Василий Шукшин соединил две знаковые даты 2019 года

"Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы." Генри Форд

Шукшин соединил две знаковые даты этого года. 90-летие самого Василия Макаровича и 100-летие ВГИКа, его альма-матер, с которым Алтайский край прочно связан именами и судьбами.

Сохранить наследие

Один из выпускников ВГИКа – председатель регионального отделения Союза кинематографистов России Владимир Кузнецов. Он рассказал, что в дважды юбилейный год может произойти ожидаемое событие – спецнабор во Всероссийский институт кинематографии талантливых звездочек из Алтайского края, будущих режиссеров, актеров, операторов. С таким заявлением коллеги Кузнецова обратились к Никите Михалкову, возглавляющему Союз кинематографистов России.

– Владимир Сергеевич, кинематографическое реноме нашего края уже сложилось из Шукшинского кинофестиваля и фамилий именитых земляков, ставших брендами. Почему заговорили о «провинциальных» наборах? Неужели кадровый дефицит коснулся и кино? 

– Начну издалека. Раньше в кинотеатрах перед фильмами шли киножурналы, «Сибирь на экране» например. Хроника хранилась в Красногорском архиве кинофотодокументов. Сейчас вместо централизованной системы – локальные архивы, доступ к которым ограничен. Но нельзя остаться без своей истории! Вопрос сохранения наследия России стоит очень остро. Для его решения на государственном уровне нужны кадры, студии отделений Союза кинематографистов. Этим продиктовано наше обращение к Никите Сергеевичу Михалкову. Ждем решения.

– Назовите имена молодых талантов, которым прямая дорога во ВГИК. 

– Денис Фишер, Настя Корякина, Василий Сотников… Они занимаются в студии краевого Союза кинематографистов, снимают кино, участвуют в фестивалях. Вообще, вгиковцев в крае много. В разные годы это учебное заведение окончили около пятидесяти наших земляков.

– Вас считают достаточно консервативным человеком. Как относитесь к нововведениям? Например, к фильмам, снятым на сотовый телефон… 

– Объездив полмира со своими работами, став лауреатом многих фестивалей, радуюсь сейчас любой возможности для молодежи постичь этот невероятный мир кино. Один на камеру снимает, другой – на телефон, третий – вообще на видеорегистратор с высоким разрешением. Пусть пробуют.

– Само понятие студии сегодня размыто. Что это в вашем понимании?

– В Барнауле до конца 90-х работал корпункт Западно-Сибирской киностудии, возглавлял ее Петр Евсеевич Шуляк, единственный в крае член Союза кинематографистов на тот момент. Я здесь с 2002 года и стал вторым. Сегодня нас шестеро. Мой однокашник по ВГИКу Борис Ячменев, киноведы Елена Перфильева и Елена Огнева, оператор Анатолий Фукс, режиссер Вера Уразова. Своя студия у отделения есть, благо монтажные программы позволяют нынче обходиться без специализированных помещений.

– Какова судьба Алтайкиноцентра и, в частности, отдела документальных фильмов?

– Центр закрылся в 2014 году. Документалистикой занималась Вера Уразова, она набирала и обучала кадры. За два года работы отдела ребята отсняли около пятидесяти интервью с фронтовиками Великой Отечественной. А сейчас уже никого из тех героев нет в живых. 

Благословил Тарковский

– Про кино говорят, что в него попадают как под поезд. Расскажите историю своего «попадания».

– Село Урожайное, где я оканчивал школу, а мой папа работал агрономом, расположено в 12 километрах от шукшинских Сросток. Мы там бывали в гостях у мамы Василия Макаровича, Марии Сергеевны.  Побывав на съёмках «Печек-лавочек», я заболел кино. Неизлечимо.

– А как же батя, агроном, крестьянин, отпустил вас во ВГИК?

– А я не сразу туда попал. Сначала был торговый институт в Новосибирске, где мне не понравилось. Зато там был театр эстрадной миниатюры под руководством Владимира Лазаревича Эдельмана. Словом, институт я бросил и, перед тем как уйти в армию, недолго работал телеоператором. Отслужив, окончил Кемеровский институт культуры. Во ВГИК поступил уже почти тридцатилетним. Курс набирал Борис Рычков, потом занимался с нами знаменитый кинодокументалист лауреат Ленинской премии Сергей Медынский.

– Правда ли, что на поступление во ВГИК вас благословил Тарковский?

– Можно и так сказать. Чтобы подготовиться, я уехал с Алтая. Жил и работал в Подмосковье, а в свободное время пропадал на «Мосфильме», благо был знаком с оператором Анатолием Заболоцким. Как-то в павильоне увидел человека в джинсовом костюме, красившего декорации песчаных дюн. Это Андрей Тарковский снимал «Сталкера». Меня сначала гоняли с площадки, а потом перестали. Однажды был свидетелем, как Андрей Арсеньевич в смокинге и с бабочкой на хорошем английском дает интервью иностранным журналистам. Когда все разошлись, он остался один и я решился. Подошел за автографом с самиздатовской книжкой «Пикник на обочине». Тарковский спрашивает: «Ты кто? Я часто тебя здесь вижу». Я и рассказал ему о себе и своей мечте. Он, узнав, что я с Алтая, засмеялся: «Ты поступишь». И долго еще говорил про Шукшина. Жалею, что не записал ту беседу по горячим следам. Это был эксклюзив, незафиксированный, увы.

– Правда ли, что ваша карьера состоялась благодаря Виктору Астафьеву?

– Более того, он меня спас. В середине 80-х в Красноярске мы сняли фильм «Плотина» о вреде, наносимом природе крупными ГЭС. Он произвел эффект разорвавшейся бомбы. В Госкино его не приняли. Карьера режиссера-антисоветчика на этом должна была закончиться. Но про фильм узнали Астафьев и его друзья – Распутин и Крупин. Посмотрев «Плотину», они написали президенту Горбачеву. Из журнала «Коммунист» приехал Отто Лацис – разбираться в ситуации. Фильм все же вышел на экраны, а мы с Виктором Петровичем с тех пор дружили.

Достойное национальное кино

– Вы снимаете в том числе на президентские и губернаторские гранты. Насколько сложно было бы обходиться без них?

– Край нас поддерживает, мы это чувствуем. Но именно гранты позволяют работать профессионально, на российский экран. Так, на губернаторский мы сняли фильм о Валерии Золотухине «Любите меня таким,  какой я есть». А первой лентой, снятой в 2018 году на президентский, стали «Сибирские сябры». Летом закончим вторую – о боевом пути 73-й кавалерийской дивизии, сформированной в Бийске. Соединение прошло с боями от Москвы до Берлина. Сюжет о 700-километровом марш-броске на лошадях. Кавалеристы вышли близ станицы Клетской, где снимали «Они сражались за Родину» и где ушел из жизни Шукшин. Там полегли многие наши ребята, в их числе и мой дед Матвей Филиппович Кузнецов. А сейчас подаем заявку на грант, чтобы снять фильм о Михаиле Калашникове.

– В Курье воссоздана среда, в которой рос знаменитый оружейник. Она так подходит для игрового кино…

– Игровые моменты будут. Например, в воспоминаниях Калашников пишет, как ребенком катался на коньках и провалился под лед. Этот эпизод надо играть. В фильме о 73-й кавалерийской дивизии роль моего отца в детстве сыграл мой сын Матвей, деда – родственник Василий Плотников. Они очень похожи.

– «Важнейшим из всех искусств для нас является кино». В оригинале вырванной из контекста фразы есть оговорка: «…пока народ безграмотен». Сейчас он грамотный, почти у всех высшее образование. Но почему так популярен «попкорн», не требующий мыслительной деятельности?

– Вышел из зала и забыл… Грустно все это. Кинопродукция Голливуда пропагандирует не наши ценности. Нужны законы, ограничивающие ее прокат, чтобы приоритетом было достойное национальное кино. Появились же у нас лидеры проката: «Движение вверх», «Т-34» – фильм, который совестно смотреть с попкорном в руках. К слову, был его предтеча, удивительный «Жаворонок», который сейчас никто уже не помнит. Есть альтернативное кино, барнаульские показы в зале Союза кинематографистов, для которых мы подбираем классику – Кустурицу, Феллини, Антониони, Куросаву, Тарковского, Шукшина. Чем больше таких площадок для любителей настоящего кино, тем быстрее оно вновь станет массовым.

Справка



Владимир Кузнецов – кинорежиссёр высшей категории, выпускник ВГИКа, член Союза кинематографистов России, руководитель его Алтайского отделения. Его фильмы «Зёрна вечного колоса», «Плотина», «Предчувствие», «Клад», «Жизнь на миру», «Промысел. Древняя профессия», ленты о наших знаменитых земляках удостоены призов отечественных и международных фестивалей. Фильмография Владимира Сергеевича насчитывает свыше сорока документальных фильмов.

Фото предоставлены Владимиром Кузнецовым



"Пришел я к горестному мнению от наблюдений долгих лет: вся сволочь склонна к единению, а все порядочные — нет. Игорь Губерман"

Related posts