Забытая страница

"Бездеятельность иногда приводит к катастрофической безрезультатности!" Станислав Ежи Лец

Забытая страница{… 25 Aug 2010}

Сегодня даже из старожилов Колывани мало кто знает о том, что у подножия горы Синюха, на том месте, где ранее была летняя дойка совхоза «Колыванский», находилась женская православная обитель, то есть монастырь. Сведений о нём нет ни в районном архиве, ни в книге «Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае», выпущенной в 1997 году Управлением архивного дела Администрации Алтайского края. Неизвестны так же точные даты его возникновения и закрытия, хотя этот монастырь, даже по самым скромным подсчётам, существовал около 200 лет.

Пытаясь воссоздать эту историческую страничку нашего района, мы начнём с того, что, по дошедшим до нас рассказам, императрица Екатерина подарила настоятельнице этого монастыря чайный сервиз на 12 персон, выполненный из серебра. И это утверждение вполне может соответствовать действительности, так как Колывань стала центром медеплавильного, а затем и горнопромышленного производства в 1727 году, а время правления Екатерины II датируется с 1762 по 1796 годы.

Таким образом, возникновение данной обители можно смело отнести к середине 18-го века. В 2009 году здесь проводились археологические раскопки и на территории монастыря участниками этой экспедиции был найден погреб с остатками керамической посуды, изготовленной местными умельцами.

В Колыванском музее камнерезного дела есть запись с воспоминаниями Николая Фёдоровича Ларионова, который в начале 60-х годов часто беседовал с дедом Семыкиным. Этот дед, по словам односельчан, дожил до векового юбилея, имел белую бороду, длинные седые волосы и ходил в белых одеждах. Он рассказывал Николаю Фёдоровичу, что раньше жил в Подсинюшке – небольшом посёлке недалеко от обители, и помнил, как на Троицу прихожане ходили молиться на Синюху и перед восхождением обязательно останавливались в монастыре. По его словам, монашки имели в своём хозяйстве коров, лошадей, занимались огородничеством. Для ухода за животными и выполнения других трудоёмких работ, в монастыре были наёмные работники. Об одном из них, Семёне Болтунове, рассказала нам жительница Колывани А. Г. Владимирова.

Не захотев работать с отцом на пашне, Семён ушёл в монастырь. А через три года за недостойное поведение был расстрижен и изгнан. Девушки избегали встречи с ним, поэтому долгое время он не мог жениться. В конце-концов он запил и погиб, упав с Гуменной горы.

Но наиболее объективную информацию об этой обители нам дала В. П. Тихонова. Так как монастырь находился вдалеке от больших городов и проезжих трактов, на опушке труднопроходимого лесного массива, которым были покрыты склоны горы Синюха и прилегающие к ней окрестности, он служил надёжным убежищем не только для святых сестёр и братьев, но и для тех, кто после Октябрьской революции не захотел участвовать в братоубийственной войне.

Валентина Петровна в молодости слышала рассказы людей старшего поколения о том, что за стенами монастыря скрывались молодые офицеры, а также бывшие воспитанники кадетстких и юнкерских училищ. По её словам, у кого-то из колыванцев есть фотография, на которой изображены эти офицеры.

В начале 50-х годов, учась в школе, Валентина Петровна неоднократно видела в Колывани двух женщин, одетых в чепчики, белые блузки и чёрные до пола юбки. На обеих были пенсне, и они ходили, взявшись за руки. Местные мальчишки дразнили их, а они в ответ лишь улыбались.

После первой встречи В. П. Тихонова, придя домой, рассказала об увиденном и услышала в ответ, что обе эти женщины – сёстры, бывшие монахини. Перед революцией родители привезли их в монастырь из Петербурга, в надежде на то, что за толстыми монастырскими стенами их дочери смогут переждать, как тогда казалось, временную смуту.

Но новой власти, выступающей с антирелигиозной политикой, православная обитель была чем-то чуждым и враждебным. Поэтому где-то в тридцатых годах прошлого столетия она была закрыта. Но по всей видимости настоятельница была предупреждена о готовящемся к ним визите представителей власти и милиции. И поэтому, когда те пришли описывать и конфисковывать монастырское имущество, ни серебряного сервиза, ни других церковных ценностей они не обнаружили. Монахини сумели их собрать и где-то спрятать. Да так надёжно, что они не найдены до сих пор.

Сам монастырь был разобран и из него, согласно данным, полученным нами из Колыванского музея камнерезного дела, построили школу в селе Боровушка, которое находилось в нескольких километрах от Рудовозово.

Сейчас ни от села, ни от школы, не осталось и следа. Сведений о Боровушке нет даже в книге «Курьинский район на рубеже веков», хотя, по рассказам С. А. Рукина, село Боровушка действительно было, и жили в нём переселенцы из Эстонии. Они, в конце концов, разъехались, а школа была разобрана и в ходе реорганизации района, проходивших в то время, скорее всего, перевезена в Краснощёково вместе с другими деревянными зданиями.

Возможно, в этой статье её автором не приведены точные факты и искажены отдельные нюансы. Поэтому мы ждём от наших читателей откликов с продолжением этой темы, чтобы данная страница в истории нашего района не была безвозвратно утерянной.

В. Турулин.

Нигде в мире не было построено такого грандиозного сооружения, как Змеиногорская гидросиловая установка. Она была единственной в мире не только по масштабу, но и по типу сооружения на протяжении XVIII- XIV вв. В Змеиногорске сохранились: штольни, водоотливной канал от плотины до Екатерининской шахты, в подземных горизонтах сохранилось единственное в мире сооружение- водоналивное колесо. Город посещали, в нем жили и работали выдающие люди России и Европы.

релевантная информация:

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память:

"Cпокойствие — сильнее эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшнее войны. Мартин Лютер"

Related posts