Война бездорожью!

"Если за последние несколько лет вы не отказались от какого-нибудь из своих основных убеждений или не обрели новое, проверьте свой пульс. Возможно, вы мертвы." Джелетт Берджесс

Алтай. К столетию Чуйского тракта. Строили «всем миром» под лозунгом: «Война бездорожью!»

Совсем скоро 26 мая 2022 года Республика Алтай будет праздновать 100 – летие со дня признания Чуйского тракта – трактом государственного значения.

Рассмотрим как все начиналось.

Посмотрим, почему развернуть строительство дороги, неосуществимое при царском правительстве, стало возможным при Советской власти.

Архивное фото

Начало читайте здесь: https://zmeinogorsk.ru/kak-nachinalsja-chujskij-trakt/

Алтай. К столетию Чуйского тракта. «Бои» за окончательный вариант дороги
Ольга Шадрина

«…Для непосредственной организации строительных работ на правобережном направлении 1 октября 1926 г. краевым управлением местного транспорта был образован Второй самостоятельный участок шоссейных и грунтовых дорог, начальником которого был назначен И. Е. Безответов, руководивший до этого Третьим участком.

Дорожные работы на отрезке Бийск – Майма были начаты ранней весной и закончены по основным видам к лету 1929 года. В апреле – мае был построен деревянный мост через реку Майму, и уже в июле прошла первая автомашина по новой трассе, хотя тракт еще представлял собой обычную грунтовую дорогу, а на реке Ише существовала паромная переправа.

Ввод в эксплуатацию этого отрезка пути дал возможность к 1930 году наладить здесь сравнительно регулярное движение грузовых и пассажирских автомашин, впервые официально утвердить таксу проезда и провоза багажа.

15 апреля 1929 года начались строительные работы на участке Майма – Усть-Сема – Чемал. Существовавшая колесная дорога переделывалась под автомобильное движение.

В 1929 – 1930 годах было начато строительство на всем протяжении правобережного направления тракта.

Второй дорожный участок был разбит на четыре района строительства: Бийск Майма;

Майма – Чемал;

Чемал – Эдиган – Каянча – Кор-Кечу;

Кор- Кечу – Кош-Агач.

К 1933 году их количество достигло семи. В отдельный район был выведен участок Усть-Сема – Черга, где большую помощь в строительстве дороги оказывали жители сел Камлак и Черга, которые бесплатно участвовали в производстве земляных работ, корчевке и вывозке леса.

Ойротский облисполком 1 апреля 1931 года выделил из местного бюджета этому району на дорожные работы 10 тысяч рублей. В результате совместных усилий строительных организаций и местного населения к 1934 году дорога на этом отрезке была сделана и сдана в эксплуатацию.

Архивное фото

Ход строительства Чуйского тракта в течение 1929 – 1933 годов неоднократно обсуждался на заседаниях обкома партии и облисполкома, решения которых были направлены на усиление темпов работы, улучшение материального обеспечения, культурного и медицинского обслуживания рабочих, на привлечение к этому важному делу всего трудоспособного населения. 19 июля 1930 года облисполком, рассмотрев вопрос о ходе дорожных работ на Чуйском тракте, принял меры по ликвидации перебоев в кредитовании, обеспечении рабочих инструментами, хлебом, спецодеждой и палатками, разработал мероприятия по улучшению организации труда, удешевлению дорожного строительства и внедрению рационализаторских предложений.

Большие помехи для нормальной эксплуатации тракта зимой создавали снежные заносы. Поэтому 4 декабря 1930 года облисполком принял обязательное постановление по вопросу зимнего содержания тракта. В соответствии с этим постановлением для работ по ликвидации снежных заносов привлекалось все взрослое население области. Освобождались только инвалиды, больные, учащиеся учебных заведений, женщины беременные и имеющие детей до восьмилетнего возраста, а также работники некоторых госучреждений.

Этим же решением была установлена и гужевая повинность. Для выполнения трудовой повинности привлекалось население, живущее по тракту в радиусе 50 километров. Решались не только вопросы участия населения в дорожном строительстве, но одновременно принимались меры, не допускающие порчи и уничтожения хлебных и кормовых культур в ходе дорожных работ.

Президиум Ойротского облисполкома 17 января 1930 года в своем специальном постановлении по этому вопросу указывал, что «…проводимое дорожное строительство в области ни в коей мере не должно причинять ущерба крестьянским хозяйствам».

Строительные работы на правобережном направлении тракта шли полным ходом, но споры вокруг него не прекращались.

Архивное фото

И 4 декабря 1930 года Совет Народных Комиссаров РСФСР во изменение своего Постановления от 31 апреля 1928 года принял решение о прекращении строительства на правобережном направлении впредь до окончания изысканий, за исключением работ, необходимых для поддержания полотна в прежнем состоянии и связанных с заготовкой стройматериалов. Такое решение было связано с той целью, чтобы усилить ремонтные работы на старом направлении тракта и не допускать распыления средств.

Президиум облисполкома на основании приказа Главдорстроя от 15 ноября 1930 года передал управлению дорожного строительства при Главдортранспорте РСФСР существующее направление Чуйского тракта в пределах области для приведения его в автопроезжее состояние и поддержание полотна дороги.

В начале 1931 года в результате ходатайства обкома партии и облисполкома перед правительством РСФСР ранее приостановленные строительно-дорожные работы на правобережном направлении были возобновлены.

Архивное фото

1 апреля 1931 года состоялось внеочередное заседание президиума облисполкома по вопросу «О дорожном строительстве в области». В принятом постановлении президиума большое внимание было уделено материально-бытовому обеспечению рабочих, борьбе с текучестью кадров и организации трудоучастия населения в дорожном строительстве. Было отмечено, что строительство тракта государственного значения может быть успешно осуществлено только при условии мобилизации сил общественных организаций, колхозников, бедняцко-середняцких масс деревни. Райисполкомы и сельсоветы должны были оказать полное содействие администрации тракта, развернув массовую компанию среди трудящихся по разъяснению значения строительства Чуйского тракта и добиться всесторонней помощи с их стороны.

Было обращено внимание редакций газет «Ойротский край» и «Красная Ойротия» на необходимость полного освещения хода строительства и оказания помощи в мобилизации местного населения на борьбу с бездорожьем.

В целях ускорения работ, обеспечения строительства необходимыми стройматериалами, техникой и рабочей силой при облисполкоме был организован комитет из пяти человек. На заседаниях этого комитета рассматривались вопросы, направленные на активизацию дорожных работ, заслушивались отчеты хозяйственных руководителей.

Архивное фото

Следует отметить, что партия и правительство в двадцатые и тридцатые годы в силу недостаточности материальных и денежных средств придавали исключительное значение участию трудящихся в строительстве и ремонте дорог, ориентировали все местные партийные и советские органы на широкое развертывание разъяснительной и пропагандистской работы среди населения.

Областной и районные комитеты партии, облисполком и райисполкомы являлись подлинными вожаками в деле проведения этого важного государственного мероприятия. Ими были открыты курсы подготовки работников по организации трудового участия населения, а при облдоротделе создан сектор из трех человек для руководства дорожным строительством за счет трудоучастия населения.

Архивное фото

Трудовое участие населения проходило под призывами: «Война бездорожью», «В помощь сельскому хозяйству создадим мощное дорожное строительство», «Автомобиль и шоссе ускоряют смычку города с деревней», «Автомобиль и шоссе ускоряют социалистическую перестройку деревни»…»

Чуйский тракт, Д. И. Табаев, 1975 г.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото архивные.



"Cпокойствие — сильнее эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшнее войны. Мартин Лютер"

Related posts