В истории Алтая по-прежнему немало мифов и “белых пятен”

"Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания." Уильям Джеймс

В истории Алтая по-прежнему немало мифов и “белых пятен”

Знаете ли вы, что датой основания Барнаула правильно считать не 1730 год, а 1739-й? Что фамилия руководителя сибирской военной экспедиции, снаряженной за мифическим золотом, была Бухолц, а не Бухгольц? Что “царица ваз”, привезенная в Санкт-Петербург с Алтая, сделана вовсе не из яшмы, а из мелкозернистого роговика?
В конце 19 века именно на Алтай прибыло максимальное количество переселенцев. Фото: Из книги "История Алтайского края XVIII-XIX веков"
В конце 19 века именно на Алтай прибыло максимальное количество переселенцев. Фото: Из книги “История Алтайского края XVIII-XIX веков”

Об этих и многих других интересных фактах можно прочесть в “Истории Алтайского края XVIII-XIX веков”, написанной кандидатом исторических наук, доцентом Алтайского педагогического университета Аркадием Контевым. Вообще-то это учебник для вузов, но написан так интересно, оформлен и напечатан настолько качественно, что многие любители истории хотели бы заполучить его в личные библиотеки. Да жаль – тираж всего сотня экземпляров.

Аркадий Контев: Вузовских учебников по этому периоду раньше не было. Сначала я рассчитывал просто издать материалы своих лекций. Однако начал писать пособие, и понял, что вариант с лекциями не проходит. Понадобились дополнительные исследования, пришлось перелопатить немало материала. Это, конечно же, авторский учебник. Не знаю, хорошо или плохо, но я не пытался писать в стиле “галопом по Европам”, обо всем помаленьку. Для меня было важно объяснить знаковые моменты истории нашего региона. Почему что-то было так, а не иначе. Но как только отходишь от привычных штампов, приходится многое объяснять дополнительно. Выдернешь какое-нибудь событие, и вся цепочка порвется, возникнут неясности.

Предполагалось, что учебник выйдет без иллюстраций, но очень скоро стало ясно – без карт не обойтись. Потом возникла необходимость в схемах – например, тех, что объясняют устройство паровой машины Ивана Ползунова. Потом я понял, что нужны иллюстрации. И тут встал вопрос о качестве издания. Ризограф не дает высокого качества, что особенно отражается на восприятии карт. К счастью, вуз помог решить проблему.

В вашей книге развенчивается немало мифов. Какие из них самые живучие?

Аркадий Контев: Народные мифы, связанные с демидовской “тайной выплавкой серебра”. Про это чего только не сочиняли. Некоторые легенды настолько красивы, что писателям грех было их не использовать. Вдобавок в девяностые годы журналисты придумали миф о том, что серебро якобы выплавляли в глубине Змеиногорского рудника. Как это можно делать там, где нет достаточного притока воздуха? Но легенда тем и интересна, что создает образ, не нуждаясь в логических доказательствах. Был даже миф о том, что Демидов рубил головы своим крепостным прямо на Барнаульском заводе. Зачем, почему? А не важно, зато цепляет, будоражит воображение….

Другой ряд наиболее живучих мифов связан с датами основания городов. Тут уже работает административный фактор. Взять Барнаул – все историки уже признали, что он был образован не в 1730 году, а в 1739-м. Но городская власть с этим не соглашается, у них своя аргументация: вы, историки, завтра новую дату назовете, а нам опять все документы переделывать? Такая же картина с датами образования Колывани (не 1726 год, а 1728-й) и Змеиногорска (не 1736-й, а 1744 год).

Какая из исторических фигур для вас самая загадочная?

Аркадий Контев: Я бы иначе сформулировал – противоречивая, неоднозначная. Это первый томский губернатор Петр Козьмич Фролов (был период, когда территория нынешнего Алтайского края входила в Томскую губернию). Неординарная личность! Он был начальником алтайских заводов, открыл у нас краеведческий музей, обустроил Демидовскую площадь. Но парадокс в том, что при Фролове на заводах начался технический застой, он был противником всяческих новшеств. Мне нравится, как охарактеризовал Фролова доктор исторических наук Виталий Ведерников: “в персоне Фролова соединились противоречивые черты – изобретателя-рационализатора и администратора-консерватора”. При даровой рабочей силе заводы дают тысячу пудов серебра, приносят полтора миллиона рублей прибыли – зачем что-то менять? Но именно в то время начался застой – проблемы накапливались, а их предпочитали не замечать. На мой взгляд, застой тогда и наступает, когда вроде бы все нормально, и, кажется, что ничего не надо менять. Когда нефть льется рекой, зачем что-то придумывать?

Что из истории края вы хотели бы увидеть своими глазами, будь такая возможность?

Аркадий Контев: Все-таки, наверное, Демидовский период в истории Алтая, первая половина XVIII века. Очень интересны такие личности как Андрей Беэр, Иоганн Христиани. У нас нет даже их изображений, хотя Бэер по воинскому званию был генерал-майором. Но служил он на окраинах империи, и написать его портрет было некому. Ну и, конечно, хотелось бы взглянуть на Ивана Ползунова и его машину. В 1940 году академик Данилевский написал об изобретателе замечательную книгу. Но после войны наступило “время приоритетчиков” – требовалось утверждать приоритеты отечественной науки. Доказывать, что иностранцы, особенно немцы, всегда нам русским только мешали. Что радио первым изобрел Попов, а не Маркони. Что первый паровой двигатель сделал Ползунов, а не Ньюкомен. И вообще, Россия – “родина слонов”. В эту волну попал, увы, и Данилевский, начавший утверждать, что иностранцы только мешали и вредили Ползунову. Так и родились многочисленные штампы про замечательного изобретателя, которого не ценили современники, а зловредный англичанин Уатт украл у него идею. На самом деле все было намного сложнее и интереснее.

Переселение российских крестьян в Сибирь – целая эпопея. В чем были ее особенности на Алтае?

Аркадий Контев: В Алтайском округе – в него в то время входили Горный Алтай и часть территории Казахстана – все процессы проявились особенно выпукло, поскольку сюда переселенцев прибыло больше всего. На Алтае сформировались две категории жителей. Первая – старожилы. В нее входили казаки, старообрядцы и синодальные крестьяне, горнозаводские работники, чиновники, алтайцы. Вторая – переселенцы. Их появление стало настоящим потрясением для старожилов, поскольку долгое время на Алтае запрещалось селиться. Сюда хлынул поток совершенно разных людей, начиная с Урала и заканчивая Полтавщиной и Харьковщиной. Начался болезненный процесс привыкания друг к другу старожилов и “понаехавших”.

Напряжение вызывал не только земельный вопрос, но и разный уклад жизни. Например, приехавшие с Украины, носили штаны с карманами. И старообрядцы объясняли это необходимостью носить в них табак, а они терпеть не могли курящих. В свою очередь новоселы считали староверов жадными, потому как те не давали из своей чашки напиться (а причина-то была в религиозных моментах). Выходцев с Вятской губернии местные считали туповатыми из-за необычного говора. Русские не понимали и не воспринимали русских – вот что было поразительно!

Сейчас много разговоров и споров о том, кого следует считать настоящим патриотом своей страны, а у вас какое мнение?

Аркадий Контев: На мой взгляд, патриот – это тот человек, который болеет за свою родину и желает ей лучшего. Но здесь начинаются большие разногласия. Одни считают, что лучше всего для родины сохранить все старое-доброе, традиции. Для этого надо запретить любые изменения. Другие полагают, что надо говорить только о хорошем. Поясняют: мы же не критикуем своих матерей, хоть и знаем их недостатки. Мне по душе позиция Юрия Лотмана. Он был убежден, что патриотизм для интеллигенции состоит в умении видеть недостатки, говорить о них и показывать, как избежать.

Для меня патриотизм в умении и мужестве говорить правду. Как только мы начинаем врать во имя чего-то, то рано или поздно попадаем впросак, и все рушится. Нельзя воспитывать патриотизм в людях на фундаменте лжи. Взять прошлое столетие. Чтобы написать настоящую историю Алтайского края ХХ века, ученым нужно идти в архивы и заново все исследовать. Будет тяжкий труд, потому что ХХ век – для серьезного историка пока видится большим белым пятном. Нужно искать факты и одни лишь факты, излагать их и пытаться докопаться до причин. Правда, пока никто не хочет всерьез заняться минувшим веком. Есть несколько диссертаций, и не более. Тому, кто напишет честный учебник по истории ХХ века, вообще можно памятник поставить.

Ключевой вопрос

Памятник Ползунову в Барнауле есть. Как и крестьянам-переселенцам. Чью еще память вы предложили бы увековечить?

Аркадий Контев: Основателей Барнаула. Мои кандидаты – плотинный мастер с Урала Роман Латников и его товарищи. Или собирательный образ горного офицера. Когда-то Барнаул называли “городом красных мундиров” – такую форму носили горные офицеры. Их было всего-то 20 человек на весь округ, но влияние на развитие города, в том числе, культурное горные офицеры оказали очень существенное. Акинфий Демидов в Барнауле ни разу не был. Хотя как один из символов своей эпохи – почему нет? А можно пойти по другому пути. Там, где автомобильная развязка перед Новым мостом, когда-то стояла Барнаульская крепость с башнями и пушками, построенная в 1746 году. Сохранилось ее подробнейшее описание. Почему бы не реконструировать крепость? Она станет украшением окрестной территории.

А как было на самом деле?

* В литературе встречается утверждение, что Джеймс Уатт мог воспользоваться изобретением никому не известного барнаульского инженера. Это исключено. Машина Ивана Ползунова было паро-атмосферной, а двигатель Уатта не использовал атмосферное давление и мог применяться в различных производствах, поэтому назывался универсальным.

* До приезда переселенцев валенки на Алтае были редкостью. В 1890 году П.А. Голубев писал: “Сибиряки в городах и деревнях еще и теперь помнят, как лет 30-35 тому назад пимы были большой редкостью, а вместо них сибиряки по зимам носили нечто вроде длинных чулок, сшитых из собачьей или оленьей шкуры”. Первоначально именно такая обувь называлась “пимами” (от ненецкого “пиуы” – сапоги), затем это название перенесли и на валенки.

* Почти в каждой деревне потомки переселенцев рассказывали легенду о том, что старожилы принимали новосела только в том случае, если он за одни сутки мог построить дом и затопить печь. А если хозяин не укладывался в срок, старожилы разрушали недостроенный дом. Конечно, это фольклорное преувеличение, в основе которого лежали факты реального разрушения старожилами домов непрошенных переселенцев.



""Неудачу воспринимайте как благоволенье сил небесных. Как только до конца ее поймете, удачей обернется неудача. Удача, что вы поняли неверно, вмиг неудачей станет." (Книга Мирдада)"

Related posts