За что сожгли протопопа Аввакума?

"Не имеет значения, что думают другие – поскольку они в любом случае что-нибудь подумают." Пауло Коэльо

"Пришел я к горестному мнению от наблюдений долгих лет: вся сволочь склонна к единению, а все порядочные — нет. Игорь Губерман"


14 лет просидел он на хлебе и воде в земляной тюрьме заполярного города …

Протопоп Аввакум (1620-1682) – главная фигура церковного Раскола, вождь и культовая личность старообрядчества. Его жизненный путь завершился в апреле 1682 года в северном Пустозёрске (ныне Нарьян-Мар). По приговору суда его и троих его сподвижников заживо сожгли в специально построенном срубе.

Обличение как страсть

Аввакум был ревностным сторонником благочестия. Его главное качество – уличать и обличать всех во всевозможных пороках – наделало ему неприятностей уже в самом начале священнического служения. На него поступали постоянные жалобы, ему пришлось сменить немало церковных приходов. После очередного бегства от возмущённых его самоуправством прихожан Аввакум решил обосноваться в Москве. Дело в том, что недавно назначенный патриархом Никон был его земляком – они происходили из соседних сёл на Нижегородчине. Да и протопоп Казанской церкви Иван Неронов приходился Аввакуму приятелем.

Протопоп Аввакум (1620-1682 гг) - главный идеолог старообрядчества

Никон тогда затеял реформу по насаждению благочестия и приданию русскому православию подобающего благолепия. Аввакум активно включился в деятельность этого «кружка ревнителей благочестия» при Никоне. Однако вскоре выяснилось, что они понимают благочестие по-разному. Никон считал необходимым исправить и переписать все церковные книги и иконы по новым греческим образцам. Аввакум же был убеждён, что Святая Русь сохранила в чистоте и неприкосновенности все православные обряды, которые уже давно испорчены греками от общения с латинянами и басурманами.

Протопоп Аввакум на старообрядческой иконе конца XVII - начала XVIII веков

Так пролегла линия церковного Раскола. Она была гораздо глубже, чем, как обычно пишут, «между привычным и исправленным обрядом». Это была борьба за Святую Русь как единственный светильник истинной веры или за отказ от неё.

Венец мученичества

Уже в 1653 году за сопротивление реформе Никон заключил Аввакума в подвал. Он хотел было даже расстричь своего земляка, но по заступничеству самого царя Алексея Михайловича, принимавшего деятельное участие в реформе, Аввакума сослали в Тобольск, а затем ещё дальше – в Прибайкалье.

"Путешествие Аввакума по Сибири", картина художника С. Милорадовича

В Сибири стал проявляться строгий и придирчивый характер Аввакума. Он постоянно конфликтовал со стрельцами и воеводой. Воевода Братска заточил его в острог. Сторонники уже тогда набиравшего силу сопротивления реформам, которое скоро станет известно под именем староверия или старообрядчества, представляли всё это страданием за истинную веру. По-видимому, у Аввакума, помимо скверного характера, была ещё тяга к личному мученичеству, мазохизм известного рода. Что же, ему удовлетворили сполна.

Только в 1663 году Аввакума вернули в Москву. Царь не препятствовал народу приветствовать мученика. Но его поведение снова становилось возмутительным в политическом плане. Его сослали в Мезень. В 1666 году Аввакума привезли на церковный Собор в Москву, который осудил Никона, однако оставил в силе церковные нововведения. От Аввакума потребовали отречься от своих убеждений. Он же поносил всякими бранными словами собравшихся иерархов. Стиль выступлений Аввакума особенно виден в его сочинениях. Он не лез в карман за словом, тем более, что такое понятие, как нецензурная брань, тогда отсутствовало.

"Сожжение протопопа Аввакума", картина художника Г. Мясоедова, 1897 г

14 лет просидел он на хлебе и воде в земляной тюрьме заполярного города. Но и отсюда, благодаря доброхотам, разносился по Руси его голос. Наконец, царь Фёдор Алексеевич распорядился предать Аввакума светскому суду, и суд, согласно букве Соборного Уложения, приговорил Аввакума Петрова к сожжению живьём яко еретика и богохульника.

История России



"Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть. Фридрих Ницше"

"Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства." Амелия Эрхарт

Related posts