«ВЫ ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ, НО НИЧЕМ ПОМОЧЬ ВАМ НЕ МОЖЕМ»
КАКОВО БЫТЬ МАЛОЧИСЛЕННЫМ КОРЕННЫМ НАРОДОМ
Деревня Пасечное была основана в 1933 году для раскулаченных из Мордовии. В ней всего две улицы, на которых проживает полторы сотни человек. Чтобы добраться сюда из районного центра Тюхтета, нужно проехать сто километров по бездорожью; мобильной связи здесь нет, но есть домашние телефоны. Два раза в неделю из Пасечного ходит автобус в райцентр, давая возможность людям продавать на рынке плоды своего труда. Билет на автобус в один конец стоит 300 рублей, туда-обратно выходит 600.
Семья Сметаниных за домашними работами, деревня Пасечное
Деревня Пасечное
Жительницы деревни Пасечное идут собирать ягоду
Сестры Светлана и Валентина, деревня Пасечное
Село Тегульдет находится в Томской области в пяти часах езды от Томска. Там живёт около 4000 человек, среди них 200 чулымцев.
Василий Габов, село Тегульдет
На суде спрашивают меня: „Вы знаете этого человека?“ — „Да, знаю“ — „А вы считаете, что он чулымец?“ — „Ну, я знаю, что родители его чулымцы“. Я спрашиваю его что-нибудь по-чулымски, он сидит и ответить не может. А почему язык не знают — это их проблемы. Я знаю свой язык. Я Евангелия перевожу на чулымский: уже Матфея перевел, Иоанна и Марка, Лука остался».
Александр Тарлаганов (сын): «Мы судились с асиновский администрацией, чтобы Асино признали территорией традиционного природопользования. Это дает льготы на земельный налог, за землю не надо платить. Тегульдетские не должны платить за землю, но они платят, потому что законов не знают. Здесь в Асино этим занимается только наша семья. Мы подавали в томский суд, чтобы обязать администрацию асиновского района признать территорию, но пока это дело зависло. Один депутат Законодательной Думы Томской области сказал: вы жемчужина Сибири, но вам помочь ничем не можем».
Александр Тарлаганов (сын), город Асино
Александр Тарлаганов (отец), город Асино
В разные времена чулымцев называли чулымскими тюрками, чулымскими татарами, томскими карагасами, а в годы советской власти их относили к хакасам. Сами же чулымцы раньше называли себя «пистын кинжилер», что переводится как «наши люди».
Валентина Кулеева: «Обижали нас чурками, исашными, хоть мы и были приличными людьми. Я дралась за эти слова, меня обзывали — я дралась. Исашный — это как последний человек, нищета».
Валентина и Анатолий Кулеевы, деревня Новошумилово в Тегульдетском районе
Капиталина Сергеева, деревня Пасечное
Дома у Капитолины Сергеевой. Слева направо: сама героиня, ее муж и сын. Деревня Пасечное
Капиталина Сергеева: «У меня родители были русские, я уже вышла за чулымца. Я по-чулымски легче разговариваю, чем по-русски. Теперь смеюсь: „Вы, чулымцы, свой родной язык не знаете — хоть детей, внуков учите!“ Язык же потеряется совсем. Я сама забывать стала — не с кем разговаривать. Дети у меня по-русски разговаривали, а мы с мужем всё время по-чулымски. Чулымки-старухи красиво пели, но я не помню ни одной песни. Александр Кондияков в прошлом году умер, он с Валерией Лемской изучал язык. Это благодаря ему в деревне что-то есть, а так никто бы ничего не знал, никаких чулымцев».
Валентина Тамочева: «Я хорошо знаю чулымский. У меня мама была чулымка, а папа русский. Вот она по-чулымски разговаривала, а мы с папой отвечали маме на русском. Я всё понимала, но не говорила, пока в Пасечное не переехали в 1973 году: здесь старух было много, они много сказок знали, на своем языке рассказывали, я с ними общалась, но ничего не записала от них. Ни одной сказки не помню».
Валентина Тамочева, деревня Пасечное
"Не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть — это невежество», а «подражание — самоубийство». Дейл Карнеги"
Чулымцев впервые официально признали как отдельный народ во время переписи 1996 года — их никогда не было много: к концу XIX века насчитывалось около пяти тысяч человек. Фотограф Ульяна Беляева побывала в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, где на берегах реки Чулым живут около 350 последних представителей этого этноса.