Зачем христианская церковь раскололась на католицизм и православие?

"Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы." Карл Роджерс ©

Обычно раскол между католичеством и православием объясняют разными трактовками богословских вопросов, разницей в культуре Запада и Востока, богослужениями на разных языках и т.д. Всё это верно, но не является главной причиной разделения единой христианской церкви на два враждебных друг другу лагеря.

Встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска в Гаване, 2016 г.
Встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска в Гаване, 2016 г.

Формально разделение церквей произошло 16 июля 1054 года. В этот день три папских легата вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Анафема означала отлучение от христианских таинств, поэтому вплоть до недавнего времени все католические обряды не являлись для православных подлинными, равно как и наоборот. Только в 1965 году взаимные анафемы были сняты папой римским Павлом VI и патриархом Афинагором.

Совместная молитва папы римского Павла VI и патриарха Афинагора в 1967 г.
Совместная молитва папы римского Павла VI и патриарха Афинагора в 1967 г.

Но сами церкви до сих пор так и не объединились, поскольку культурные и вероучительные различия между ними с XI века лишь разрослись и укрепились. Однако это не мешало католикам признавать своими братьями по вере униатов, сохраняющих православную обрядность, но формально подчиняющихся Папе Римскому. Точно также и православные признают Эфиопскую православную церковь, богословие и обрядность которой существенно отличаются от греческого, армянского и русского православия.

Ирландский каменный крест X в. н.э.
Ирландский каменный крест X в. н.э.

Разница между различными общинами существовала с самого зарождения христианства. Более того, эти общины, особенно в удалённых странах, вроде Ирландии, по сути представляли собой церковные автономии. Положение изменилось лишь к VII в. н.э., когда Риму удалось объединить и хоть как-то унифицировать большинство западных церковных общин. Соперничество между римским понтификом (главным епископом) и патриархами Александрии и Константинополя также существовало изначально, но до конца VIII века оно касалось лишь иерархов, не затрагивая простых верующих.

Фрагмент картины «Коронация Карла Великого». Фридрих Каульбах, 1861 г.
Фрагмент картины «Коронация Карла Великого». Фридрих Каульбах, 1861 г.

Первым тревожным звоночком стала коронация папой Львом III короля франков Карла Великого. Он получил титул императора, который после падения Западной римской империей считался привилегией правителей Византии. Как светские, так и духовные власти в Константинополе сочли это узурпацией их полномочий и посчитали действия папы римского недружественным политическим актом.

Монах Сандабарена у ног патриарха Фотия. Миниатюра XII в.
Монах Сандабарена у ног патриарха Фотия. Миниатюра XII в.

Дальше ситуация стала обостряться уже по вине константинопольской патриархии. В 858 году патриархом был избран молодой (ему исполнилось всего 38 лет) протоасикрит (начальник императорской канцелярии) Фотий. В то время в Византии шла ожесточённая борьба за власть между вдовствующей императрицей Феодорой и её братом Вардой. Фотий был ставленником Варды, который сумел добиться отставки прежнего патриарха Игнатия, поддерживавшего Феодору. Игнатия обвинили в государственной измене, но у него оставались многочисленные сторонники среди высшей церковной иерархии.

Один из вселенских соборов на картине современного художника
Один из вселенских соборов на картине современного художника

Посланники Игнатия обратились к папе римскому Николаю I, занявшему кресло верховного понтифика в том же 858 году, когда Фотий стал патриархом. В то время обострилось соперничество между Римом и Константинополем из-за вопроса о том, кому подчинены церковные общины на Балканах. Папе римскому пообещали отдать спорные земли, после чего он сделал всё, что мог, для возвращения патриаршества Игнатию.

Церковный диспут на картине Шарля-Андре ван Лоо, 1753 г.
Церковный диспут на картине Шарля-Андре ван Лоо, 1753 г.

Разумеется, сторонники Фотия возмутились вмешательством Рима во внутренние дела константинопольской патриархии. Разногласия между двумя столицами христианства достигли высшей точки в августе 863 года, когда Николай I отлучил Фотия. Патриархия не осталась в долгу, и в сентябре 867 года Собор в Константинополе отлучил папу римского Николая I. Патовая ситуация разрешилась гибелью и Варды, и юного императора Михаила III, регентом которого он выступал. Фотий был низложен и отлучен на очередном Константинопольском соборе, как и все его сторонники, включая епископов. Что не помешало константинопольскому патриархату в XIX веке признать Фотия святым.

Современная икона св. Фотия, константинопольского патриарха
Современная икона св. Фотия, константинопольского патриарха

Кризис завершился, но византийские церковники были крайне встревожены прецедентом вмешательства легатов папы римского в их дела. Для них стало очевидным, что Рим претендует на власть во всём христианском мире, не удовлетворяясь лишь западными землями. Очередной конфликт произошёл в 1053 году, когда западные христиане попытались явочным порядком перевести богослужения церквей Южной Италии, традиционно относившихся к юрисдикции Константинополя, с греческого на латинский обряд.

Папа римский Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Керуларий. XI век.
Папа римский Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Керуларий. XI век.

В ответ были закрыты все церкви латинского обряда в Константинополе. Патриарх Михаил Керулий поручил болгарскому архиепископу Льву Орхидскому собрать материал обо всех отличиях между западным и восточным христианством и осудить их с богословской точки зрения. Ознакомившись с этим трудом кардинал Гумберт Сильва-Кандидский написал трактат «Диалог», защищающий римскую обрядность и осуждающий греческую. Пресвитер Студийского монастыря Никита Стифат написал «Антидиалог», чтобы опровергнуть доводы Гумберта. Данная дискуссия через год после её начала закончилась взаимным отлучением папы римского и патриарха. И этот раскол длится по сию пору.

SPQR | Древний Рим и Древний Мир

© Булат Мамлиев


Related posts

Leave a Comment

8 + четырнадцать =