Вы знаете настоящего шамана?

"Чтобы проникнуть в сущность заурядных явлений, требуется весьма незаурядный ум." Альфред Норт Уайтхед

Каждый третий гость Алтая интересуется…

Из большого опыта работы знаю, что каждый третий гость Алтая интересуется шаманизмом.

Часто задаваемый по этому поводу вопрос:

— Вы знаете настоящего шамана?

Фото: Борисов С. И.

— Я знаю. Я даже знаю весь процесс. Но писать о нем мне было не велено.

Заглянем в прошлое, причем территории Чемальского района, которая сегодня является освоенной в туристическом плане. Мало кто знает, что на этой территории — по нижнему течению Катуни и ее притокам: Куюм, Эликманар, Узнезя, Чепош, Апшыйакта, жил не один, и даже не два, три, пять шаманов. Это характеризует то, что наша, ныне Чемальская, земля особенная во всех отношениях. Здесь есть чем очаровываться, что исследовать, и откуда черпать силу.

Самой популярной шаманкой левобережья Катуни была Саата. Аил Саата стоял в верховьях реки Анос. На ее камлания собирались не только сородичи, но и дачники и, конечно же. Художники, путешественники, интересующиеся жизнью и бытом инородцев. Они в своих путевых заметках оставляли ней яркие воспоминания.

Как писал Г. Н. Потанин:

«Госпожа Саата была одета в русское платье. Ее вымытые белые руки, тонкие аристократические пальцы, смягченные особенности монгольского типа в лице, кокетливая изысканность заставляют нас думать, что мы имеем дело с избранной, тонко организованной и аристократической натурой. Чай, которым нас угощала Саата, был сервирован чистоплотно. После угощения чаем началось угощение вином, которое сейчас при нас было выкурено»

Художники Г. И. Чорос-Гуркин, Л. П. Базанова, А. А.Воронина-Уткина запечатлели ее образ на холсте, фотограф К. Тюменцев, соответственно, — в своих фотографиях. Григорий Иванович выполнил три рисунка: «Саата», «В юрте камки Саата» и «Бубен шаманки Саата. Вершина р. Анос». Очевидно, художник хотел в будущем написать живописный портрет шаманки в интерьере аила.

Г. И. Гуркин. В юрте камки Саата

В архиве Польской Академии наук в Варшаве хранится тетрадь с записями А. В. Анохина 1909 г. – благопожелания камки Саата к Чалу, Дьяику, Дьер-су. В архиве музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (кунсткамера) Российской Академии наук (Архив МАЭ РАН) находится ее «Мистерия Эрлику» 1910 г.

В творчестве Л. П. Базановой встреча с шаманкой Саата отразилась довольно ярко. В 1908 – 1909 гг. на 1 периодической выставке томских художников она показала свои крупные законченные картины, посвященные Саата: «Шаманка перед камланием» и «Камлание».

Г. И. Потанин красочно описал ее камлание:

« Саата пела и плясала. Она принимала трудные, невозможные положения тела, неестественно закидывая голову за спину и поднимая над собой бубен. Иногда она вертелась на месте, как волчок. Тогда ленты и ремни мандяка рассыпались в воздухе, сливались в сплошной диск, в центре которого было тело шаманки»

Значительный вклад в исследование алтайского шаманства, его классической формы, в которой устойчиво сохранились канонические элементы – бубны и облачения, а также различная ритуальная символика и лексика, внес известный исследователь культуры народов Саяно-Алтая Андрей Викторович Анохин (1869 – 1930 гг.)

В 1910 – 1914 гг. им собраны уникальные сведения не только об алтайских, но и телеутских, шорских шаманах. Основной объем его рукописей практически не опубликован и хранится в Санкт-Петербурге в научном архиве МАЭ РАН. Он состоит из 249 дел за 1894 – 1038 гг. После смерти А. В. Анохина эти материалы в 1933 году были переданы из Горно-Алтайского областного краеведческого музея в Институт по изучению народов СССР РАН для обработки и издания. Часть творческого наследия А. В. Анохина сегодня хранится также в архиве Томского областного краеведческого музея (ТОКМ).

Алтай. Каждый третий гость Алтая интересуется…

На сегодняшний день книга «Материалы по шаманизму у алтайцев» с иллюстрациями А. А. Ворониной-Уткиной остается наиболее обширным и обстоятельным собранием шаманских местерий.

Благодаря Антонине Александровне Ворониной–Уткиной (1884 – 1974), выпускнице Строгановского училища, участнице научных экспедиций А. В. Анохина, сегодня в фондах Музея археологии и этнографии Сибири Томского госуниверситета (МАЭС ТГУ) хранится большая коллекция рисунков, акварельные и карандашные портреты известных алтайских шаманов: Сапыра, Саата, Мампыя, Моштоя, Мама, Баланди, Дьястакопа, Пупыйлана, Болтоя, Аракызака, Бардама, Полуштопа, живущих в то время по среднему течению Катуни и ее притокам: Куюм, Эликманар, Узнезя, Чепош, Майма, Апшыйакту. Здесь стоит отметить, что именно Г. И. Потанин Антонине Александровне советовал «ехать на Алтай, зарисовывать алтайские цветы и создавать сибирский орнамент».

Антонина Александровна также сделала изображения шаманских бубнов, ритуальных облачений и жертвоприношений – тайылга. Это и быстрые карандашные наброски, и детально проработанные эскизы. Многие из них имеют подробные подписи с указанием фамилий, возраста и мета проживания портретируемого.

А. А. Воронина-Уткина. Камка Саата

Художница написала акварельный портрет шаманки Саата в полный рост, в национальной одежде – летнем платье и нарядном безрукавном халате – чегедеке с воротником, по краям которого пришиты перламутровые пуговицы. Две ее косы – атрибут замужней женщины украшены низками из раковин каури.

В фондах Национального музея хранятся бубен и колотушка – орбу камки Саата. В книге поступлений 1927 – 1929 гг. записано, что бубен и колотушка алтай-кижи был «сдан Г. И. Чорос-Гуркину в 1920 г. мужем по завещанию камки Саата». По всей вероятности, Чорос-Гуркин передал затем этот бубен в музей. Там же в КП есть замечание, что на коже бубна имеются три маленьких надреза. По шаманской традиции, после смерти хозяина из бубна таким образом испускается на волю его дух-предок.

Бубен камки Саата

По материалам статьи Р. М. Еркиновой «Исследователи и художники Сибири о шаманах Средней Катуни».

Хотя географически, речь в статье шла не о Средней Катуни, а о Нижней.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Архивные фото. Фото автора.

История создания Змеиногорска уходит своими корнями в эпоху Петра I, неуемная энергия легендарного императора стала причиной возникновения города. В результате войны со Швецией Россия не смогла больше приобретать шведское железо – лучшее в Европе. Единственным выходом в сложившейся ситуации была добыча собственного железа. В 1697 году поступило распоряжение Петра о разведке всевозможных руд. Началось освоение предгорий Алтая.

релевантная информация:

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память:

"Не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть — это невежество», а «подражание — самоубийство». Дейл Карнеги"


Первые сведения о рудах Алтая были получены в результате находок древних, давно забытых горных выработок. Рудные месторождения, открытые в Алтайских горах много веков тому назад неизвестным народом, дали толчок к открытию в начале XVIII в. нового для России рудного района.
Основными поисковыми признаками, которыми пользовались русские рудоискатели, долгое время являлись древние выработки. По ним были найдены многие крупные месторождения и основаны крупные рудники. Старые выработки, пройденные в далеком прошлом, получили название «чудских» и этот термин твердо укоренился и употребляется до настоящего времени.
Вот что писал о древних горных работах на Алтае в 1764 г. Иван Лейбе, бывшим в то время управляющим Змеиногорским рудником, в записке посланной им в Петербург М.В.Ломоносову: «На 100 и более верст около Змеевского рудника редкая гора находится, в которой они (т.е. древние рудокопы) приисканию металлов труда не приложили и в разных местах знатные работы не производили». Здесь на берегу речки Змеевки, сообщает Лейбе, имелся отвал, оставшийся на месте обработки руды. Отвал переработанной в древности руд был вытянут более чем на сто саженей (более 200 м.), и так как этот рудный овал еще содержал золото, то во времена Лейбе его посчитали выгодным пустить на переработку.

Related posts