Змеиногорский КУНСТШТАТ!


«ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ» ПОСВЯЩЕННЫЙ ВИКТОРУ МИХАЙЛОВИЧУ ТИХОМИРОВУ!

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ТИХОМИРОВ

     «Учитель, историк, краевед, создатель и директор городского историко-краеведческого музея, руководитель историко-краеведческого кружка, председатель отделения в Змеиногорске Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры». 

     Человек Легенда, Человек, основавший музейное дело в Змеиногорске. Человек, благодаря которому в Змеиногорске сохранена история, неискаженная, интересная. Человек, который воспитал не одно поколение юных исследователей, следопытов. 

Виктор Михайлович Тихомиров
(27.09.1916 — 06.02.1989)

     «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — утверждал Михаил Ломоносов. Изучая историю Змеиногорска мы столкнулись со многими «закрытыми» дверьми музеев и архивов.

     «История народа принадлежит государю», — утверждал Карамзин. «История народа принадлежит народу», — возражал декабрист Муравьев. «История народа принадлежит поэту», — считал Пушкин. Можно при желании перечислять до бесконечности. Скажем, история народа принадлежит историкам. Но мы всегда считали, что история должна быть доступна для изучения всем! Это неотъемлемая часть каждого человека. Если из истории убрать один пункт, тогда бы не было сегодняшнего дня. Каждое произошедшее событие привело нас к тому, что мы имеем сегодня.

     В 2016 году работая в МБУК «Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова» города Змеиногорска, Змеиногорского района, Алтайского края под руководством директора музея Петра Петровича Вагнера, появилась идея создать проект который откроет архив музея для людей. На «дне» музея хранилось огромное количество материала, который был не описан, не зарегистрирован, не имел истории, и мы не знали, о чем этот материал. Было принято решение создать информационный проект «Змеиногорский Кунстштат» в сети «Одноклассники». Где мы будем выставлять материал, а люди будут давать свои комментарии. Изучая эти комментарии мы смогли бы составить описание объектов.

Проект имел основную цель — это оцифровать музейный фонд, что и было сделано. Мы оцифровали более 3 Гигабайт информации. Второе — это получить более подробное описание экспонатов и исторического материала, для передачи его в Госкаталог Музейного Фонда РФ. Это была большая командная работа. В ней участвовали все бывшие сотрудники музея, каждый разыскивал материал и искал его описание. Опрашивали людей на экскурсии, изучали комментарии людей в социальной сети, разыскивали цифровой материал по всему миру. В дальнейшем нам стали присылать дополнительный материал наши подписчики, мы набрали исторического материала еще на один музей. Большая часть публикуемого материала, это материл присланный людьми. Мы вывели проект «Змеиногорский Кунстштат» из подчинения Змеиногорского музея. Сделали его независимым, так встретили сопротивление в развитии этого проекта.

Над проектом работали: директор музея Петр Петрович ВагнерРимма ФедороваОлег БеспаловНаталья ГорбуноваАнастасия ЯрцеваАркадий Кондратенко.

Огромную помощь проекту, с предоставлением огромного количества исторического материала оказали: Ольга Викторовна Ананьина (Тихомирова) — дочь Виктора Михайловича Тихомирова, учителя Змеиногорской школы №1 — особенно Нaтaлья Сеннова (Некрасова)Андрей Вениаминович Чекалин — сын Змеиногорского краеведа Вениамина Михайловича Чекалина, Наталья Осмолова. Краевед города Змеиногорска, к.и.н. Алехин Юрий ПетровичИ конечно все неравнодушные к истории славного города Змеиногорска в Змеевых горах.

В основу всех исследовательских работ легли труды краеведов города Змеиногорска 60 — 70 годов. Это были уникальные люди, они собрали богатейший материал по истории Змеиногорска: братья Тихомировы Виктор Михайлович и Вениамин МихайловичВетров Николай АлексеевичРозен Михаил ФедоровичКоромыслов Василий ИвановичВоронина Мария ЯковлевнаШишкин Петр ПрохоровичЧекалин Вениамин Михайлович. Эти люди приумножили и сохранили историю города Змеиногорска. На данный момент в городе остался последний краевед к.и.н Алехин Юрий Петрович, который проводит исторические исследования и изыскания.

ПОЧЕМУ КУНСТШТАТ?

Кунстштат в Змеиной горе

     Кунстштадъ. — Такъ называется (въ Змѣиногор. р.), то мѣсто, гдѣ находится большое гидравлическое колесо, служащее для выливки изъ рудника воды.

     Глубоко в недрах земли, в гигантских пещерах соорудил водных дел мастер Козьма Фролов огромные водные колеса. Это было чудом техники для своего времени!

     Изучая историю, мы из глубины недр архивов и музеев достаем историческую информацию для изучения. История Змеевых гор непосредственно связана с горным производством. Рудное дело к нам пришло из Германии. Многие рудознатцы в XVIII веке в качестве настольной книги использовали труды Георгия Агриколы (1494 -1555). Его труд «De Re Metallica Libri XII» — «О горном деле и металлургии в XII книгах», появившаяся в 1556 году, спустя год после его смерти, стал и нашей настольной книгой при изучении рудника в Змеевых горах.

Слово Кунстштат [kunststadt] можно перевести с немецкого как центр искусства. Но, что интересно. В горном деле в XVIII веке все слова с немецким словом kunst относились к воде и гидравлике и уже тогда считались устаревшими немецкими словами. К примеру:

Кунстшахта — (устар. кунстшахт) ж., горн. (нем. Kunstschacht). Водоотливная рудничная шахта. — Кунстшахты закладываются в 4 саж. длины и 4 саж. ширины. ГЖ, 1862, № 11: 261; Нашли для постановления колеса кунстшахт выработать, отступя от шахта 20 сажен, чтоб оным как можно для всегдашней прочности трафить в материчной крепкой камень, именуемый горнштейн. Ф. 1, о. 2, д. 181, л. 98.

Кунстштейгер — м., горн., устар. (нем. Kunstschteiger). Горный мастер, заведующий гидравлическими механизмами и устройствами. — В больших рудниках есть ещё звание кунстштейгера, над гидравлическим машинным устройством. ГСС, 1843, 3: 121; Горных чиновников и служителей состоит по списку: оберштейгеров 2, кунстштейгеров 1. Ф. 28, о. 1, св. 2, д. 2, л. 144 об. (1824 г.)

Змеиногорский краевед, член Общества охраны памятников истории и культуры, главный маркшейдер Змеиногорского рудника с 1936 года по 1964 год, Пенсионер Змеиногорского Рудоуправления — Ветров Николай Алексеевич. Изучивший архивы Новосибирска, Екатеринбурга, Барнаула в 1935 году на предмет «Кабинетских» работ на Змеиногорском руднике. Камеру, в которой стояло водоотливное колесо также называл Кунскамерой (нем. Kunstkammer — комната искусства).

Вполне бы логично, было бы все эти объекты называть со словом «вода» — Wasser. Немецкие коллеги пояснили нам, что самое трудное в горном деле, это борьба с грунтовыми водами которые постоянно наполняют и затопляют шахты. Убрать воду, из шахты считалось искусством горного дела. Что скорее всего это и повлияло на название.

Основатель музея и музейного дела Виктор Михайлович Тихомиров произнес великую фразу — «Змеиногорск город памятников, Змеиногорск город памятник«. Екатерининский Кунстштат самый значимый объект в Змеиногорске. Он послужил точкой отсчета на топографических картах для изучения других объектов в Змеиногорске. Кунстштат — это самый искуснейший, исторический объект частично сохранившийся в Змееве. Который достоин сохранения, реставрации и отдельного изучения. Поэтому мы назвали наш проект «Змеиногорский Кунстштат«.

ИСТОРИЯ КУНСТШТАТА

Георгий Агрикола «De Re Metallica Libri XII» 1556 год стр. 146

     Систему водоотливных колес в шахте строили с давних времен. Наравне с нашими колесами в конце XVIII века на руднике Раммельсберг, в Госларе, горы Гарц в Германии, был построен каскад водоотливных колес. Немецкие коллеги помогли нам ответить на ряд интересных вопросов про наши колеса.

Впервые система водоотливных колес была показана в книге Георгия Агриколы «De Re Metallica Libri XII» — «О горном деле и металлургии в XII книгах» в 1556 году. Георгий Агрикола подробно описал строение каскада водоотливных колес.

В ЧЕМ ЖЕ УНИКАЛЬНОСТЬ
ИЗОБРЕТЕНИЯ К.Д. ФРОЛОВА?

     Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить еще об одном русском изобретателе Иване Ивановиче Ползунове (14.03.1728 — 27.05.1766). Не секрет, что на руднике служило много немецких специалистов в качестве наставников, и не всегда русские специалисты получали поддержу, а иногда и наоборот — осуждение и порицание. Так было и с Иваном Ивановичем. Ползунов оставил много после себя изобретений, но для нас самым интересным является плотина Ползунова,  деривационный канал и пильная мельница построенные в 1754 году. Именно деривационный канал послужил источником вдохновения для Козьмы Дмитриевича Фролова для внедрения и разработки его автоматизированного комплекса для автоматизации рудника.

Труды и жизнь Иван Ивановича Ползунова подробно изучил и описал Советский историк Данилевкий Виктор Васильевич (4.09.1898 — 9.08.1960) в одноименном историческом труде «И.И Ползунов Труды и жизнь»  1940 год.

Данилевский Виктор Васильевич
«И.И. Ползунов Труды и Жизнь»
1940 год

Президентская Библиотека имени Б.Н. Ельцина

     Ко времени работы Ползунова по постройке пильной мельницы был уже накоплен большой опыт в механическом лесопилении. Десятки разнообразных конструкций пильных мельниц были описаны в XVI — XVIII вв. в литературных источниках. Описание пильной мельницы приведено в рукописи Георга Вильгельма де Геннина (11[21].09.1665 — 12[23].04.1750), содержащей специальный раздел под названием: «Дело о растирке тесу на пильной мельнице«.

Иван Иванович принимает два интересных решения в постройке пильной мельнице на руднике в Змеевых горах:

  1. Иван Иванович Ползунов строит пильную мельницу на деривационном канале. Что было необычно для Сибири. Обычно гидросиловые установки ставили на самой реке. Решение подвести воду через деривационный канал вызвало неодобрение со стороны немецких специалистов гидротехников. Они писали руководству выше, что Ползунов молод и неопытен в гидротехнике, что он не ведает, что творит. Что вода замерзнет зимой в деривационном канале и пильная мельница будет простаивать и нести убытки, что этот проект нецелесообразен. Но пильная мельница отработала всю зиму, а весной 1755 года, плотина дала течь и вода волной пошла по руслу реки обогнув пильную мельницу, тем самым не навредив ей. Плотина была восстановлена и пильная мельница продолжила работать. Это вызвало уважение немецких специалистов к Иван Ивановичу. Они признали его решение правильным. А вот когда Козьма Дмитриевич Фролов увидел работу деривационного канала он понял, что это можно использовать в автоматизации рудника, что можно подвести воду к нужным местам, а не использовать гидравлические установки по ходу движения воды.
  2. Второе интересное решение, это работа полотен пил по принципу «педалей велосипеда«, одно лезвие опускалось, другое поднималось. Это уменьшало нагрузку. Но об этом мы расскажем позже, когда будем рассказывать об утраченных памятниках: останки плотины и пильной мельницы И.И. Ползунова.
Генеральный план Змеиногорского рудника 1772 года. №38 — Пильная мельница.

     В начале восьмидесятых годов XVIII в. Козьма Дмитриевич Фролов, увидев изобретение Иван Ивановича Ползунова создал на Алтае инженерное сооружение опережающее время. Он автоматизировал весь цикл добычи руды в Змеевых горах.

В Змеиной горе, глубоко под землею: в шахтах, штольнях и других горных проходках, прорезывающих висячий бок знаменитого Змеиногорского месторождения драгоценных металлов, экспедиции Советского историка, профессора, довелось увидеть в 1938 г, остатки того, что создал К. Д. Фролов.

Свет рудничной бленды — карбидки не мог преодолеть тьму огромных подземных камер, где когда-то вращались циклопические водяные колеса.

Местами здесь сохранились остатки могучих тяг и шатунов, действовавших в горизонтальных, наклонных и вертикальных выработках.

Затем в архивах Сибири, Алтая и Ленинграда удалось разыскать сотни документов, говорящих об этом грандиозном сооружении. Множество найденных чертежей освещает все детали замысла, осуществленного Фроловым.
Опираясь на передовой опыт русской и зарубежной техники, русский строитель и изобретатель создал подземный машинный мир.

До наших дней стоит и работает дававшая жизнь этому машинному миру плотина, построенная так смело, что Фролову может позавидовать современный инженер.

Сопоставление профилей современных плотин и Змеиногорской доказывает именно такое положение.

С восемнадцатиметровой высоты гребня плотины Фролова хорошо виден весь рудник, в недрах которого скрываются проходки для тяг и камеры гигантских подземных водяных колес.

Вода, пущенная из головного сооружения плотины, пробегала в общей сложности 2200 метров.

От плотины вода шла по подземной штольне и открытому каналу до пильной мельницы, где приводила в действие водяное колесо лесопильной
установки. От пильной мельницы вода шла под землей к рудоподъемной машине Екатерининской шахты, где все один и тот же водяной поток приводил в
действие двойное наливное колесо диаметром в 4,3 метра От Екатерининского рудо подъёмника все та же вода текла под землей к водоподъемной машине Екатерининской шахты и приводила здесь в действие водяное водоподъемное колесо диаметром в 17 метров.

От Екатерининского водоподъемника все те же струи неслись под землей к рудо- и водоподъемной установке Вознесенской шахты и приводили здесь в движение водяное колесо диаметром в 16 метров.

Приведя в действие Вознесенский водо- и рудоподъемные машины, струи продолжали свыше километра свой бег по Крестительской штольне, по которой сбрасывались также воды, поднятые насосами из нижних горизонтов рудника.

Через устье в конце Крестительской штольни воды вытекали обратно в речку Змеевку много ниже плотины.

Могучее и разумное инженерное сооружение создал Козьма Дмитриевич Фролов. Изучение западноевропейских рудничных установок, в частности шведских, доказывает, что Фролов создал подлинное чудо того времени.

Подземная гидросиловая установка К.Д.Фролова на Змеиногорском руднике устроенная в 80-х годах XVIII века.

Оригинал

мысли на память:

"Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте. Бауржан Тойшибеков."


"Неудача – это просто возможность начать снова, но уже более мудро." Генри Форд

Related posts