Жизнь есть страдание


Жизнь есть страдание

Буддистские монахи и философы были во многом правы — жизнь сама по себе есть страдание, потому что все, к чему она ведет, несет в себе неизбывное сожаление, а сама жизнь заканчивается самым страшным — смертью и небытием. Отказ от страдания и выход из бесконечного круга был главным стремлением любого буддиста — его сверхцелью.

Да, буддизм много говорит о перерождении, о вечном колесе Сансары, которое определяет, чем станет та или иная сущность после перерождения — однако прежняя сущность, прежняя субстанция все равно перестает быть, растворяется. Человек, переродившийся в нечто иное, человеком быть перестает — в этом смысле буддийская концепция куда беспощаднее, скажем, христианства, в котором существует вечная и неделимая душа. Однако и смерть является лишь одной стороной страдания в буддизме. Вторая его сторона — удовольствие.

Удивительно, как, казалось бы, человеческое счастье может привести к страданию. Разве счастье не есть то, к чему следует стремиться, спрашивает обычный человек? Нет — таков ответ буддизма. Счастье кратковременно, а вот горечь от его потери будет пребывать с человеком куда дольше. Любое стремление к деньгам, славе, свободе или власти приведет к краткому мигу триумфа и долгому, жестокому сознанию того, что это самое счастье ускользнуло. В этом и есть сущность страдания — оно кроется и в подарках мира, и в наносимых им ударах.

Многие философы уже говорили о том, что нужно искать не счастья, а безмятежности. Эпикур, деятельный предшественник философии гедонизма, говорил о том, что человеку должно достичь атараксии — безмятежности, спокойствия. Да, Эпикур нередко говорил о необходимости наслаждаться жизнью, полно чувствовать ее, но конечным итогом такого наслаждения он видел именно безмятежность, ту сытость, которая рано или поздно наступает у удовлетворенных людей и служит им щитом от любых невзгод. Эпикур выразил, однако, то, что уже существовало в буддизме — учение о Нирване.

Концепция нирваны оформлена совершенно под другим углом — нирвана достигается не спокойным пресыщением и оптимизмом, а выходом за пределы всех страстей вообще. Не любить, не ненавидеть, не желать, не мучаться, но созерцать и жить моментом, в спокойствии камня — такова была ключевая идея буддистов. Те из них, кто смиряли рассудок, подчиняли эмоции, учились быть безмолвными вещами в мире безмолвных вещей — получали возможность выйти из круга перерождений, стать ничем, слиться с трансцендентностью. Такова была лучшая награда буддиста — не имеет смысла тот мир, в котором страдание является итогом всего. Только ничто и слияние с ним может быть достойным финалом этой гонки.

До сих, пожалуй, буддисты правы и будут правы во многом. Хотя понять сам дух их учения всегда будет невероятно сложно.

Нигде в мире не было построено такого грандиозного сооружения, как Змеиногорская гидросиловая установка. Она была единственной в мире не только по масштабу, но и по типу сооружения на протяжении XVIII- XIV вв. В Змеиногорске сохранились: штольни, водоотливной канал от плотины до Екатерининской шахты, в подземных горизонтах сохранилось единственное в мире сооружение- водоналивное колесо. Город посещали, в нем жили и работали выдающие люди России и Европы.

информация по теме

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память

"Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть. Фридрих Ницше"

Related posts