В Змеиногорске найдено много исторических картин

"Знания недостаточно, необходимо применение. Желания недостаточно, необходимо действие." Брюс Ли

"Моя формула для величия человека есть amor fati: не хотеть ничего другого ни в будущем, ни в прошлом – никогда. Не только переносить необходимость, но и не скрывать ее и любить ее. Ницше"


В Змеиногорске найдено много исторических картин

Вот такой интересный заголовок был в газете “Советская Сибирь”, Воскресенье, 27 ноября 1927 года № 272, стр. 3

^(https://zmeinogorsk.ru//https://ok.ru/dk?cmd=PopLayerPhoto&st.layer.cmd=PopLayerPhoto&st.layer.plc=mediaTopic&st.layer.photoId=958219778266&st.layer.type=GROUP&st.layer.sphotoIds=958219778266%3B958219979482%3B958220010714&st.cmd=altGroupMain&st.groupId=70000000228314&st.referenceName=kunststadt&st.layer.lg.lsrc=UNKNOWN&st._aid=GroupLayerReshare_openPhotoLayer&st.layer.lg.lsrc=UNKNOWN)

Фрагмент статьи из газеты “Советская Сибирь”, Воскресенье, 27 ноября 1927 года № 272, стр. 3
Они были свалены в кучу в одном частном доме Змеиногорска

ЗМЕИНОГОРСК, 24. (Наш корр.). Среди экспонатов быв. городского научно – показательного музея, сваленными в кучу в частном доме, найдено много исторически – ценных предметов.

Имеются два больших художественных полотна. Одно – принадлежит кисти итальянского художника XIV века Маттео-да-Джиовани (“Христофор и св. Екатерина”), другое – работы неизвестного, но старинного мастера.

Кроме того, есть евангелие синодального издания времен Петра I, кольчуга эпопеи Ермаковского похода и другие исторические интересные вещи.

Большой интерес представляет архив (около 100 пудов), в котором сохранились приказы Колыванской избе (гранит.-шлиф. фабрика, существующая чуть ли не со времен Иоанна Грозного), пергаментные приказы о ссыльных с инициалами Анны Иоанновны и Петра I, книги 1725 года и проч.

Жители города сообщают, что в период 20-21 г.г. в архивные бумаги завертывали продукты. Местные органы власти ничего не предпринимают к сохранению исторических ценностей.

Хочется сказать, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!!!! Это самое культурное, что напрашивается.

Но правда остается правдой. Читая такую статью хочется нервно смеяться, и плакать от горя. Ничего не меняется. История развивается по спирали, только с большей отдачей.

Можно было бы подумать, что в Сибири было два Змеиногорска, или статья вообще не о нас. Да, с Иоанном Грозным конечно корреспондент газеты погорячился, но в основном он прав.

Теперь давайте прочитаем отрывок статьи замечательного человека и прекрасного историка к.и.н. Татьяны Владимировны ТишкинойМузеи Алтая в 1920-е гг.

“… В феврале 1924 г. сотрудники Алтайского отдела Русского географического общества (АО РГО) и Алтайского государственного музея (АГМ) провели Первую Алтайскую губернскую краеведческую конференцию. В секции общего краеведения с докладом выступил заведующий музеем в Змеиногорске М. А. Белов. Он сообщил, что музей начал свою деятельность в мае 1922 г. по инициативе сотрудника Змеиногорского уездного отдела народного образования тов. Новикова. Его приемником по формированию музея стал преподаватель естествознания в местном педагогическом техникуме П. А. Скобичевский. На нужды музея уездный ОНО выделял ежемесячно по 7 руб. После отъезда П. А. Скобичевского музей пришел в упадок, часть экспонатов испортилась. В августе 1924 г. М. А. Белов взялся за восстановительные работы. Было оформлено несколько отделов: палеонтологический, минералогический, пчеловодный, кустарный и др. В зоологическом отделе насчитывалось до 80 экспонатов: чучела некоторых видов птиц, обитавших в окрестностях Барнаула и Змеиногорска; препараты пресмыкающихся; коллекции бабочек и птичьих яиц, а также приобретенный в «…участковой больнице плод ребенка, пробывший в утробе матери 19 лет» [10, л. 48]. В историческом отделе демонстрировались нумизматические экспонаты (в хронологических рамках с XVIII в. до начала XX в.), Евангелие времен Елизаветы Петровны, кольчуга и три пистолета начала XIX в. При музее имелась библиотека из 767 томов, преимущественно по богословию и 314 архивных дел XVIII–XIX вв. Отметив интерес жителей Змеиногорска к музею и указав, что с сентября 1924 г. в нем побывало около 2200 посетителей, докладчик заявил о необходимости поддержки этого учреждения уездным и губернским отделами народного образования …”

По описанию Змеиногорского музея в 20 годах 20 века, он был более наполнен оригинальными экспонатами, чем современный. Его начали собирать сразу после Гражданской войны на Алтае, и потом БАЦ!!! Исчез! “Экспонаты раздали мещанам” (Так было с музее Петра Козьмича Фролова, по заверениям некоторых «историков»).

Что то в Змеиногорске с музеями не то …. . XIX век.

Первый музей, который был открыт в 1827 году, просуществовав год, экспонаты раздали мещанам, а здание отдали под винную лавку. Это официальная версия В.Х. Смирновой. Ничего не напоминает? Экспонаты опять у кого то дома. Что интересно в этой версии, Виктор Михайлович Тихомиров всегда утверждал, что музей был открыт в 1825 году!!! А само здание, в историческом паспорте дата постройки датируется 1823-1825 год, и здание построено специально для музея. На вопрос почему музей открыли через два – три года после постройки, нам всегда отвечали, что в это время собирали экспонаты. А музей открыли в 1827 году. Можно поверить, но вот Алтайский государственный краеведческий музей открыт в 1823 году, а в 1851 году была построена Главная химическая лаборатория Алтайского округа, здание которой в 1913 году передано для музея. И это еще не страшно. Что сперва музей, а потом здание.

В 1841 году Змеиногорск посетил английский путешественник Чарльз Герберт Коттрелл (1806 – 1860). Он путешествовал по Сибири в 1840-41 годах. После путешествия он издает книгу “Воспоминания о Сибири в 1840 и 1841 годах. Джон У. Паркер Лондон, 1842 год.”, “Recollections of Siberia, in the Years 1840 and 1841. John W. Parker, London, 1842.” Описывая Змеиногорск он пишет следующее на странице 196:

“… We had 20° of cold, with a clear blue sky and bright sun; and the whiteness of the driven snow on the irregularly shaped housetops, scattered about without order, as the excavations made room for them, gave a colouring to the tableau quite novel to European eyes. There is here a very good museum, and an elementary school containing eighty or ninety boys, where the rudiments of grammar, reading, writing, and arithmetic, are taught. …”

«… У нас было 20 ° холода с ясным синим небом и ярким солнцем; и белизна ведомого снега на крышах нерегулярной формы, рассеянных о без заказа, поскольку раскопки создали место для них, дала окраску таблице, довольно новой для европейских глаз. Есть здесь очень хороший музей и начальная школа, содержащая восемьдесят или девяносто мальчиков, где рудименты грамматики, чтения, письма, и арифметики, преподаются.»

Вот те раз, через 13 лет, после того, как раздали экспонаты мещанам, а здание отдали под винную лавку, Чарльз Герберт Коттрелл увидел очень хороший музей и школу для мальчиков в одном предложении …. . Мое предположение, что музей всегда находился в здании конторы и школы. Открыт Петром Козмичем Фроловым и что интересно в Алтайском краевом музее много экспонатов из Змеиногорска. Сам Бог велел хранить экспонаты минералогии, истории, рудного дела и обучать детей в одном здании. Но это только домыслы. Я честно говорю, за все время поиска я не разу не видел ни одного исторического документа об открытии и закрытии этого музея в XIX веке. Игра цифр, домыслов и интерпретаций. Но факт остается фактом, музей был!

Начало XX века.

В 1920 годах появляется следующий музей. Название супер! Научно – Показательный музей.

Начнем по порядку, в нашем архиве хранится оригинальный документ “Список национализированных домов г.Змеиногорска – 1 октября 1922 года” этот список в свое время публиковался в местной газете “Прогресс” из архивных фондов в статье “Чьи и где дома стояли”. Нас интересует пункт 9. Бывший владелец: Палихов Н.В. Название улицы и дома: ул. Семеновская, 9, Кому сдан в аренду: музей. Национализировали у Палихова. Н.В. сдали в аренду под Музей. Здесь есть ошибка, в оригинальном документе стоит Палихова Н.В. Это женщина. Позже со мной связались Палиховы, и рассказали, что перед революцией этот дом купили купцы Палиховы, а во время Гражданской войны мужчинам пришлось уйти, в доме остались одни женщины. Поэтому в оригинальном документе стоит женская фамилия. Что еще интересно, Семеновская, это нынешняя Щорса, а вот дом 9 – это жилой дом купца Митина, будущая шестая школа. Музей дом 13. Возможно в 1922 году была нумерация другая или мы говорим о разных зданиях.

^(https://zmeinogorsk.ru//https://ok.ru/dk?cmd=PopLayerPhoto&st.layer.cmd=PopLayerPhoto&st.layer.plc=mediaTopic&st.layer.photoId=958219979482&st.layer.type=GROUP&st.layer.sphotoIds=958219778266%3B958219979482%3B958220010714&st.cmd=altGroupMain&st.groupId=70000000228314&st.referenceName=kunststadt&st.layer.lg.lsrc=UNKNOWN&st._aid=GroupLayerReshare_openPhotoLayer&st.layer.lg.lsrc=UNKNOWN)

“Список национализированных домов г.Змеиногорска – 1 октября 1922 года” этот список в свое время публиковался в местной газете “Прогресс” из архивных фондов в статье “Чьи и где дома стояли»
Есть еще один интересный документ:

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Змеиногорский Гор-Уездный музей, приступая к организации специального Отдела гражданской войны и желая увековечить в потомстве красных орлов и партизан просит граждан г.Змеиногорска и товарищей уезда, всю относящуюся по сему вопросу литературу, всякого рода оружие как то: самодельные пушки, пищали, и так называемые трещотки, наводящие ужасы и панику на целые дивизионы белых банд; так же Планы чертежи, фотографии разрушенных зданий, мостов, главное героев, как живот свой положивших, так и благополучно, по настоящее время трудящихся для блага на пути Советского строительства, присылать в музей, о кратком жизнеописании того или иного военного или гражданского деятеля, проявившего мужество в борьбе за угнетенный пролетариат.

Заведующий и хранитель Музея Л. Новиков.

Датируется 1921 годом.

^(https://zmeinogorsk.ru//https://ok.ru/dk?cmd=PopLayerPhoto&st.layer.cmd=PopLayerPhoto&st.layer.plc=mediaTopic&st.layer.photoId=958220010714&st.layer.type=GROUP&st.layer.sphotoIds=958219778266%3B958219979482%3B958220010714&st.cmd=altGroupMain&st.groupId=70000000228314&st.referenceName=kunststadt&st.layer.lg.lsrc=UNKNOWN&st._aid=GroupLayerReshare_openPhotoLayer&st.layer.lg.lsrc=UNKNOWN)

Итак: в 1921 году идет набор экспонатов в Городской Уездный музей и директор музея Л.Новиков. Вспомним статью Татьяны Владимировны Тишкиной: “… с докладом выступил заведующий музеем в Змеиногорске М. А. Белов. Он сообщил, что музей начал свою деятельность в мае 1922 г. по инициативе сотрудника Змеиногорского уездного отдела народного образования тов. Новикова. …” И потом экспонаты раздали “мещанам”, а здание … ??? (Утрирую, но вопрос остается открытым)

Музей Виктора Михайловича Тихомирова.

Этот музей мы изучали более четырех лет и написали про него большую статью с документами. Музей начал свою деятельность с 5 ноября 1962 года в шестой школе, потом 5 ноября 1975 года в первой школе, и в 1978 году он переезжает на свое место в здание современного музея. Где и существовал до 1985 года, точнее сказать до его очередного ремонта.

«… Коллектив Змеиногорской школы № 6 под руководством директора школы В.М.Тихомирова начал краеведческую работу по военно-патриотическому воспитанию с 1959 года. В результате 5 ноября 1962 года был открыт историко-краеведческий музей. Его материалы теперь широко используются на уроках и во внеклассной работе большинством учителей города. За четыре года в музее побывало 4000 делегаций и посетителей, около его стендов и экспонатов проведено 120 бесед по истории города Змеиногорска и полиметаллического рудника, о героях гражданской и Отечественной войн. …»

Потом снова экспонаты раздали “мещанам”, а здание …. . Здание осталось. И вот мы подошли к современному музею. В 1985 году, по общепринятой версии музей с нуля заново открыли. Он менял постоянно свое подчинение, то был филиалом Алтайского краевого музея, то городским, то районным, то опять городским. Но суть не в этом. История повторяется, запасаемся попкорном и наблюдаем за историей современного музея.

Вот так одна статья в газете рассказала уникальную историю Змеиногорского музея, про который мало кто знает. И это еще не конец. Здесь мы постарались коротко описать этапы развития музея. Предстоит еще много работы по изучению истории музея. И таких тайн в Змееве неведомо! Изучайте, читай, сейчас вся информация есть в свободном доступе. Следующее поколение следопытов расскажет много интересных историй и будет изучать историю современного музея. Надеюсь, что статья была Вам интересна.



"Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость. Фридрих Вильгельм Ницше"

"Я не провалил тест. Я просто нашел сто способов написать его неправильно." Бенджамин Франклин

Related posts