрасывают их на свалку. Cкупая по дешевке сырье, отец и сын вручную из выделанной овчины шили тулупы, которые мгновенно раскупались. Вырученные деньги позволили не только рассчитаться с долгами, но и нанять рабочих, а позже заняться торговлей. Умер Муса в 90 лет.
     Садык вскоре открывает многочисленные магазины в близлежащих городах и организовывает большой цех по выделке кож в Семипалатинске. Немалую часть своих средств он жертвует Семипалатинску и становится Почетным гражданином города. На 91- м году жизни Садык Мусин погибает в результате несчастного случая.
     Его проект претворяет в жизнь сыновья — Латиф и Фатих Мусины. Латиф сначала занялся пароходством, фактически став хозяином Иртыша, а потом организовал добычу золота на ранее заброшенных рудниках. Фатих в 1915 году, в возрасте 54 лет умер от болезни, а через год при загадочных обстоятельствах погибает Латиф. Ему было 52 года. Семейное предание гласит, что Латифа Мусина отравил собственный управляющий, польстившись на золото хозяина. Сын Фатыха — Салим в начале революции эмигрировал сначала в Турцию, потом в Америку. Если верить казахской прессе, внучка Латифа – Светлана Гакифовна до сих пор живет в Семипалатинске. … ”
https://rudnyi-altai.kz/tatarskaya-sloboda-perekryostok-vremyon/

Мусины реклама
     В «Списке населенных мест Томской губернии» за 1911 год приводятся такие сведения:
“... с. Змеиногорское. Административный центр Змеиногорского уезда, Томской губернии. На земских и почтовых трактах Православных церквей – одна, две православных часовни, одно православное кладбище и одно магометанское; магометанский молитвенный дом. Учебных заведений – три. Библиотек – две. Типографий – одна. Больниц – одна. Аптек – три. Приютов – один. Ярмарок – две (с 29 июня по 4 июля и с 15 по 24 декабря) …».

Комментарий Змеиногорского Кунстштата: Что интересно!!! У нас есть доступ к четырем спискам населенных мест Томской губернии за 1868, 1893,
1899 и 1911 года. И только в списке за 1911 год упоминается магометанское кладбище в Змеиногорске. С чем это связано, нам пока неизвестно. 
Жаханша Досмухамедов

Жанша Досмухамедов, 1920 год
     Мусульмане не только занимались торговлей. Некоторые из них занимали высокие должности. Например, в 1913 года мировым судьей Змеиногорского уезда был мусульманин Жаханша Досмухамедов. В настоящее время это один из наиболее почитаемых героев Казахстана, известный тем, что был главой первой казахской самопровозглашенной автономии Уильский вилайет.
…     Жаханша Досмухамедов, мировой судья 1-го участка Змеиногорского уезда (1913год), председатель правительства Уильского вилаята.
(1887 – 1938)
     Происходил из казахского рода Каракунан Тана; родился в 1887 году в семье степняка-скотовода Досмухамеда (Досмагамбета). Отец устроил Жаханшу в Булдуртинскую аульную передвижную русско-казахскую школу, после окончания которой Жаханша поступил в одноклассное русско-казахское училище в селе Джамбейты. Учитывая способности Жаханши, руководство училища рекомендовало направить его в Уральское войсковое реальное училище. Добиться устройства в это учебное заведение Досмухамедову помог волостной управитель, почетный гражданин Российской империи Мухамеджан (Акшолак) Сарыкуджин.
     Жаханша был сначала зачислен в подготовительный класс войскового реального училища в Уральске (сейчас — здание педагогического колледжа имени Жаханши Досмухамедова), затем поступил на первый курс. В одном подготовительном, шести основных и одном дополнительном классах училища обучалось 300 учащихся, в том числе 18 казахских детей, стипендии которым выплачивали казахские старшины — управители степных волостей. В числе этих 18 учеников — Жаханша и его будущий соратник по партии «Алаш» Халел Досмухамедов. В 1905 году, окончив Уральское войсковое реальное училище, Досмухамедов решил поступить на юридический факультет Московского университета. В этом решении на него оказал большое влияние его земляк — султан Бакытжан Каратаев — очень уважаемый человек в ауле, известный юрист, депутат Государственной думы Российской империи II созыва.
     После окончания университета в 1912 году Досмухамедов работал в органах царского правосудия и занимал важные государственные посты. Вначале служил кандидатом на судебную должность при Уральском окружном суде, исполняя обязанности помощника секретаря уголовного отделения и мирового судьи, летом 1912 г. был переведен старшим кандидатом на должность при Омской судебной палате с откомандированием для исполнения обязанностей мирового судьи 10-го участка Барнаульского уезда. В 1913 г. был переведен на ту же должность в 1-й участок Змеиногорского уезда, осенью 1913 г. вызван в г. Барнаул «в помощь прокуратуре», а в марте 1914 г. назначен товарищем прокурора Томского окружного суда по Каинскому уезду. Работая товарищем прокурора Томского судебного округа, он контролировал политическую ссылку и имел, по существу, чин генерала юстиции.
     В апреле 1917 года в Уральске собирается первый учредительный съезд казахов Младшего жуза – всего на встречу тогда съехались около 800 человек со всего региона. Жаншу избирают председателем съезда, затем председателем Казахского народного исполнительного комитета, после этого – председателем учредительного совета. Участники съезда принимают положение об управлении степной частью Уральской области из 100 пунктов. Жанша выступает за создание Казахской автономии. Здесь же избирается делегация на Всероссийский съезд мусульман в Москве во главе с Досмухамедовым. Жанша был человеком преданным идеалам ислама.
     Несколько месяцев спустя в Оренбурге созывается Всеказахский учредительный съезд – рассматривается вопрос о создании партии. Жанша предлагает для нее название – “Алаш”, древнее имя казахского народа. На Втором Всеказахском съезде уже образовано казахское национальное правительство – “Алаш-Орда”, одним из руководителей которого становится Жанша. В Уральске Досмухамедов с соратниками провозглашает Казахскую автономию в степной части Приуралья.
     В марте 1918 года в период Гражданской войны в условиях нависшей угрозы над казахскими аулами Жанша со своим другом и соратником Халелом Досмухамедовым едут в Москву – выяснить отношение большевиков к Казахской автономии. Встречаются с Лениным, Сталиным, Троцким, и в результате переговоров заключают договор о взаимном признании между “Алаш – Ордой” и РСФСР. Большевики оказывают алашордынцам материальную помощь, но по дороге домой в Саратове их арестовывают – из Уральска был дан сигнал о том, что Жанша и Халел Досмухамедовы занимаются контрреволюционной деятельностью. Жанша, как опытный юрист, добивается своего освобождения и возвращается в городок Жымпиты, что в 150 километрах от Уральска.
     Лидеры западного отделения “Алаш-Орды” так и не дождались обещанного декрета об автономии со стороны большевиков и пошли на конфронтацию. В то же время у Казахской автономии было слишком много врагов и не было друзей. Ни уральское казачество, ни Колчак, ни комитет учредительного собрания – никто не признавал Казахской автономии, но при этом Жанше как дипломату удавалось держать со всеми связь. С уральским казачеством был заключен тайный союз о том, что казаки не будут распространять свою власть на левобережье Урала, где находились казахские аулы.
     Пользовался Жанша и поддержкой Колчака. Вновь созданную казахскую армию из 2 000 джигитов необходимо было обучить военному делу. Инструкторов не было, пришлось обратиться к Колчаку за помощью. В ставку Колчака, в Омск, была отправлена специальная делегация из Жымпиты. Колчаку было присвоено звание почетного аксакала западного отделения “Алаш-Орды”, ему дарят чапан с колпаком. Взамен Колчак снабжает алашордынцев пулеметами, шашками и другим вооружением и даже деньгами.
Колчак не собирался признавать Казахскую автономию, но ему нужны были союзники в борьбе с Советской властью.
     …В 1920 году большевики одержали победу на всей территории степи. И 5 марта 1920 года правительство Досмухамедова было официально распущено, а его имущество передано советским организациям.
     Жанша несколько раз арестовывали. Почти год он находился под домашним арестом, был сослан в Воронеж, где несколько лет находился в заключении. Впоследствии его выпустили, он преподавал. И только в 1934 году получил возможность вернуться на родину, где работал в разных учреждениях, но заниматься политической деятельностью ему было запрещено.

Последнее фото Ж.Досмухамедова, 1938 год
     В 1938 году был арестован как «враг народа» (ст. 58 п. 10 и 11 УК РСФСР). Расстрелян 3 августа 1938 года на Бутовском полигоне, где и был похоронен. Был реабилитирован 2 декабря 1957 года. Несмотря на это, в романе Сакена Сейфуллина «Тернистый путь» Жаханша Досмухамедов и его друг Халел Досмухамедов были представлены как отрицательные герои.
     В Республике Казахстан Жаханшу Досмухамедова почитают – его именем названа школа в Сырымском районе, педагогическое училище в Уральске, районный музей в поселке Жымпиты, в здании которого в 1918–1919 годы находилось правительство Уильского вилайета. В Уральске установлен памятник Жаханше. …
https://ru.wikipedia.org/wiki/Досмухамедов,_Жаханша

Согласно отчету подотдела национальных меньшинств уездных отделов народного образования за 1921 год сообщалось, что в Змеиногорске существует татаро-киргизская школа 1-й ступени. А так же, по упоминанию некоторых змеиногорских старожил, медресе для девушек.
В Змеиногорском уезде были деревни, целиком населенные мусульманами. Например, деревня Беленская, где также был магометанский молельный дом и магометанское кладбище.

В поисках места упокоения наших земляков

Мусульманский погребальный обряд сильно отличается от православного, поэтому и по сей день почивших стараются хоронить на отдельных кладбищах, согласно их вероисповедования.
Объекты религиозного культа, в особенности кладбища, нуждаются в сохранении и охране.
Долгое время все считали местоположение магометанского кладбища утраченным.
Несколько лет назад от одного из наших земляков мы узнали, что на выезде из города Змеиногорска в сторону села Староалейское, неподалеку от современного кладбища, в 60-80-х годах прошлого века находились старинные каменные надгробия с металлическим полумесяцем.
С приходом советской власти и началом борьбы с религией, мусульманское кладбище в Змеиногорске оказалось заброшенным. Семьи, исповедовавшие ислам, становились атеистами и хоронили своих родных на общем погосте без соблюдения прежнего ритуала. Ухаживать за могилами со временем стало некому. Место упокоения окончательно пришло в упадок.
Этой осенью мы решили отыскать его, вернуть из забвения и насколько это возможно, содействовать охране и защите этого памятника культуры.

Предполагаемое место мусульманского кладбища и нашего поиска
     Мы выехали на место, обошли все окрестности. Результаты были очень неоднозначными. Мы встретили двух людей, которые рассказали нам: «Да. Кладбище в этом месте действительно есть. Но вроде как по утверждениям местных не мусульманское, а кержацкое». (Кержаки – это последователи старообрядчества или древлеправославия, которое возникло после церковной реформы патриарха Никона). А еще один из этих людей вспомнил, что когда он работал в электрических сетях, во время обрезки растительности под линией электропередачи видел несколько могильных оградок. Высказанная мысль о кержацком кладбище не выдерживает никакой критики. Во-первых потому что на том кладбище ранее уже видели полумесяцы, а во-вторых потому, что представители этой конфессии – все-таки православные и у нас в Сибири не было такой традиции хоронить их отдельно.
В результате наших поисков мы с большим трудом отыскали несколько крупных камней, однако утверждать были ли они надгробиями, мы не беремся. Также, мы нашли старинный сильно сгнивший деревянный забор, огораживающий что-то, а также сгнившие доски торчащие из земли.

     Предполагаемое местонахождение кладбища представляет собой заросшее высокой травой поле с редкими земляными возвышенностями и ямами. В силу нехватки времени обследовать его самым тщательнейшим образом не удалось.
Поэтому – то мы и решили разместить этот материал, в надежде, что кто-то из наших читателей знает об этом месте подробнее, чтобы хоть немного сузить круг наших поисков. Будем рады и помощи мусульманского сообщества – нам важно знать, как раньше в исламе было принято выбирать место для погребения. Если материал вызовет интерес, а мы сможем собрать больше информации по данной теме – то выйдет продолжение.
С уважением, участники проекта «Змеиногорский Кунстштат».

Комментарий Змеиногорского Кунстштата: Мы пытались понять, как происходило захоронение в других городах и областях Сибири мусульман живущих вместе с православными в XVIII – XIX веках. Вот, что нам стало известно. Что хоронили на общем кладбище. Но оно было разделено на сектора. Раньше нельзя было хоронить младенцев со взрослыми, у них был отдельный сектор. Также были отдельные сектора для иноверцев, самоубийц, преступников. Что возможно наших Змеиногорских мусульман хоронили возле нашего старого кладбища в определенном секторе. Но нам это точно неизвестно. В больших городах, где были большие мусульманские общины, у них были отдельные кладбища. Так же нам намекнули, что большинство мусульман могли увозить из Змеиногорска для захоронения в другом городе.

Мы ждем от Вас возможных путей поиска. Мы будем искать во всех направлениях. Возможно ваши близкие знают более точный путь для поиска. Огромное Всем Спасибо! С Уважением к Вам и вашему делу.



"Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было. Фридрих Ницше"

Related posts