Усыпальница священно и церковнослужителей Змеиногорского Храма Преображения Господня

"Одна законченная результативная задача стоит полусотни полузаконченных задач." Малкольм Форбс

Усыпальница священно и церковнослужителей Змеиногорского Храма Преображения Господня

 Мы готовим к публикации очередную историческую работу ученика МБОУ “Барановской общеобразовательной школы” Обыденнова Дмитрия Сергеевича.

Строящийся Дом Культуры

      В сентябре месяце 1979 года, при закладке фундамента для современного Змеиногорского Дома Культуры по адресу ул. Ленина д.3, с восточной стороны, был вскрыт склеп с останками священнослужителей и церковной утварью. Согласно акту осмотра останков от 27 сентября 1979 года были осмотрены следующие вещи:

Акт от 27 сентября 1979 года, г.Змеиногорск.
Мы, ниже подписавшиеся – зав. отделом культуры Ю.Г.Бондаренко, ответ. секретарь ВООПИК Т.В.Бадулина, зав. отделом до Советской истории Краевого музея Эльвина Михайловна Медникова – составили настоящий акт в том, что осмотрели вещи: священные книги, украшение гробов, остатки одежды, остатки обивки гробов, монеты, кресты, иконы, подсвечники, ложки, вынутые на строительной площадке города / бывшее место собора / и решили оставить для хранения в музее: монеты – 83, икона – 1, кресты – 5, ложки – 6, священная книга – 1, подсвечник – 1 / подремонтировать, остальные предметы в виду их плохой сохранности уничтожить: проржавевшие пуговицы, культовые книги, обрывки одежды, украшение гробов, остатки обивки гробов.

Опросив свидетелей тех событий были получены противоречивые описания тех событий. От “Массовых захоронений вплоть до детей и женщин” до “огромных сокровищ находящихся в склепе”. В большинстве описаний фигурирует не более трех захоронений священников, крест в руке, монеты, коса у одного из священников, описание одежды и обивки гробов.
Дмитрий Сергеевич работая над своим индивидуальным историческим проектом поставил следующие цели:

  1. Определить все постройки на месте градо-Змеиногорского Спасо-Преображенского собора с момента основания Змеиногорска с 1736 года до уничтожения собора 1938 года. Были выявлены все постройки в данном месте до момента уничтожения храма.
  2. Выявить всех священно и церковнослужителей Русской Православной церкви в Змеиногорске с момента постройки первой каменной часовни в 1745 году, до момента последнего настоятеля храма в 1938 году. Было выявлено 59 клириков, составлены их биографические карточки.
  3. Выявить всех священно и церковнослужителей скончавшихся в Змеиногорске. Было выявлено 8 священнослужителей и определены их даты смерти.
  4. Определить правило захоронения священнослужителей в XVIII – XIX веке.
  5. Определить, кто же был захоронен в склепе и дальнейшая судьба их останков.

Фрагмент фотографии 1850-х годов, каменный храм Преображения Господня. На которой мы видим памятник с правой стороны, где стояла деревянная походная церковь Преображения Господня (место мемориала).
     Работа получилась очень большой, и мы попытаемся опубликовать ее частями или полностью. Для биографических карточек священно и церковнослужителей и истории градо-Змеиногорского Спасо-Преображенского собора (Указомъ Святого Синода отъ 17 апрѣля 1900 года за № 2393 Преображенская церковь въ с. Змѣйногорскомъ рудникѣ обращена въ соборную) будет создан сайт с развернутой и более полной информацией.

Фрагмент фотографии начала XX века градо-Змеиногорского Спасо-Преображенского собора. Собор приобрел свой истинный белый свет, с восточной стороны собора за Алтарем у стены видно надгробное сооружение склепа в ограде храма.
     Дмитрий Сергеевич продолжает изучать историю Русской Православной Церкви в Змеиногорске. Были разосланы запросы в архивы, для уточнения найденной информации.
Надеемся, что Вам понравится этот проект. Огромное спасибо Дмитрию Сергеевичу за предоставленный материал. Мы постараемся опубликовать его более развернуто, так как он занимает 77 страниц.
Часть I – Усыпальница священно и церковнослужителей Змеиногорского Храма Преображения Господня

Мы начинаем публиковать индивидуальный исследовательский проект по истории ученика МБОУ “Барановской общеобразовательной школы” Обыденнова Дмитрия Сергеевича.
Проект для публикации разделим на три части:

  1. Определение временных рамок захоронения на месте обнаружения склепа.
  2. Священно и Церковнослужители Храма Преображения Господня.
  3. Изучение захоронений возле храма и нагорной части города.

В первой части Дмитрий Сергеевич пытается определить все строения в этой части города с момента основания рудника с 1736 года. Составить хронологию постройки культовых сооружений Русской Православной Церкви. Определить временной интервал возможных захоронений в ограде храма.

ВВЕДЕНИЕ

В 1979 году при закладке фундамента современного Дома Культуры в городе Змеиногорске по адресу улица Ленина дом 3, на месте бывшего Храма Преображения Господня, был обнаружен склеп священнослужителей.
Воспоминания очевидцев разноречивы и полны множества легенд, тайн и сказаний. Про ценности и останки найденных в данном склепе, их судьба неизвестна. История самого храма и его священно и церковнослужителей полностью нераскрыта.
В наше время возрождения церкви и ее значимости в современном обществе, мы должны начать с самого начала. Мы обязаны восстановить историю Православия в Змеевых горах в полном объеме. Воскресить имена всех священно и церковнослужителей Змеиногорского храма, попытаться понять, кто же был захоронен в склепе. Рассказать о значимости Церкви в XVIII начала XX века для рудника в Змеевых горах.
Цель работы: изучить материалы о храме, священно и церковнослужителях в городе Змеиногорске, систематизировать их и сделать популярными для школьников, определить имена всех служителей храма, и выявить захороненных в склепе для истории Православия в городе Змеиногорске и сохранения памяти о Великих людях.
Задачи:

  1. Определить временные рамки становления Православия в Змеевых горах.
  2. Изучить документы и временные границы постройки Храма Преображения Господня в Змеиногорске.
  3. Выявить имена всех священно и церковнослужителей Змеиногорского храма, определить, кто скончался и мог быть захоронен в Змеиногорске.

Объект исследования: Змеиногорский Храм Преображения Господня и его служители.
Предмет исследования: изучение, систематизация материалов Православия в Змеиногорске, Змеиногорском уезде.
Хронологические рамки: 1736 – 1938
Территориальные рамки: Змеиногорск
Методы работы: поисковый, обобщение, систематизация, опрос.
Практическая значимость работы: результаты исследовательской работы будут использованы на уроках истории, основы духовно – нравственной культуры народов России, для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, организации экскурсии по памятным православным местам в г. Змеиногорске, для сохранения и популяризации истории духовенства.
В Советский период в изучении истории Змеиногорска был утерян огромный пласт истории Православия в наших краях. За счет забвения мы потеряли значимость Церкви в развитии рудника в Змеевых горах. Последнее время при изучении истории, мы все чаще обращаемся к церковным документам и книгам. Они помогают нам заглянуть в прошлое. Благодаря церковным метрическим книгам, мы можем воссоздать «Некрополь» Змеиногорска. Узнать, кто и когда родился, крестился, женился и умер. Мы видим целые династии людей живших в Змеиногорске.
Изучая историю, мы поняли, что почти ничего не знаем о храмовых строениях Змеиногорска, о священно и церковнослужителях и их жизни. Кто был захоронен в склепе храма? Как сложилась их жизнь? Особенно трудный период изучения жизни священно и церковнослужителей, это период становления Советской Власти и события после 1938 года.
В период Гражданской войны на Алтае с 1917 по 1922 года было уничтожено много церковных книг и записей, без суда и следствия убиты священно и церковнослужители бандами того времени. Были также осуждены священники, которые выступили на стороне белогвардейцев и купечества против Советской Власти. Их судьба нам неизвестна.
Собрать историю храмовых сооружений, священно и церковнослужителей Змеиногорска в единое целое просто необходимо. Для популяризации, сохранения, воскрешения имен служителей храма. Особо важно в связи с восстановлением роли Церкви в нашей сегодняшней жизни. Это не только история храма Змеиногорска, это история доброго и светлого, того, что несли священно и церковнослужители в народ.
Изучая доступные материалы: чертежи и планы Змеиногорска XVIII начала XX веков, документы и рукописи, часть церковно приходских книг XIX века. Основными документами для изучения стали «Томские Епархиальные Ведомости. Томск, 1880–1919». В которых отражены основные события: рукоположение, перемещение, награждение, увольнение, смерть служителей церкви. А также события тех времен в Змеиногорске, в которых участвовали служители храма.
Проблемным моментом в изучении исторических документов является их стоимость при заказе оцифрованной копии, также география архивов. Исторические документы города Змеиногорска находятся в Барнаульском, Томском, Омском, Московском, Санкт-Петербургском и других архивах. Чтобы собрать копии всех документов, нужны значительные финансовые вложения и время для переписки, посещения всех архивов, имеющие данные для нашей работы.
Документы, которые имеются в свободном доступе, охватывают только часть временного периода и не дают полной информации.
Изучив доступные документы, смогли найти имена почти всех священно и церковнослужителей XIX начала XX веков. Увидеть значение Православия на руднике в Змеевых горах. Процесс постройки храма Преображения Господня. Узнать дополнительную, ранее неизвестную информацию о храмовых сооружениях и людях связанных с ними.

ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ РАМОК ЗАХОРОНЕНИЯ НА МЕСТЕ ОБНАРУЖЕНИЯ СКЛЕПА

Основная задача отследить все строения с момента появления Змеиногорска на месте современного Дома Культуры по адресу г.Змеиногорск, ул.Ленина, д.3. Постараться четко ограничить временные рамки существования храма Преображения Господня. Узнать, что было до храма. Определить временной интервал захоронения священно и церковнослужителей в ограде храма. Определить возможность захоронения возле храма прочих лиц.

1.1. ДЕМИДОВСКАЯ ЭПОХА В ЗМЕЕВЫХ ГОРАХ (1736 – 1745)

Общепринятая версия появления Змеиногорска относится к 1736 году. Змеевы горы появляются в документах с 1725 года. Дата зарождения рудника относится к его закладке Государевыми людьми. В период с 15 мая 1735 года по 15 мая 1737 года, в момент, когда Клывано-Воскресенские заводы повторно были отняты у Акинфия Демидова. В наши края приезжает вторая, большая экспедиция Государевых людей, для обозрения рудников и проверки наличия серебра в рудах Змеевых гор. Они производят шурфование и закладку шахт.
Говорить о Православии в Змеевых горах еще рано. По мнению известного алтайского историка Юрия Сергеевича Булыгина,

“мы не знаем достаточно достоверного свидетельства о возникновении на территории нашего края в ХVII веке каких-либо русских населенных пунктов”.

В 20-х годах ХVIII века началось заселение русскими людьми бассейнов рек Чарыша и Алея. Проникали сюда самовольные переселенцы, главным образом раскольники, и оседали в промысловых избушках, а то и в небольших деревеньках. Более основательное освоение этого района связано с возникновением на Алтае металлургических предприятий Акинфия Демидова.
Приказчики Акинфия Демидова и большая часть рабочих людей в Змеевых горах и на Колывано-Воскресенских заводах, это раскольники (староверы). Многие из них находились в розыске. В наших краях приказчиками Акинфия Демидова были известные раскольники (староверы).
С 1736 года по 1741 год, приказчик Родион Федорович Набатов. Легендарная фигура старообрядческого движения на Урале, один из идеологов протеста старообрядцев против официальных властей. В 1736 году Набатов подготовил поразительный по смелости идеи побег своего единоверца — схваченного властями старца Ефрема Сибиряка. После подготовки и самого побега, Родион Федорович в качестве приказчика Акинфия Демидова уехал на Колывано-Воскресенский завод.
С 1741 года по 1745 год, приказчик Григорий Сидоров. Последний приказчик демидовских заводов на Алтае. Длительное время работал на металлургических заводах Урала, принадлежащих Акинфию Демидову. Отличался хорошими знаниями горно-металлургического производства и организаторскими способностями. Сблизился с раскольниками и принял старообрядческую веру.
Во времена Акинфия Демидова Православие было не столь сильно на Колывано-Воскресенских заводах. Оно пришло на Алтай с передачей рудников Ее Величеству Елизавете Петровне, с Государевыми людьми.

1.2. ЧАСОВНЯ НА КРЕСТНОЙ ГОРЕ (1745 – 1757)

17 (30) мая 1744 года издан указ об отстранении приказчиков Акинфия Демидова от управления рудниками и заводами на Алтае и передаче их в распоряжение А. В. Беэра, руководителя комиссии, созданной «для чинения тамошним золотым, серебряным рудам действенных проб».
В феврале месяце 1745 года на рудник в Змеевых горах приезжает бригадир Андреас Бенедиктович Беэр с большой командой Государевых людей.
На плане 1745 года Змеиногорского (что ныне Крестной) серебряного рудника, мы видим возле демидовской крепости (крепосца), перед малым (комисским) разносом часовню.

Увеличенный фрагмент плана Змеиногорского рудника в июле 1745 года, с показом каменной часовни, малого (комисскаго) разноса и демидовской крепосца.

     На плане под литерой «Р» находится – «Часовня каменная Честного Креста Господня, почему та гора нов нарицаеца Крестная». Кто, в честь чего и когда установил эту часовню, материалов найти не удалось. Но знаем точно, что в 1744 году в описаниях Змеиногорского рудника приказчиком Григорием Сидоровым:

Построенная при Змеевском руднике крепость со всем строением в прошлом 1744 году в поденной работе в лесной возке и в строении и со всеми употребленными в этом припасы ценою стала во сто рублев. Григорий Сидоров.

и бригадиром Андреас Беэр:

А на том руднике построено было демидовым коштом не крепосца, но забрано забором в столбы и несколько поставлено было рогаток. А не только рва и надолбов, но и рогатками не все было обнесено. И для работных людей было построено три избушки, да над воротами была заведена малая каланча для стояния чесовому, только оная не достроена и не покрыта. А ззади заведен был малой анбарчик, и задняя стена была в том дворе не забрана

про часовню информации нет. Мы можем только предполагать, что часовню заложили люди бригадира в момент ревизии Колывано-Воскресенских заводов и закладки новых шахт малого (комисскаго) разноса.
В дальнейшем мы видим на планах и чертежах Змеиногорского
рудника и селения при нем эту каменную часовню в 1749 году.

Увеличенный фрагмент плана Змеиногорского рудника 12 ноября 1749 года, с показом каменной часовни, малого (комисскаго) разноса и демидовской крепосца.
I. Каменная Честного Животворящаго Креста Господня часовня и в 1753 году.

Увеличенный фрагмент плана Змеиногорского рудника 2 ноября 1753 года, с показом каменной часовни, малого (комисскаго) разноса и демидовской крепосца.

часовня. Часовня находилась возле малого (комисскаго) разноса, рядом с комисской шахтой, впоследствии на этом месте были технические постройки: контора, артиллерийский склад, производственные склады и конный двор. В наше время следов часовни не осталось.

1.3. ПОХОДНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ (1757 – ПРИБ. 1817)

До 1757 года, в Змеевых горах была каменная часовня «Честного Животворящего Креста Господня». Это хорошо видно на планах и чертежах Змеиногорского рудника 1745, 1749, 1753 годов.
7 декабря 1753 года, Колывано-Воскресенская заводская контора подает требование в Канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства о необходимости постройки при Змеевском руднике святой церкви, для исправления церковной службы. 5 мая 1754 года, выходит Промемория из Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства в Консисторию митрополита Тобольского и Сибирского о необходимости постройки церкви на Змеиногорском руднике.

… сего марта 4 дня по ея императорского величества указу в канцелярии Колывановоскресенского горного начальства определено: в оном Змеевском руднике для вышеизображенных резонов церковь во имя Преображения Господня в удобном месте на каменном фундаменте …

Но приказу было сбыться не скоро. 19 апреля 1754 года, Из Указа Кабинета в ответ на просьбу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства о строительстве церкви на Змеевском руднике.

… На преднаписанное посланное марта 5 дня 754 году в высочайший ея императорского величества Кабинет представление в повелении из оного высочайшего Кабинета апреля от 19: в Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства, полученном июля 11 числа 1754 года, в 3-м пункте написано:
     При руднике Змеевском настоящей церкви не строить, а ежели в том есть необходимая надобность, то требовать от епархиалного архиерея подвижного антимиса и ученого священника на прежде определенное жалование, а получа оное, устроить к тому пристойное место и церковную утварь из заводской суммы. …

В указе говорится, что для постройки церкви, сперва нужно решить организационные вопросы.

… И во исполнение того повеления, упомянутого ж июля 13 дня, в здешней Канцелярии определено при Змеевском руднике назначенную церковь строением оставить, а по объявленной в прежде присланном ис Колыванской заводской канторы доношении необходимой надобности по силе вышеупомянутого повеления на тот рудник требовать от Преосвященнаго Силвестра Митрополита Тоболского и Сибирского подвижной антимис и ученого священника. И когда оное получено будет, то устроить к тому пристойное место и церковною утварь удовольствовать из заводской суммы и священнику определить положенное по повелению ж из оного высочайшего ея императорскаго величества Кабинета от 17 числа 1753 года жалование.
     И о том отсюда в консисторию Силвестра Митрополита Тобольского и Сибирского промемория под № 1717 ив Колыванскую заводскую кантору указ под номером 1708 июля от 16 числа посланы. …

И только в 1754 году на казенные деньги была куплена походная церковь.
27 августа 1757 года, из рапорта берггешворена Василия Беэра в Канцелярию о доставлении походной церкви для Змеиногорского рудника.

… По 12-му против сообщенной при инструкции росписи и по другим отсюда повелениям, ис повеленных некоторых припасыв я будучи в Санкт Петербурге и Москве на данныя здесь ис казны денги купил, а других неболшое число в покупке не имеется, а чего сколько куплено и по каким ценам, и чего ж не куплено и зачем, оным под сим приложена роспись, и те покупные припасы все, и на Змеевской рудник походная церковь, сюда с собой привез которые при сем объявляю и прошу от меня принять…
     Вышеписанные покупные припасы и церковь, вез я на казенных телегах, для чего оных наперед в Санкт Петербурге от высочайшаго Кабинета, дано три, да после в пути оныя покупаны …

На планах Змеиногорского рудника и в описаниях начинает фигурировать походная церковь Преображения Господня.
1 января 1760 года, Опись имущества Змеиногорского и окрестных рудников.

… 1-е. Покой, в коем поставлена полотняная Преображения Господня походная церковь, срубленной из бревен, покрыт тесом, в длину 8, в ширину 4-ч сажен …

На плане 1772 года. Генеральной план Змеиногорскаго рудника казенному, фабричному, домовому и партикулярному строению, в каком положении оной ныне находится. Сочинен при том руднике месяца ноября дня 1772 года. Мы хорошо видим место нахождения походной церкви.

Увеличенный фрагмент плана Змеиногорского рудника в ноябре 1772 года, с показом места, где ранее стояла каменная часовня. И местом, где установили покои для походной церкви Преображения Господня. С обозначением современных улиц.
… 1-е. Покой, в котором поставлена походная Преображения господня церковь. …

На этой карте хорошо видно расположение современного города и старых объектов. Под цифрой 2 – новая контора, на ее месте и будет построен храм Преображения Господня в 1817 году, под цифрой 4 – подвал в котором хранится денежная казна. Под цифрой 13 – прежняя контора в которой ныне хранятся  казенные материалы.
Шло время, походная церковь не могла вместить в себя всех верующих, требовалось ее расширение. Построенная в 1757 году из пихтового леса церковь пришла в обветшалость. По одной версии из-за отсутствия фундамента, по другой из-за постройки из нестроевого леса, негодного для строительства.
30 декабря 1770 года, из доношения управляющего конторой Змеиногорского рудника И. Лейбе в Канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства о необходимости постройки новой деревянной церкви на Змеиногорском руднике.

… Имеющаяся при здешнем Змеиногорском руднике во имя преображения Господня старая церковь с подвижным антимисом, построенная в 1757-м году ис пихтового лесу, пришла в обветшалость, и как для постановления присланного иконостасу и отправления божественной службы, покои по тогдашнему малолюдству здешних служителей сделаны были непространные, то из многочисленной ныне здешней команды, в воскресные и праздничные дни, а особливо в случае бывающих торжеств, во оных вмещается не более третьей части, а прочие служители во время отправления службы стоят вне церкви …

1771 году, Змеиногорск посетил известный путешественник, ученый, академик Петр Симон Паллас. Он так же оставил воспоминания о Змеиногорской старой церкви, называя ее часовней, и упоминает о том, что положено построить каменную, кой сделан прекрасный план.

… положено здѣсь построить каменную церьковъ, коей здѣланъ прекрасной планъ. Между тѣмъ довольствуются худой часовней. …

Походная церковь Преображения Господня находилась рядом с местом постройки будущего каменного храма Преображения Господня, место современного Змеиногорского Дома Культуры. На месте современного мемориального комплекса, посвященного воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Просуществовала она с 1753 приблизительно до 1817 года. Мы предполагаем, что в этот период захоронений возле нее не было. Так как походная церковь стояла внутри крепости, центральная часть города. На плане 1772 года хорошо видно расположение будущих современных улиц: Барнаульская (ныне ул. Ленина), Колыванская (ныне ул. Карла-Маркса), Семеновская (ныне Щорса), современный Горный переулок, река Мортозиха протекающая по территории современного Змеиногорского городского музея. Найти списки церковнослужителей того времени не получилось. Нужно более глубокое изучение документов в архиве Алтайского края и доступ к церковным книгам того времени. Также посылать запросы в Томский и Омский архивы, в Томскую и Омскую Епархию.

1.4. КАМЕННЫЙ ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ (1817 – 1917)

31 мая 1773 года Указом из Кабинета Ее Императорского Величества приказано при Змеиногорском руднике вместо обветшалой деревянной церкви, для лучшей прочности и исключения будущих впредь перестроек, построить каменную церковь.
18 февраля 1774 года чертеж и план той церкви в указе Кабинета Ее Величества прислан Канцелярии Колывано-Воскресенскаго горного ведомства.
Все выше описанное изложено 28 мая 1785 года, в Предписании начальника заводов Бориса Ивановича Меллера конторе Колывано-Воскресенских рудников о необходимости продолжения строительства каменной церкви на Змеиногорском руднике.

… Вследствие чего в нынешную мою при Змеиногорском руднике бытность, помянутая каменная церковь, по исполнении церковного чиноположения, в присудствии моем заложена. …

Борис Иванович Меллер пишет, что в его присутствии была первая закладка каменной церкви, и был прислан план церкви. Впоследствии мы насчитаем несколько закладок храма.
Исходя из исторической работы «Архитектура города Змеиногорска второй половины XVIII – начала XX вв.» Степанской Тамары Михайловны – Хроника строительства церкви Преображения Господня.
В 1775 году, Присланы из Кабинета «чертеж и план» здания. В «доношении» от 15 декабря 1775 г. в Кабинет сообщалось, что

… к строению помянутой церкви … материалы и припасы уже заготовлены, а на стоящего знающего каменное дело архитектора при здешних заводах не имеется, да и через посланные отношения в сибирских городах Тобольском, Иркутском и Енисейском по публикам оного не отыскалось, а потому в то строение церкви вступить не можно … и не соизволит ли Кабинет приказать … отыскать в Санкт-Петербурге архитектора и прислать его…

1787 г. управляющий Кабинетом Петр Александрович Соймонов пишет из Санкт-Петербурга начальнику Колывано-Воскресенских заводов Г. Качке:

… Для построения при Змеиногорском руднике каменной церкви препровожается при сем сделанная здесь деревянная модель с отправленным ныне на Колыванские заводы сержантом Ларионом Зеленщековым; за сделание оной и за укупорку заплачено столярному мастеру Ивану Эрбергу по договоренной с ним цене из Колыванских сумм двести два рубли …

В 1787 г. была заложена каменная церковь «по опробованному сначала рисунку» и часть основания уже построена. Но посетивший Змеиногорский рудник Петр Александрович Соймонов нашел ее расположение «подле казенного строения в тесном месте и притом в косогоре, где обыкновенно по зимам бывают великие снега», непригодным и приказал остановить строительство. Он определил новое место для церкви

… в крепости близ находящегося для полагания Нежной казны подвала … место против доставленной модели из Кабинета Его и.в. обмеривано, и причитается к заложению весьма свободно, на открытом месте, по положению всего занимаемого селения и строения против прежнего по приличеству несравненно удобнее …

Что интересно, Борис Иванович Меллер пишет, что в бытность его, и в присутствии его, была заложена каменная церковь. Борис Иванович был начальником Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов с 1779 по 1784 год. О том, что он закладывал каменную церковь, он пишет в 1785 году. И вот, после него становится начальником Качка Гавриил Симонович с 1785 по 1798 год. Качка пишет, что каменная церковь заложена в его правление. Эти церкви не были построены. Было выбрано новое место для постройки. На месте современного Змеиногорского Дома Культуры. Место неудачной закладки каменной церкви мы можем увидеть на плане Змеиногорска 1785 года.

Увеличенный фрагмент плана Змеиногорского рудника в июле 1785 года, с показом места, где ранее стояла каменная часовня. И местом, где установили покои для походной церкви Преображения Господня. И местом, где была попытка постройки каменной церкви. С обозн
     На этом плане хорошо видно, где стоит «1-е. Покой, в котором поставлена походная Преображения Господня церковь.» и где строится дважды заложенная каменная церковь «А – каменная церковь коя уже начато строение», строительство которой было остановлено Петром Александровичем Соймоновым, и было найдено новое место, рядом с деревянной походной церковью Преображения Господня.
Есть еще интересный момент. Храм строится по Указу Кабинета Ее Величества, и работу проверял сам Петр Александрович Соймонов, с 1784 по 1779 годы руководил Экспедицией Кабинета Её Императорского Величества по Колывано-Воскресенским заводам и Горному училищу. Остановил работы и назначил новое место строительства. Змеиногорской каменной церкви Преображения Господня уделялось особое внимание. В процессе изучения постройки храма, мы видим, что дальше закладки дела нешли. Отсутствовал архитектор, каменщики, художники. Храм регулярно перезакладывают. Что-то регулярно мешало.
1795 год, указана новая дата закладки церкви в обозрении

Обозрѣніе Его Преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Макаріемъ, епископомъ Томскимъ и Семипалатинскимъ, церквей и школъ епархіи лѣтомъ 1894 года.
… Село Змѣиногорское (благ. № 26) въ нынѣшнемъ году переименовано въ окружный городъ Змѣиногорскъ. Здѣсь церковь каменная, однопрестольная, въ честь славнаго Преображенія Господня, она была заложена въ 1795 году, освящена въ 1817 году и въ 1857 году исправлена съ измѣненіемъ фасада. …

Эта дата соответствует времени, когда начальником Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов был Качка Гавриил Симонович. Третья закладка храма, повторная закладка при Гаврииле Симоновиче. Возможно так и было, после переноса места постройки. Можно было бы остановиться на этой дате, НО!!! В Змеиногорском городском музее сохранилась оригинальная мемориальная доска храма Преображения Господня в Змеиногорске.
1803 г. Составлен чертеж вновь располагаемой при Змеиногорском руднике каменной церкви; выполнен непрофессионально.
1805 г. В канцелярию Колывано-Воскресенских заводов из Змеиногорского рудника сообщили о том, что для строительства церкви по-прежнему нет архитектора.
1807 г. Заводскому архитектору А. И. Молчанову поручается составить дополнительную смету на «вызолочение» трех крестов и масло конопляное для покраски кровли, «крыша должна быть железной .,. кресты, куполы и луковицы оболочь латунью или белым железом».
1808 год «Сей храм заложен в царствования Императора Александра I, в начальствование заводами Господина Бригадира и кавалера Бера, управляющего рудниками подполковника и кавалера Айстова в 1808-ом году в мае месяце»

Доска о закладке Церкви Преображения Господня в селе Змеиногорское (Змеиногорск)
Оригинальная мемориальная доска. Точная дата закладки храма. Это четвертая дата закладки при третьем начальнике. Бер Карл Крестьянович начальник Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов, с 1806 по 1810 год. Он в 1800 г. был назначен управляющим Барнаульским сереброплавильным заводом, одновременно в 1806-1809 гг. замещал тяжело заболевшего, затем умершего (1807) В. С. Чулкова. Начальником заводов не был утвержден лишь из-за преклонного возраста и слабого здоровья. Аистов Степан Алексеевич, с 1801 по 1817 год, Управляющий Змеиногорским рудником и Змеиногорским краем.
1816 г. Стекла для Змеиногорской каменной церкви изготовлены по образцам в Барнаульском стеклянном заводе. Из донесения в канцелярию заводов от 2 октября 1816 г.: «… образа для иконостаса были изготовлены по плану, присланному из Кабинета …в 1774 г., за что и заплачено подрядчику Сумкину из казны 371 р. 49 коп. Оные образа имеются в хранении в Барнаульском заводе при церкви Соборной Петра и Павла», в руднике «искусных людей во всей команде нет» и просят прислать мастеров резных дел для устройства иконостаса.
1817 г. Строительство церкви завершено. Храм Освящен.
1835 год. На плане Змеиногорского Завода, Рудника и состоящего при них селения.

Фрагмент карты 1835 года, с местом установки памятника на месте престола походной церкви и храма Преображения Господня на месте современного Дома Культуры
     На месте современного Дома Культуры нарисован и значится под литерой «А» «Каменная церковь Преображения Господня», под № 12 «Памятник выкладной из камня на месте Престола преждь бывшей деревянной Церкви обнесенный деревянною решеткою на каменном цоколе». Этот памятник стоял на месте современного Мемориального комплекса, посвященный воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Между «Вечным огнем» и «Орденом Победы», ближе к Дому Культуре.
1846 г. В описи заводских строений о церкви сказано: «Каменная, теплая, с таковой же колокольней, обнесена деревянной оградой». Таким образом, можно отметить следующие особенности алтайского культурного зодчества, проявившиеся при строительстве церкви в Змеиногорске: кирпичной церкви предшествовала деревянная; модель и проект здания присылался из Кабинета Е.И.Б.; строительство велось медленно без архитекторского надзора; большое значение придавалось выбору места.
Изучив планы Змеиногорска 1835, 1870, 1888, 1898 годов.

Фрагменты карт 1835, 1870, 1888 и 1898 года. Храм Преображения Господня на своем месте, на месте современного Дома Культуры.

     Храм занял свое место не только на плане, но и в истории Змеиногорска. Мы знаем точное время закладки храма, 1808 год май месяц. Мы знаем время постройки и его освящения 1817 год. Мы выявили начальную точку возможных захоронений возле храма.

1.5. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И УНИЧТОЖЕНИЕ ХРАМА (1917 – 1938)

Это самый сложный и трагичный период нашей истории. Гражданская война на Алтае (1917 – 1922). После революции 1917 года, в города и села России стала приходить Советская Власть. Так было и в Змеиногорске. Часть людей поддержала Советскую Власть, часть выступила против нее. В Змеиногорске, в основном против Советской Власти выступило купечество. На их стороне был предпоследний протоиерей храма Преображения Господня Дягилев Николай Петрович.

… В первой половине сентября 1918 года в город прибыли каратели полковника Полякова. Тюрьма быстро наполнилась арестованными членами Совдепа и революционно настроенными жителями города и окрестных сел. Расправой с арестованными руководил офицер Степанищев. Ему оказывал помощь протоиерей Змеиногорского собора Дягилев. Позднее в архивах нашли список «смутьянов», написанный рукой Дягилева. Он же подписал и приказы о казни партизан. …

Мы не будем разбирать моральную и этическую сторону этих событий, это очень сложный и деликатный вопрос. Эти события показывают, почему Николай Петрович покинул Змеиногорск с отступающими силами Колчаковцев. И почему новая Власть была негативно настроена против него.
Змеиногорск был освобожден головным отрядом «Рота спасения революции» 2-го Славгородского полка, которым командовал Федор Яковлевич Глазков. Это произошло 5 декабря 1919 года. Позднее в город вошли все силы полка. Сохранились воспоминания тех событий самого командира. Сохранилась фотография роты возле Храма Преображения Господня сделанная 6 декабря 1919 года

Партизанский отряд у здании церкви после изгнания колчаковцев
     На фотографии видно, что фасад храма второй раз переделан по образцу 1817 года, который был изменен в 1857 году.
По воспоминаниям члена главного военно-революционного штаба партизанской армии Глазкова Фёдора Яковлевича: «Партизанские отряды перехватили белогвардейцев, под командованием полковника Арфенова, на реке Уба, недалеко от села Шемонаиха, отрезали им путь отступления. Белогвардейцы открыли огонь, хотели прорваться.
     Начался бой: в этом бою было много убито, ранено, взято в плен белогвардейцев.
     Из пленных много было колчаковских добровольцев, мобилизованных учителей (в апреле 1919 года была объявлена мобилизация интеллигенции. Свыше 100 учителей должны были поступить на военную службу), колчаковской милиции, уланы, попы … В числе пленных было 28 офицеров, в том числе адъютант Арфенова, поручик Морозов П.А., купец села Белоглазова. Офицеров 17 человек отправили в Усть-Каменогорскую тюрьму, а 11 человек в Змеиногорскую тюрьму.
     Убитых было 600 человек. Всех спустили, как я слышал, в проруби реки Уба, так как земля была мерзлая и партизаны отказались копать яму. Одного из активных колчаковцев Дягилева привезли в Змеиногорск.».
Дальнейшая судьба Дягилева Николая Петровича нам неизвестна.
В Советское время религия предалась забвению. В храме Преображения Господня на потолке провис огромный кусок штукатурки. Который в любой момент мог обвалиться и придавить прихожан. Поэтому службы проводились в рядом стоящей сторожке храма до 1938 года.
Говорить о полном искоренении церкви Советской Властью нельзя. Было несколько этапов:
– с 1919 года новая Власть открыто провозгласила в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков»;
– 27 апреля 1923 года была опубликована инструкция наркоматов юстиции и внутренних дел, датированная 15 апреля того же года, «О порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых»;
– в период с 1923 до 1929 года политика государства претерпела некоторое смягчение в отношении религии;
– в начале 1929 года был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию;
– в конце 1920-х — 1930-е годы был закрыт ряд культовых зданий, было изъято множество религиозных предметов. Часть этих предметов была из драгоценных металлов. Многие предметы поступили в музеи, где и сохранились. Часть предметов осталась в руках населения, которое пыталось сдать культовые предметы из драгоценных металлов в Торгсин. Историк Елена Осокина отмечает, что Торгсин не имел права принимать церковные ценности, так как они по закону считались собственностью государства и подлежали конфискации (впрочем, Осокина приводит примеры, когда этот запрет нарушался работниками Торгсина, которые принимали за деньги церковные ценности).
Это коснулось и нашего храма Преображения Господня. В Змеиногорском городском музее, в научно вспомогательном фонде сохранились несколько интересных документов и воспоминаний очевидцев тех событий:
– список конфискованных серебряных предметов из храма Преображения Господня;
– постановление заседания церковного совета Змеиногорского храма от 11 марта 1935 года, о регистрации определения протоиерея Афанасия Шевелкова к храму Преображения Господня;
– заключение собрания представителей Власти и церковнослужителей храма, на снос храма, в котором Городская Власть предлагает служителям церкви отремонтировать храм за свой счет, чтобы он не пустовал в центре города. На что настоятель сказал, что у него нет денег, так как верующих стало мало и пожертвований нет. В итоге было принято решение, храм разобрать на кирпичи и из них построить школу №5. Кладка была очень крепкой и простой разборке не поддалась. Тогда было принято решение взорвать храм. Возможно, в этот период была утрачена наземная часть захоронений в церковной ограде восточной части храма;
– сохранились воспоминание людей о самом подрыве храма, о людях, которые принимали в этом участие, о том, что колокол был унесен местным жителем. Дальнейшая судьба колокола неизвестна.
Проанализировав и систематизировав все доступные нам документы XVIII – начала XX веков. Мы можем точно назвать интересующие нас временные рамки захоронения священно и церковнослужителей в ограде храма. Это с 1817 по 1938 год.
Часть II – Усыпальница священно и церковнослужителей Змеиногорского Храма Преображения Господня

Мы продолжаем публиковать индивидуальный исследовательский проект по истории ученика МБОУ “Барановской общеобразовательной школы” Обыденнова Дмитрия Сергеевича.
В этой части Дмитрий Сергеевич проделал огромную работу. Она мене красочная, но более трудоемкая. Дмитрий Сергеевич изучил более 1000 книг, журналов XVIII начало XX веков с целью выявления всех священно и церковнослужителей Змеиногорского храма. Систематизации их данных, составления биографических карточек, выявления возможных захороненных в ограде храма. Было выявлено 59 клириков храма: 4 протоиерея, 28 священников, 9 диаконов, 3 дьячка, 1 пономарь, 14 псаломщиков. На данный момент еще четверо находятся в стадии исследования. Было найдено восемь священнослужителей, которые скончались в Змеиногорске. Троя из них прослужили в храме более 20 лет, 2 протоиерея и один священник, который был назначен на должность заместителя настоятеля храма. Вполне вероятно, что эти троя священнослужителей и были захоронены в склепе.
Дмитрий Сергеевич продолжает собирать материалы, слать запросы, исследовать данную тему. Для публикации биографических карточек клириков, сейчас создаем сайт по истории градо-Змеиногорского Спасо-Преображенского собора. По всем найденным клирикам продолжается сбор дополнительной информации.

градо-Змеиногорский Спасо-Преображенский собор, фрагмент фотографии начала XX века.

ГЛАВА II. СВЯЩЕННО И ЦЕРКОВНО СЛУЖИТЕЛИ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Это самый трудоемкий и сложный этап в исследовательской работе. В нем проведена большая обработка текстовых документов на обнаружение священно и церковнослужителей проходящих службу в Змеиногорском храме Преображения Господня в интересующие нас временные рамки. Сохранение и популяризация их имен в истории Змеиногорска. Отслеживание все их переводов службы с места на место. Определения кто из них скончался в Змеиногорске и мог бы быть погребенным возле самого храма. Составления карточек служителей храма, которые отражены в дополнительном приложении Персоналии. (комментарий Змеиногорского Кунстштата – приложение Персоналии очень большое, планируем его разместить на сайте)

2.1. ПРОТОИЕРЕИ

Изучив доступные материалы в период позднее 1851 года по 1928 год, было выявлено четыре протоиерея, настоятеля храма Преображения Господня. На более ранний период не было доступа к историческим материалам.
Первым известным нам настоятелем храма был протоиерей Корольков Петр Андреевич. С 1851 года, 39 лет он возглавлял и служил в Змеиногорской церкви до 1890 года. 15 июня 1890 года, по преклонности лет, Петра Андреевича не стало. «… — 15 іюня протоіерей Змѣиногорской Преображенской церкви Петръ Корольковъ. …». Петр Андреевич посвятил всю свою жизнь служению Богу, Змеиногорскому Благочинию, храму Преображения Господня, людям. Имеет множество Церковных и Государственных наград. Он мог быть первым захороненным в ограде храма.
После смерти Короколькова Петра Андреевича, настоятелем храма становится протоиерей Дягилев Петр Александрович. 7 июля 1890 года Петр Александрович назначается Благочинным Змеиногорского округа. 25 лет Петр Александрович посвящал себя Змеиногорскому Благочинию, храму и народу. Непосредственно участвовал в жизни города. С 13 марта 1895 года председатель Змеиногорского отделения Епархиального Учительского Совета и уездный наблюдатель. Заботился о воспитанниках Змеиногорской Церковной школы. Имеет множество Церковных и Государственных наград. 8 апреля 1912 года, по болезни, не стало Петра Александровича. «…8 апрѣля с. г. скончался протоіерей Змѣиногорскаго Преображенского Собора Петръ Дягилевъ. …» Петр Александрович так же, возможно, был захоронен в ограде храма.
Сохранился некролог посвященный Петру Александровичу, написанный в Томских Епархиальных ведомостях:

… Но всему есть конецъ: насталъ конецъ и его жизни: сердце его отъ многихъ заботъ и волненій износилось, сипы оставили, и вотъ 8 апрѣля пастырь-труженникъ, съ чтеніемъ псалмовъ и молитвъ, предалъ духъ свой въ руцѣ Господа Чинъ погребенія былъ совершенъ 12 апрѣля духовенствомъ благочинія, о благѣ котораго покойный о. Протоіерей неусыпно заботился 25 лѣтъ. При погребеніи присутствовало множество почитателей о. Протоіерея какъ интелегентнаго класса, такъ и изъ простого народа. …

Это два из известных нам Змеиногорских протоирея, которые отдали храму, служению Богу и людям много лет. Оба умерли в Змеиногорске. С большей вероятностью они и были погребены в склепе Змеиногорского храма Преображения Господня.
Следующим настоятелем и протоиереем становится сын Петра Александровича, протоиерей Дягилев Николай Петрович. Он продолжил традиции своего отца. Трагические события Гражданской Войны на Алтае (1917 – 1922) негативно отразились на жизни Николая Петровича. Он активно выступил на стороне белогвардейцев Колчаковской армии и купцов города, против Советской Власти. Он боролся против активистов революционного движения в Змеиногорске. С приходом новой Власти, Николаю Петровичу пришлось отступить с силами белых. Которые были разбиты красными партизанами в 1919 году. Николай Петрович был доставлен в Змеиногорск, для суда над ним. После этого отследить его судьбу не получилось. Дягилев Николай Петрович однозначно не был захоронен в склепе храма.
С 1919 до 1935 года дошла обрывистая информация. Скорее всего, в это время никаких захоронений возле храма не было.
Последним настоятелем храма становится четвертый известный нам протоиерей Шевелков Афанасий Миркианович. 28 марта 1935 года, его назначают настоятелем храма. 16 октября 1937 года его арестовывают и 10 января 1938 года расстреливают. После чего, его захоронили на кладбище в городе Барнаул. Трагический год для Афанасия Миркиановича становится последним годом для Змеиногорского храма Преображения Господня.
Из известных нам протоиереев храма Преображения Господня, только двое умерли в Змеиногорске. Возможно, при вскрытии склепа были обнаружены их останки. Был отправлен запрос в Государственный Архив Алтайского Края для уточнения места захоронения Королькова Петра Андреевича и Дягилева Петра Александровича.

2.2. СВЯЩЕННИКИ

Это самый большой раздел в Приложении Персоналии. Изучив доступные документы с 1880 года по 1919 год. Составив список священно и церковнослужителей. Систематизировав их поименно и годам службы, было выделено 28-емь священников храма. Все они в разное время проходили службу в Змеиногорском храме Преображения Господня. Начинали с разных чинов и должностей, некоторые пришли в храм уже священниками, некоторые впоследствии были рукоположены в сан. Вот список двадцати восьми священнослужителей Змеиногорского храма по годам их службы:

  1. Оловянников Петр (ок.1795 – ок.1811),
  2. Одинцев (Одинцов) Никита (1813),
  3. Коченгин Флегонт Афинодорович (1851 – 1882(?)),
  4. Коченгин Фортунат Афинодорович (1860 – 1884),
  5. Коченгин Афинодор Степанович (1860-е),
  6. Попов Иоанн (1884 – 1892),
  7. Лебедев Александр Иродионович (не позднее 1886 – 1899),
  8. Поспелов Георгий Кондратович (1891 – 1895),
  9. Попов Вячеслав Степанович (1893),
  10. Протасов Порфирий Иванович (1893 – 1903),
  11. Веселов Порфирий (1895 – 1897),
  12. Невский Михаил (1905),
  13. Попов Стефан Стефонович (с 1906 – не позднее 1915),
  14. Владимиров Александр Петрович (1907),
  15. Николаев Николай Иванович (1907 – ок.1914),
  16. Геронов Александр (1908),
  17. Оттыгашев Петр (1909),
  18. Павский Михаил Георгиевич (1909 – 1911),
  19. Лебедев Александр Семенович (1911 – 1914),
  20. Асписов Василий Платонович (с 1912 по 1914),
  21. Дмитриев Виталий Николаевич (1912 – 1917),
  22. Вячеславов Николай (1914 – ок.1917),
  23. Панов Петр Лукианович (1914 -1915),
  24. Давыдов Николай (1915),
  25. Сутормин Симеон (1915),
  26. Бадаев Иоанн (1918),
  27. Демидов Павел (1918),
  28. Герасимов Михаил Николаевич (кон.1920-х – 1928).

Путем исключения из составленного списка, соответствия их перевода с места на место. Изучения истории каждого священника. Поиска их даты и места смерти. Было обнаружено шесть священнослужителей, которые скончались в Змеиногорске в сане священника и могли быть похоронены возле храма или на кладбище города.
Асписов Василий Платонович, прослужил в храме около 2-х лет, скончался 9 февраля 1914 года.
Коченгин Фортунат Афинодорович, прослужил в храме около 24-х лет, скончался 17 апреля 1884 года.
Невский Михаил, прослужил в храме около года, скончался 15 мая 1905 года.
Лебедев Александр Семенович, прослужил в храме около 3-х лет, скончался 1 февраля 1914 года.
Попов Вячеслав Степанович, прослужил в храме около года, скончался 30 марта 1893 года.
Протасов Порфирий Иванович, прослужил в храме около 10-ти лет, скончался 30 января 1903 года.
В этом списке выделяются два священнослужителя, которые отдали Змеиногорскому храму больше 10-ти лет. Коченгин Фортунат Афинодорович (24 года) и Протасов Порфирий Иванович (10 лет). С высокой вероятностью их останки могли быть обнаружены совместно с двумя протоиреями. Был отправлен запрос на всех шестерых священнослужителей в Государственный Архив Алтайского Края, с просьбой проверки, что значится в метрических книгах в месте захоронения.

2.3. ДИАКОНЫ

Изучив доступные исторические документы с 1880 года по 1919 год. Было выявлено 9-ть священнослужителей в сане диаяконов. Так же была проведена камеральная обработка документов и систематизация данных. Для отслеживания перемещения с места на место, время рукоположения в сан диакона. Некоторые пришли в храм уже священнослужителями, некоторые были церковнослужителями и получили сан в Змеиногорском храме. Определение времени и места смерти. Вот список 9-ти священнослужителей в сане диаконов, проходящих службу в Змеиногорском храме с годами службы:

  1. Никольский Евгений Порфирьевич (1898 – 1899),
  2. Репьев Иван (Иоанн) Алексеевич (1901),
  3. Ильинский Николай (1903 – 1907),
  4. Иеронов Александр (1908),
  5. Красильников Владимир (1909-1910),
  6. Гусев Павел Георгиевич (1910 – 1911),
  7. Бутович Константин (1914),
  8. Бармин Андрей (1917),
  9. Спасский Михаил Гаврилович (?)

По доступной информации, ни один из выше перечисленных людей в Змеиногорске не умер, и не могут быть захороненными в ограде храма. Все они прослужили короткий срок при храме и были переведены в другие церкви для службы.
Сложность изучения заключается в малом количестве исторической информации и временных пробелах.

2.4. ДЬЯЧКИ

Из исторических документов с 1880 года по 1919 год, смогли выделить следующих служителей Змеиногорского храма Преображения Господня:

  1. Овчинкин Павел Петрович (1819 – 1851),
  2. Доброумов Лев Федосеевич (?),
  3. Палев Иван Михайлович (?).

По имеющейся информации ни один из списка не умер в Змеиногорске. В этом списке много пробелов и неизвестных данных. Говорить о точности информации очень сложно. Нужно глубокое изучение каждого с возможностью определения точной даты и места смерти.

2.5. ПОНОМАРИ

В этом разделе за период изучение с 1880 по 1919 года, смогли обнаружить только одного церковнослужителя.
Алексеев Гавриил Алексеевич (?)
Требуется дополнительное изучение жизни Гавриила Алексеевича.

2.6. ПСАЛОМЩИКИ

В документах с 1880 по 1919 год смогли выделить 14-ть псаломщиков. Данные церковнослужители имеют более полную информацию об их службе в Змеиногорском храме Преображения Господня. Есть информация об их переводах с нашего храма. Можем сделать выводы, что псаломщики не были похоронены в ограде нашего храма.

  1. Пантелеев Афиноген Афиногенович (1845),
  2. Добросердов Иван (1883 – 1886),
  3. Пенский Василий (1883),
  4. Пенский Михаил Тимофеевич (1883),
  5. Лебедев Александр Иродионович (1886 – 1905),
  6. Соколов Павел (1891),
  7. Анохин Павел Филиппович (1895 – не позднее 1906),
  8. Мальцев Савелий (1901),
  9. Алексеев Елисей (1911 – 1912),
  10. Костарев Петр (1911),
  11. Введенский Порфирий Александрович (1913 – 1915),
  12. Иконников Алексей (1917),
  13. Попов Яков (1918),
  14. Чернецкий Георгий (1915).

В итоге обнаружили 59 священно и церковнослужителей, которые проходили службу в Змеиногорском храме Преображения Господня: 4 – Протоиерея, 28 – Священников, 9 – Диаконов, 3 –Дьячка, 1 – Пономарь, 14 – Псаломщиков.
Из них восемь скончалось в Змеиногорске: 2 – Протоиерея, 6 – Священников.

2.8 СКОНЧАВШИЕСЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ В ЗМЕИНОГОРСКЕ

Коченгин Фортунат Афинодорович — 17 апреля 1884 года «…Умершіе: … помощникъ настоятеля Змѣиногорской ц., свящ. Фортунатъ Коченгинъ (17 апрѣля); …»
Корольков Петр Андреевич — 15 июня 1890 года «…— 15 іюня протоіерей Змѣиногорской Преображенской церкви Петръ Корольковъ…»
Попов Вячеслав Степанович — 30 марта 1893 года «... * Змѣиногорскаго рудника священникъ Вячеславъ Поповъ скончался—30 марта. …»
Дягилев Петр Александрович — 8 апреля 1912 года «… 8 апрѣля с. г. скончался протоіерей Змѣиногорскаго Преображенскаго Собора Петръ Дягилевъ. …»
Протасов Порфирий Иванович — 30 января 1903 года «… Священникъ Змѣиногорскаго Спасо-Преображенскаго Собора Пореирій Протасовъ скончался 30 января с. г …»
Невский Михаил — 15 мая 1905 года «… 2-й священникъ Змѣиногорскаго Спасо-Преображенскаго собора Михаилъ Невскій волею Божіею 15 мая настоящаго года умеръ. …»
Лебедев Александр Семенович — 1 февраля 1914 года «… Волею Божіею, скончались: Священникъ, состоявший на діаконской вакансіи при Змѣиногорскомъ Преображенскомъ соборѣ Александръ Лебедевъ, 1 февраля с. г. …»
Асписов Василий Платонович — 9 февраля 1914 года «… Волею Божіею, скончались: Второй священникъ Змѣиногорскаго Спасо-Преображеискаго собора Василій Асписовъ, 9 фев. с. г. …»
Сложность этого этапа заключается в том, что доступ к материалам был получен не за весь период исследования. Возможны пробелы, нет информации с 1817 по 1880 год. Нужно более глубокое исследование с помощью Российской Православной Церкви и Архивов страны. Полный доступ за весь период к историческим документам храма Преображения Господня. Мы обязаны восстановить и сохранить все имена священно и церковнослужителей храма. Не зная своего прошлого, нового не построишь. Это наша память, и память к истории церкви священна.
По данным восьми священнослужителям был отправлен запрос в Государственный Архив Алтайского Края. С целью определения и уточнения, что написано в метрической церковной книге храма Преображения Господня, в третьем разделе, где похоронен тот или иной человек. Кладбище или церковная ограда. Это позволит более точно сказать, кто покоился в склепе.

     Образец приложения Персоналии. Три карточки из 59 на более вероятных священнослужителей захороненных в ограде Змеиногорского храме:
Корольков Петр Андреевич (ок.1820 – 15.06.1890)

На службе в Змеиногорском храме 39 лет.
Образование:
Калужская духовная семинария, окончил со званием студента
Рукоположение / Постриг / Возведение в сан
1842 год — рукоположен во священника
1878 год — рукоположен в сан протоиерея
Места служения / Должности
Не позднее 1851 года по 15.06.1890 год. Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Бийский округ, с. Змеиногорское, Преображенская церковь, протоиерей. 24.10.1886 уволен от должности благочинного церквей 26-го округа, согласно прошению, по преклонности лет.
Награды:
Право ношения набедренника, право ношения скуфьи, право ношения камилавки, наперсный крест в память войны 1853–1856 гг., право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»), орден св. Анны 3-й степени, орден св. Анны 2-й степени (20 апреля 1880 года), орден св. Владимира 4-й степени, награжден за службу по епархиальному ведомству (13.04.1886).
Другие сведения:
“О. протоиереем Петром Корольковым пожертвована в крестовую, при Томском архиерейском доме, церковь облигация восточного займа 1877 года за № 158262, в сто (100) рублей, за вечное поминовение души усопшей рабы Божией Марии, супруги его, с тем, чтобы капитал хранился вечно, а % с него пользовались служащие при крестовой церкви”.

Дягилев Петр Александрович (1848 – 08.04.1912)

На службе в Змеиногорском храме 25 лет.
Образование:
Томская Духовная Семинария, окончил курс по 2 разряду.
Рукоположение / Постриг / Возведение в сан
01.09.1868 — рукоположен во священника.
27.10.1886 — назначен благочинным.
1900 — возведен в сан протоиерей.
Места служения / Должности
07.07.1890 — благочиние 26 окр. Змеиногорский собор, священник
13.03.1895 — председатель Змеиногорского отделения епарх. Учительского Совета и уездный наблюдатель.
01.04.1912 — уволен с занимаемого места, согласно прошению, по болезни, за штат.
Награды:
Набедренник, скуфья, камилавка (1891), библию, золотой наперсный крест от Святого Синода (23.03[12.04].1895), орден Св. Анны 3 степени (1900), орден Св. Анны 2 степени (06.05.1907).

Коченгин Фортунат Афинодорович (1821 или 1822 – 17.04.1884)

На службе в Змеиногорском храме 24 года.
Образование:
Тобольскую духовную семинарию, обучался.
Места служения / Должности
1860 – 1880-е года. Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Бийский уезд, с. Змеиногорское, Преображенская церковь, священник
до 1884 года. Змеиногорская церковь, помощник настоятеля.

Часть III – Усыпальница священно и церковнослужителей Змеиногорского Храма Преображения Господня

В этой части Дмитрий Сергеевич попытался восстановить описание вскрытия склепа, найти место расположения надгробных сооружений, понять, как происходило захоронение возле церквей и храмов в XVIII – начало XX веков, чем это регулировалось.
Дмитрий Сергеевич продолжает исследовать данную тему, разосланы запросы в различные инстанции, которые могут пролить свет на данную историю.
Тема исследования Дмитрия Сергеевича очень актуальна и интересна. В свою очередь, мы попробуем ему помочь довести ее до логического конца. Изучая проделанную работу мы увидели совершенно разные истории про одно и тоже событие. Из семи опрошенных, у троих описание полностью совпало, у четверых рассказ в корне отличается от всех семи. Так рождаются слухи и легенды, которые мешают исследованию. В данный момент, мы разыскиваем документальные свидетельства вскрытие слепа в 1979 году. Надеемся на помощь Государственного Архива Алтайского Края, в поиске информации в метрических книгах нашего храма.
Работа Дмитрия Сергеевича задала направление на этот год. Мы постараемся начать создавать сайт про историю градо-Змеиногорского Спасо-Преображенского собора, его клириков, их участия в жизни Змеиногорска, попытки создания самого Некрополя Змеиногорска.

План и фасад Преображенской церкви в Змеиногорском руднике (Архитектура Алтая, стр.119)

ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ ЗАХОРОНЕНИЙ ВОЗЛЕ ХРАМА И НАГОРНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА

В октябре 1723 года император Петр I издает указ, запрещающий захоронение внутри города всех лиц, кроме “знатных персон”. Но указ почти не выполнялся.
Можно сказать, что русское законодательство о кладбищах стало действовать со времени Екатерины II. Изложено оно было во врачебном уставе. Погребения при церквах запрещались и допускались лишь в виде исключения для некоторых старинных монастырей, находящихся в черте города. А в конце XIX – начале XX веков это дозволялось лишь в виде исключения, с разрешения архиерея, для храмосдателей и других лиц, оказавших церкви особые услуги.
По русскому законодательству кладбища должны были устраиваться в городах на расстоянии не менее 100 саженей (213 метров) от последнего жилья, а в селениях – на расстоянии полуверсты (250 саженей).
Места для кладбищ должны были отводиться на “выгонной земле в местах удобных”, на возвышенном месте и безопасном от воды, огорожены оградою или земляным валом, причѐм земляные валы должны были окопаны рвами “как можно глубже и шире”.

3.1. ПРАВИЛА ЗАХОРОНЕНИЯ В ЦЕРКОВНОЙ ОГРАДЕ

Исторически так сложилось, что возле храма хоронили священнослужителей. Были случаи захоронения родственников священников и прочих лиц. Был поставлен вопрос, чем это регулировалось в XIX веке.

… * Касательно погребенія въ оградахъ церквей существуютъ слѣд. правила: при церквахъ, внутри городовъ находящихся, погребать умершихъ не дозволяется (Уст. Врач., ст. 712); при церквахъ, находящихся въ селеніяхъ, но не въ самыхъ церквахъ, дозволяется погребать тѣла мѣстныхъ протоіереевъ и священниковъ, честно и безпорочно проходившихъ свое служеніе и христіански скончавшихся (цирк. указъ Св. Синода, отъ 12 апрѣля 1833 г.). Что касается до прочихъ лицъ, то погребеніе оныхъ при церквахъ въ селеніяхъ допускать,— говорится въ томъ же циркулярѣ,- сколько можно рѣже и не иначе, какъ по особому разрѣшенію архіерея и по самымъ уважительнымъ причинамъ, какъ то: «въ благодарность создавшему храмъ своимъ иждивеніемъ или держаніе причта и притомъ имѣвшему – кончину непостыдную (сравн. опред. Св. Синода, отъ —22 сент. 1882 года за № 1690; і обезпечившему сожитіе благозаконное и . 25 авг. «Ц. Вѣсг.» № 42). …

***

… Усмотрѣвъ изъ дѣлопроизводства епархіальнаго управленія. что въ нѣкоторыхъ селеніяхъ епархіи установился обычай погребенія умершихъ въ оградахъ мѣстныхъ приходскихъ церквей, безъ испрошенія на то требуемаго закономъ разрѣшенія гражданскаго и епархіальнаго начальствъ. Оренбургская Духовная Консисторія въ устраненіе подобныхъ незаконныхъ Дѣйствій, со стороны принтовъ, напоминаетъ духовенству епархіи, состоявшееся 6-го іюня—1-го августа 1905 года опредѣленіе Святѣйшаго Синода, за № 3368 (Церк. Вѣд. 1905 года л- 33, стр. 396-398), коимъ разьяспено, что разрѣшеніе на погребеніе въ оградахъ церквей дается примѣнительно къ закону 8-го декабря 1903 года, мѣстною губернскою властью, каковое разрѣшеніе, какъ касающееся лишь санитарной стороны дѣла, не исключаетъ необходимости согласія на погребеніе въ церковной оградѣ и со стороны духовнаго начальства, въ вѣдѣніи коего состоятъ церкви съ ихъ оградами и кладбищами; а по сему на каждый случай погребенія въ церковной оградѣ, какъ мірянъ, такъ и священно-церковно-служителей надлежитъ обязательно искрашивать разрѣшеніе мѣстной гражданской власти и Епархіальнаго Начальства.…

Согласно разъяснениям, захоронения внутри города ограничивались санитарными мерами, за которое отвечало руководство города, и церковными правилами, требовалось разрешение Епархиального начальства. Иногда эти правила нарушались. Возле храма Преображения Господня могли быть захоронены: а) протоиереи, священники и дьяконы – которые прослужили большой срок в Змеиногорском храме и умерли при нем, б) возможно члены их семей, в) люди, которые внесли огромный вклад в развитие храма и самой паствы. В Указе Священного Синода от 12 апреля 1833 года говорится, лиц из пункта б) и в), хоронить как можно реже. Захоронения в XIX веке внутри храма не делались, только в очень исключительных случаях.
Комментарий Змеиногорского Кунстштата:

     Хотелось бы добавить, храм строился с восточной стороны походной церкви, значит возле старой походной церкви с восточной стороны не могло быть старого кладбища. Рядом в непосредственной близости находились Государственные строения, также огороды государственных служащих и огороды лазарета, которые находились ниже храмовой территории. В непосредственной близости под землей находилась казна, дом управляющего. Храм строился на Государственные деньги, священнослужители были на обеспечении Горного ведомства, территория храма находилась на имении Царского двора.  Достойнейшие люди Змеиногорска были похоронены на городском кладбище. Княжны бригадира Ратеева также не были удостоены чести быть похороненными в церковной ограде. Все это показывает, что возле храма не было старых захоронений. В ограде храма могли начать хоронить с момента его постройки и тогда уже действовал Врачебный устав. С большей вероятностью, на территории собора могли быть захоронены только священнослужители. Более точную информацию можно дать, только собрав все метрические книги храма, проанализировав их, сопоставив места захоронений. Также нужна помощь Русской Православной Церкви, в поиске внутренних распоряжений по Змеиногорскому храму.

3.2. АНАЛИЗ ФОТОГРАФИЙ И ПЛАНОВ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Ознакомившись со многими церковными захоронениями в России, нас заинтересовала восточная стена храма, стена, которая находилась за Алтарем. Основное место захоронения священнослужителей, почти под самой восточной стеной храма.
Собрав все доступные снимки и планы Змеиногорского храма Преображения Господня для анализа территории. Только на двух снимках до 1857 и около 1914 года, хорошо видно восточную территорию храма.
Первая фотография (ок.1850 – 1857) – фотография из альбома фотографий “Амур, Восточная и Западная Сибирь и Урал”, том IV “Западная Сибирь”. Санкт-Петербург, издательство Карла Риккера, 1870., фото 248, 249. Церковь и дом управляющего в Змеиногорске.

Фрагмент фотографии из альбома фотографий “Амур, Восточная и Западная Сибирь и Урал”, том IV “Западная Сибирь”. Санкт-Петербург, издательство Карла Риккера, 1870., фото 248
     Можно сказать, что большинство фотографий пятитомника “Амур, Восточная и Западная Сибирь и Урал”, и в частности фотографии Змеиногороска, были созданы в 1860-е гг. Но поскольку в издании есть отпечатки на соленой бумаге и авторы большинства из 371 фотографии на сегодняшний день остаются неизвестными, то нельзя исключать, что некоторые фотографии были сделаны в конце 1850-х годов.
Есть еще один момент. Согласно описанию храма в

Обозрѣніе Его Преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Макаріемъ, епископомъ Томскимъ и Семипалатинскимъ, церквей и школъ епархіи лѣтомъ 1894 года. …
…Здѣсь церковь каменная, однопрестольная, въ честь славнаго Преображенія Господня, она была заложена въ 1795 году, освящена въ 1817 году и въ 1857 году исправлена съ измѣненіемъ фасада. …

Увеличенный фрагмент восточной стороны храма средина XIX века
     Мы можем сказать, что эта фотография сделана до 1857 года. Фасад у храма еще ажурный, сам храм не отштукатурен. Хорошо видна внутри оградная территория храма. Возле восточной стены храма не видно никаких захоронений. Воображение рисует в дальнем левом углу пару могилок. Но это нельзя сказать точно, так как при увеличении фотографии теряется качество. Картинка рассыпается на пиксели. А выдаваемое желаемое за действительное, может быть обманом зрения. На второй фотографии на месте воображаемых могилок ничего нет.
Вторая фотография (после 1875 начало XX века) – фотография из цифровых фондов Змеиногорского музея. Точную дату определить невозможно. Фасад имеет уже другую форму, храм полностью отштукатуренный. Оборот фотографии заклеен полосой. Читается только …. Августа, ….. года.

Фрагмент фотографии начала XX века
     Внутри оградной территории у восточной стены храма мы видим новый объект. Он очень похож на надгробное сооружение захоронения в виде склепа.
Возможно, под ним и находился склеп священнослужителей храма. Больше ни каких захоронений и объектов на территории храма мы не видим.

Увеличенный фрагмент восточной стороны храма в начале XX века

3.3. СОВЕТСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ ВОЗЛЕ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

В 1918 году произошли страшные и трагические события в Змеиногорске. Гражданская Война на Алтае. Она разделила город на два лагеря. «За» и «Против» Советской Власти.
В первой половине сентября 1918 года в город прибыли каратели полковника Полякова. Тюрьма быстро наполнилась арестованными членами Совдепа и революционно настроенными жителями города и окрестных сел. Расправой с арестованными руководил офицер Степанищев.
С 16 по 21 сентября 1918 года были казнены: Голенков Петр Данилович, Гуренко Георгий Емельянович, Ефимов Дмитрий Федорович, Козюлькин Федор Михайлович, Колесников Константин Петрович, Колесников Георгий Петрович, Ломакин Степан Михайлович, Лосев Алексей Яковлевич, Лучшев Иван Семенович, Окунев Федор Прокопьевич, Пискунов Иван Васильевич, Сидоров Алексей Евдокимович, Самохвалов Сергей Титович.
Семеро из них были расстреляны под Караульной сопкой за кладбищем, шестеро зарублены в Поповом логу под Барановкой.
В мае 1920 года в городе в память о погибших борцах за становление Советской Власти были установлены обелиск и мемориальная плита.
Из воспоминаний людей, вопрос их захоронения был под вопросом. Часть жителей города выступила за их перезахоронение в центре, возле храма Преображения Господня почти на месте первой деревянной церкви. На месте современного Мемориального комплекса, посвященного воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Другая часть выступила против, так как это большевики и рядом с церковью. Среди родственников красноармейцев также было разногласие. Долгое время было непонятно, было ли захоронение борцов за Советскую Власть возле храма или нет.
Ответ на этот вопрос нашли в Змеиногорской газете «Наш труд» за 1921 год.

… 1 мая 1921 года, г. Змеиногорск … К 10 часам утра все организации стеклись к местам сбора, где ответственными руководителями проводились предварительные митинги к 11 1/2(30 минут) часам на площадь братской могилы стали стекаться стройными рядами воинские части, организованным порядком торжественно приближалась огромная организация профсоюза и по ранее выработанному плану тройкой командующий парадом расстанавливал людей, приготавливая их для парада. …

В 1921 году народ Церковную площадь называет площадью братской могилы (братских могилок). Возле братской могилы стояла трибуна.

… Близь братской могилы возвышалась трибуна и арка черная и красная доски, где красовались имена наших вождей социализма, а черная доска показывала имена душителей пролетарской свободы …

Все это мы можем увидеть на фотографии митинга, сделанной в период с 1920 по 1932 год. Фотография передана в Змеиногорский музей Тихомировой Зинаидой Даниловной 16 мая 2001 года.

Фотография передана в музей Тихомировой Зинаидой Даниловной 16 мая 2001 года, фотография сделана в период 1920 по 1932 год.
     Фотография сделана предположительно с колокольни храма Преображения Господня на северо-запад. Мы видим улицу Барнаульскую, нынешнюю Ленина. Деревянную трибуну с агитаторами, после на этом месте будет стоять памятник Ленину с трибуной, потом памятник Неизвестному солдату, сейчас Орден Победы. Дальше мы видим Братские могилы с аркой огороженные забором. За ними мы видим обелиск Героям Гражданской Войны с пушками, на этом месте сейчас вечный огонь. Пушки стоят возле городского музея.
Теперь мы точно знаем, что с западной стороны церкви, чуть дальше ее ограды было братское захоронение.
Вскрытие склепа священнослужителей и постройка нового мемориального комплекса происходили одновременно в 1979 году на одной строительной площадке.
Теперь мы точно знаем, что с восточной и западной стороны храма были захоронения.

3.4. ОПИСАНИЕ СКЛЕПА ВСКРЫТОГО В 1979 ГОДУ

Осенью 1979 года при закладке фундамента современного Дома Культуры был случайно вскрыт склеп священнослужителей.
Описания очевидцев сильно отличается друг от друга. Одни говорят, что там было много останков, более 10 человек, было много золота и золотых церковных крестов украшенных драгоценными камнями. Что там были похоронены не только священнослужители, но и другие лица. Женщины и дети. Другие очевидцы, что все было наоборот.
Из воспоминания Андрея Чекалина. Будучи ребенком, ему было интересно, что там нашли.

… Был большой склеп, что интересно, он был выбелен изнутри. Было не более трех гробов. Что хорошо сохранилось в памяти, это то, что одежда была церковного вида, зелено-желтого цвета. Обивка гробов была той же окраски. Очень остро в памяти сохранилась внешность священнослужителей. Они были черного цвета и только впадины были желтыми. Были сильно заросшими, были длинные волосы и бороды. Длинные ногти, я помню, что тогда подумал, что видно правду говорят будто у мёртвых они ещё растут. Запомнилась рука сжимающая крест. Были монеты, книги, кресты, подсвечники. Будучи ребенком они не вызывали ни каких эмоций, поэтому, что именно там было, помню размывчато. Сначала останки все вытащили и положили рядом со стройкой. Потом их убрали, что сделали с ними дальше, неизвестно. Осталось в памяти, что останки были очень хрупкими. …

В Змеиногорском музее сохранился Акт осмотра вещей из склепа от 27 сентября 1979 года, г.Змеиногорск.

… Мы, ниже подписавшиеся – зав. отделом культуры Ю.Г.Бондаренко, ответ. секретарь ВООПИК Т.В.Бадулина, зав. отделом до Советской истории Краевого музея Эльвина Михайловна Медникова – составили настоящий акт о том, что осмотрели вещи : священные книги, украшение гробов, останки одежды, останки обивки гробов, монеты, кресты, иконы, подсвечники, ложки, вынутые на строительной площадке города /бывшее место собора/ и решили оставить на хранение для музея: монеты – 83, икона – 1, кресты – 5, ложек – 6, священная книга – 1, подсвечник – 1./ подремонтировать, остальные предметы введу их плохой сохранности уничтожить: проржавевшие пуговицы, культовые книги, обрывки одежды, украшение гробов, остатки обивки гробов. …

     Очевидцы говорят, что останки некоторое время лежали около строительной площадки. Что с ними стало дальше, ни кто не знает.
Согласно акту мы видим пять крестов, одну священную книгу, культовые книги. Изучая ритуал чина погребения, мы видим следующее:

… По одному чину происходит омовение архиереев и старших священников. Трое священнослужителей протирают почившего крестообразными движениями мокрой губки. Тело укутывают в специальное полотно. Затем его при помощи губки обмазывают елеем и облачают в богослужебные одежды. В заготовленный гроб укладывают тело, лик покрывают воздухом. В левую руку кладется Евангелие, в правую – крест. …

Крест в руке очень хорошо запомнили очевидцы. Имея в наличии пять крестов, если не считать возможную кражу до приезда составителей акта, можно сделать вывод, что было захоронено не более пяти служителей храма. Возможно меньше, и оставшиеся кресты были в украшении.
Есть еще одно правило ритуала –

… Награды – ордена или медали – не хоронят вместе со священником. Ведь не по людским регалиям Господь решает судьбу умершего, а по деяниям. …

3.5. ВЫВОД

Изучив временные интервалы постройки храма Преображения Господня с 1817 по 1938 год. Собрав в единую базу всех священно и церковнослужителей. Было обнаружено 8 священнослужителей, которые попадают под статус захоронения в ограде храма Преображения Господня. Были восстановлены имена 59-и священно и церковнослужителей храма.
Из восьми умерших в Змеиногорске особенно выделяется четверо священнослужителя. Два протоиерея храма Корольков Петр Андреевич (прослужил в храме 39 лет) и Дягилев Петр Александрович (прослужил в храме 25 лет). И два священника Коченгин Фортунат Афинодорович (прослужил в храме 24 года) и Протасов Порфирий Иванович (прослужил в храме 10 лет). Все они прослужили более 10 лет в храме. С большой вероятностью, именно они и были захоронены в церковной ограде при восточной стене храма. Массовое захоронение прочих, возможно путают с захоронением у западной стены. Братские могилы партизан Гражданской войны.
Сложность работы в том, что утеряно много документов, и есть большие пробелы в изучении с 1817 по 1880 год. Нужен полный доступ к метрическим и церковным книгам нашего храма за все время его существования.
Ценность этой работы заключается в сохранении истории Православия в Змеиногорске, восстановлении всех имен священно и церковнослужителей нашего храма. Особенно это важно для изучения на уроках истории, основы
духовно – нравственной культуры народов России. Нужно полностью восстановить роль церкви в жизни людей. Изучая историю жизни священно и церковнослужителей нашего храма, мы открываем огромный пласт истории самого Змеиногорска. Церковь всегда была основным учителем и настоятелем в жизни людей.

от Змеиногорского Кунстштата
Огромное человеческое СПАСИБО Дмитрию Сергеевичу, за проделанную работу! Эта работа открыла очень много интересного в истории Русской Православной Церкви в нашем городе. Эта работа, как и любая другая историческая работа без точки. Она будет продолжать исследоваться и обрастать новыми данными и материалами. Дмитрий Сергеевич разослал запросы по архивам и музеям, ждет ответов и новых векторов поиска. Возможно Дмитрий Сергеевич станет новым краеведом Змеиногорска и откроет еще много интересных событий в городе. Желаем ему Успехов и поступления в АГПУ!

Змеиногорский Кунстштат, История Змеиногорска



"

Неужели таков наш ничтожный удел: Быть рабами своих вожделеющих тел? Ведь ещё ни один из живущих на свете. Вожделений своих утолить не сумел.
Омар Хайям
"

Related posts