Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

"Оптимизм - это доктрина, утверждающая, что все прекрасно, включая безобразное, все хорошо, особенно плохое, и все правильно, в том числе неправильное… Доктрина эта передается по наследству, однако, к счастью, не заразна." Амброз Бирс

Этот велопоход мы начали планировать почти за год до его старта. Формат экспедиции поход получил из-за его сложности – мы едем впервые по незнакомым горным местностям, да еще и времени отвели себе в два раза меньше, чем другие путешественники, следующие аналогичным маршрутом. При этом мы сохранили на пути все достопримечательности.

Эта идея пришла после путешествия по маршруту “Баку – Махачкала” вдоль Каспийского моря и знакомства с культурой “исламских” постсоветских республик. Снова горы и прекрасное озеро будут окружать нас целую неделю!

Итак, 7 ходовых дней, 7 человек, 625 километров вокруг озера Иссык-Куль в Киргизии.

31 августа. Первый день велопохода вокруг озера Иссык-Куль. Самый тяжелый день

Мы вылетели из Москвы в пятницу 30 августа в 22 часа рейсом Аэрофлота и приземлились в аэропорту Бишкека в субботу в 5 утра по местному времени. В аэропорту мы обменяли деньги (есть как банкоматы, так и обменные пункты), нас уже ждала машина, чтобы добросить до озера, а это не много ни мало 200 км.

Кстати, велосипеды долетели в целости и сохранности в обыкновенных тканевых велочехлах. И впервые мы их получали не в отдельном месте, а прямо с ленты вместе с прочим багажом!

В Балыкчи (место нашего старта) мы собрали велосипеды, сдали водителю до дня финиша велочехлы и прочие ненужные вещи, забрали газ и отправились покорять Иссык-Куль!

Велоэкспедицию мы начали с южного берега, то есть стартовали против часовой стрелки. Такое направление было выбрано намеренно, так как южный берег более горный, здесь больше природных достопримечательностей и сил в начале похода, соотвественно, тоже больше.

Первый день ехали в основном по асфальту, который, к слову говоря, на южному берегу отвратительный.

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

Обед у нас был в юрте-кафе в одном из сел по дороге. Девушка предложила нам лагман и ашлян-фу (не сразу, но мы поймём, что это блюдо одно из главных киргизских блюд). Два блюда обошлись нам в 190₽. Очень бюджетно и вкусно!

На нашему пути было небольшое село с горячими источниками. И мы решили свернуть к нему. Были и ванны в специальном помещении, но мы просто на улице погрели ноги (по началу даже привыкать нужно к температуре в 45 градусов), пообщались с местными и отправились искать ночлег на берег озера среди кустов облепихи, которая растёт в Киргизии повсюду!

Одна из сложностей, с которой мы столкнулись – это очень маленький выбор продуктов в магазинах. Южный берег – не туристический, и разнообразия в магазинах нет от слова “совсем”! Имеются макароны и рис, а из мяса – колбаса (и хорошо что она есть!) и рыбные консервы (в основном килька в томатном соусе). Но за время путешествия мы привыкнем и к этому!

Ночной перелёт сказывался на нашей внимательности: то фотоаппарат забыли на остановке, то купальник в раздевалке после обеденного купания – потому мы и решили сделать остановку на ночлег раньше запланированного.

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

1 сентября. Второй день велопохода вокруг озера Иссык-Куль. Дикий день.

Утром мы решили не возвращаться на дорогу через горки, которые преодолели накануне, а ехать дальше вдоль озера по грунтам. Пейзажи вдоль побережья напоминали пустыню – песок, кусты с колючками и ни души. Только мы, катим и любуемся озером.

К обеду добрались до соленого озера Кара-Куль. Мы себе, конечно, рисовали в голове Баскунчак и его соль повсюду. Но Кара-Куль не настолько соленое, в воде даже плавает очень много какого-то мелкого “планктона”. Удивление вызвало у нас тёплое дно, будто бы оно с подогревом. А ребята ещё и грязью местной лечебной намазались!

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

При подъезде к озеру мы заказали обед в юртах и, после купаний, отведали мантов и вкуснейшей форели на гриле.

После остановки продолжили свой путь вдоль озера. Пейзажи снова нас радовали – ярко голубое озеро, будто мы на другой планете.

Мы часто пересекали русла пересохших рек, и маленьких и побольше. И вот доехав до одного из таких довольно широких русел, мы увидели, что по нему ездят машины, дорога шла в сторону асфальта. Туда нам и надо – к магазинам.

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

Около 10 километров вверх по руслу реки запомнятся всем участникам экспедиции. Это было тяжело, это было красиво, это было впервые и это крутой опыт. Дорога, которую раскатали автомобили, для велосипедов не подходила – вязкий сухой песок. Приходилось ехать рядом по подсохшему после воды песку как по насту, иногда приходилось идти пешком. К слову ещё и день был солнечным и жарким. У меня было ощущение, что мы находимся где-нибудь в пустынях Америки.

Мы добрались до трассы, потом до населённого пункта, в первом же магазине купили самый большой арбуз и слопали его! После небольшого отдыха покатили дальше по асфальту к месту ночевки.

2 сентября. Третий день велопохода вокруг озера Иссык-Куль. Сказка и Большие планы.

Ночью был дождь. С утра небо было затянуто тучами, озеро штормило. с утра временами накрапывал дождь. На горизонте гор виднелась дождевая синева. Мне хотелось, чтоб все эти тучи ушли в противоположную сторону.

Позавтракав и собрав лагерь, мы отправились к каньону Сказка. 30 километров до отворота по утренней свежести пролетели быстро. Будь асфальт получше, пролетели бы ещё быстрее!

К повороту на каньон у одного из участников болел живот. Вообще, некоторые участники уже жаловались на небольшие проблемы с пищеварением. Мы “называли” это акклиматизацией. Участник принял решение не ехать в каньон и остался у будки кассира, где мы оставили велосумки, заплатили по 50 сом за проезд и налегке поехали к красоте.

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

Дорога к каньону для велосипеда опять же не самая удобная – песок. От трассы до каньона 2,3 километра с набором 120 метров. Вспотели даже налегке, но преодолели.

Каньон очень красив. Описывать нет смысла. Провести там можно и целый день, забравшись на высокие точки можно любоваться видами озера и марсианскими пейзажами вокруг.

Мы отставали от графика движения уже на полдня и поэтому, потратив всего пару часов на каньон, отправились дальше. Два участника (в том числе и участник, который не поехал в каньон Сказка), отставали от основной группы, а перед обедом ещё и прокололись и не смогли накачать колесо. Когда основная группа уже пообедала и отдыхала, они только подъехали к месту обеда. Было решено, что они своим темпом поедут к месту ночевки – к водопадам в ущелье Барскоон, где мы планировали встретиться.

Но планам основной группы не суждено было сбыться. Доехав до с. Барскоон, очередной участник почувствовал себя плохо (было даже подозрение на температуру). Мы купили ужин на 5 человек и отправились вверх в ущелье вдоль реки. Подъем был не крутой, но постоянный. Ехать было тяжело, да ещё и к концу дня сил было уже мало. До нашей цели от трассы было 20 километров с набором более 600 метров. Мы преодолели 12 километров и решили не насиловать самих себя и поставили палатки за забором (забор тут в основном для скотины, которой повсюду очень много).

Так как ущелье популярно, то машин проезжало в обе стороны много. У водителей мы узнали, что отстающие ребята добрались на машине уже до цели – наверх к водопадам, и мы передали им сообщение, что будем у них к 9 утра.

3 сентября. Четвертый день велопохода вокруг озера Иссык-Куль. Ущелье Барскоон

Подъем был на час раньше обычного, в 6-30. Позавтракали бутербродами, так как и выбор в магазинах не огромный, да время с утра тратить не хотелось – уже сильно отставали от графика. Велосумки мы спрятали в кусты облепихи, которой много повсюду, прям на нашей поляне ночлега за забором.

Как раз к 9 мы преодолели путь к водопадам в ущелье. Виды по пути были очень красивые – горы, тянь-шанские ели и лазурная река! А вот наши ребята в ущелье еще спали, и мы опять же впятером отправились пешком наверх к водопадам.

Мы набрали пешком почти 700 метров высоты за каких-то 2 километра. Тяжело, очень тяжело. На подъем мы потратили два часа, солнце уже было высоко и стало жарко. Но и виды были потрясающие!

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

Спустившись с горной тропы, сели на велосипеды и помчались вниз! По пути забрали велосумки и снова оказались на дороге вокруг Иссык-Куль. Бодрым темпом покатили далее вдоль озера – надо нагонять график. Наше отставание от графика все нарастало. Двое ребят снова отставали по пути, мы также договорились, что они едут своим темпом, а мы сообщаем, где у нас планируется ночлег.

Весь остаток дня мы вкручивали вдоль озера. До поворота на следующее ущелье было 60 километров. Их мы преодолели, когда уже солнце почти село. Решено было встать недалеко от дороги, прямо на реке, вдоль которой завтра мы и поедем вверх в ущелье.

4 сентября. Пятый день велопохода вокруг озера Иссык-Куль. Жети-Огуз.

До финиша нам остается 3 ходовых дня, а мы еще на южном берегу. Данная мысль напрягала нас и заставляла задуматься о том, что круг нам не сделать. Придется просить трансфер забрать нас в другом месте.

Утром мы оставили велосумки в магазине, где накануне покупали еду. До достопримечательностей 14 километров вверх вдоль реки. С утра да и налегке мы быстро преодолели это расстояние. Опять же смотрите все на фото. Очень хотелось поехать ещё выше по ущелью… но не было на это времени.

С отстающими ребятами встретились, когда мы уже собирались возвращаться. Договорились, что встретимся на обеде в Караколе и покатили.

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

Дорога до Каракола плохая, из-за ужасного асфальта скорости почти нет. Центр Каракола пыльный, много машин и людей, зато все блага цивилизации – банки, магазины, кафе на любой вкус.

Отобедали в кафе, как раз к приезду отстающих. Мы снова договорились о планируемом месте ночлега и рванули дальше. Мы начинаем огибать озеро с Востока, но все еще отстаем от своих же планов.

Остаток дня – была только дорога. После Каракола местность меняется – появляются поля с обеих сторон, дорога отходит от озера достаточно далеко. Длинные спуски и подъемы в этой части озёра, спуски нам особенно нравятся! В Тюпе как всегда останавливаемся на арбуз. Арбуз едим каждый день, они сочные и сладкие и хорошо восполняют воду в организме!

К вечеру мы доезжаем до планируемого места ночлега, сообщаем отстающим ребятам где мы и готовим ужин на всех, ожидая, что они вот вот подъедут. Впервые проезжаем более 100 км, есть надежда нагнать график.

Но ребята не приехали, уже утром мы получили сообщение, что они заночевали в Тюпе, мы от них в 20 километрах дальше.

Ночью была гроза, небо сверкало со всех сторон, в палатке можно было наблюдать удивительное шоу молний. Дождь был очень сильный и очень быстрый. Утро было ясное, будто ночью ничего и не было.

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

5 сентября. Шестьй день велопохода вокруг озера Иссык-Куль. Самый впечатлительный.

Планы на день – подняться в Семеновское ущелье и заночевать там. Почему заночевать – потому что набор высоты достаточно большой на 20-25 километров подъёма.

До поворота на ущелье к обеду мы проехали 50 километров и больших планов по покорению ущелья не было, так как предыдущий опыт показал, что нелегко это все даётся. Пообедали, закупили еды на ужин и завтрак и отправились вверх. В кафе, где обедали оставили отстающим ребятам баллон газа и еду.

Подъем в Семеновское ущелье достаточно комфортный, заехали без долгого отдыха, останавливаясь поглазеть вокруг. Красиво!

Поднявшись наверх мы оказались будто в другом мире – вокруг альпийские луга, пасутся животные, все сочно и зелено. Тихо, красиво и спокойно!

По планам мы хотели на следующий день спуститься по соседнему Григорьевскому ущелью. На месте планируемого ночлега мы были уже в 15 часов и решили штурмовать перевал. Заночевать можем везде – еда у нас с собой, за перевалом река в ущелье – значит и вода будет.

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

Забрались на перевал, дальше только вниз. Стоя на перевале, решали – ехать к озёрам (они от него в стороне и вверх) или вниз к озеру. Со стороны озёр надвигалась туча, уже даже стало видно, что идёт дождь, машины оттуда в панике уезжали. Принято решение ехать вниз.

Но пока мы любовались видами с перевала и решали, дождь и ветер не заставили себя ждать. По сути они нас выталкивал из ущелья. Мы спустились вниз 20 километров, как мне показалось, за 20 минут. Воздух, что гнал нас вниз, был холодный, а впереди мы видели безоблачный Иссык-Куль.

Григорьевское ущелье не похоже на Семеновское. Оно узкое, крутое, с бурной рекой. Но оно намного красивее! Наш выбор по подъёму по Семеновскому и спуску по Григорьевскому ущельям был самым правильным (хотя были у меня мысли сделать наоборот, до озёр было бы ближе).

К вечеру на ночлег расположились на берегу озера, недалеко от забора школы. Ходили тучи и мы натянули тент, но дождь прошёл стороной.

От отстающих ребят получили сообщение, что они только подъехали к Семеновскому ущелью и хотят утром отправиться туда. А мы за день снова проехали более 100 км, только сегодня ещё с подъемом в ущелье и на перевал. Чувствуем себя супергероями!

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

6 сентября. Седьмой день велопохода вокруг озера Иссык-Куль.

До Балыкчи – нашего места старта завершения велоэкспедиции остаётся 105 км. Да и после двух дней с пробегом за 100 и без достопримечательностей на пути мы должны легко преодолеть это расстояние.

Первые 50 километров прошли незаметно. Асфальт хороший, ветер в спину, крути – не хочу.  К обеду на горизонте появились тучи, мы заехали в небольшой посёлок и нашли кафе. Пообедали, переждали небольшой дождик и выдвинулись дальше.

И тут все поменялось! Поднялся сильный встречный ветер. Скорость упала с 25-27 до 10-12 км/ч с усилием. От ветра ничего не защищало, деревьев между населенными пунктами не было совсем. Мы были в шоке. Но ехали. Медленно, друг за другом, меняясь каждые 1,5 – 2 километра. И к вечеру все-таки были в Балыкчи.

Велоэкспедиция вокруг озера Иссык-Куль

Там от местных жителей мы узнали, что в Балыкчи не бывает снега – его выдувает ветер, приходящий из двух ущельев – Боомского и Нарынского. С этим ветром мы и встретились в тот день.

Наша велоэкспедиция подошла к концу. Финиш! Было нелегко, но было так интересно! Это было своеобразное испытание для каждого! И даже немного грустно….

Больше фотографий можно посмотреть тут.

Раз в году, посещай место, где ты никогда не былДалай Лама

"Нужно научиться принимать боль и использовать ее как топливо в нашем странствии. Кэндзи Миядзава"