УСПЕХ В ЖИЗНИ И МОЗГ

"Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем." Марк Твен

УСПЕХ В ЖИЗНИ И МОЗГ

Фото Евсеенко Евгении
Фото Евсеенко Евгении

Для успеха в жизни нужны связи, крепкие нейронные связи – шутят нейрофизиологи.

Но на самом деле нам нужны гибкие нейронные связи. Потому, что нам нужно не просто учиться, а переучиваться. На это особо обращал внимание Элвин Тоффлер: «Неграмотными в XXI веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Так, для многих японских фирма характерна ротация и переучивание персонала новым специальностям каждые 3-5 лет. Переучиваться намного сложнее, чем просто учиться новому. Дело в том, что при долгом занятии одним и тем же, нейронные связи управляющие этим процессами, становятся достаточно прочными. Звучит вроде бы хорошо? На самом деле, это не так. Установлено, что способный на более эффективное обучение мозг обладает гибкостью и способностью сходу перестраивать соединения с целью усвоения новых знаний (высокая нейропластичность). Излишняя «жесткость» нейронных путей связана с худшей обучаемостью. Например, при сканировании мозга детей, испытывающих трудности с изучением математики, установлено, что у них больше нейронных связей, особенно между теми областями, что участвуют в решении математических задач! Избыточное количество межнейронных связей создает систему, неспособную к усвоению новой информации (Brain hyper-connectivity and operation-specific deficits during arithmetic problem solving in children with developmental dyscalculia. Developmental Science Volume 18, Issue 3 May 2015 Pages 351–372). А вот слишком высокая гибкость нейронных путей оказалась характерна для шизофрении. Обучающийся мозг очень динамичен, а нейронные модули разрывают связи со старыми и находят новых. Наш мозг является своеобразной матрицей, состоящей из узлов и связей, которые легко могут меняться.

Как известно, стресс вызывает снижение количества нервных связей (без гибели нейронов). Конечно, часто это плохо, но иногда это является благодатной почвой для изменений. Снижение количества связей приводит к формированию «свободного поля». Помните восточные фильмы, где старый мудрый учитель ввергает ученика в состояние стресса и только потом начинает обучение? Почему он это делает? Цель – это использование стресса для ослабление привычной хватки привычек и создание «поля для изменений». Действительно, значимые изменения личности редко происходят сами по себе, как правило их источником является стресс.

Это известный феномен «посттравматического роста». (Tedeschi R.G., Calhoun L.G. The Posttraumatic Growth Inventory: Measuring the Positive Legacy of Trauma. 1996.). Поэтому стресс, конечно, же снижает нейропластичность и количество нейронных связей. Но в этом есть и позитивный смысл – расчистка нейронного поля для формирования новых нейронных связей, повышающих нашу адаптивность и обучаемость. Конечно, для обучения лучше учится в зоне комфорта, но «разучиться и переучиться» нам поможет только выход из зоны комфорта на стресс! Используйте стресс мудро!)

Андрей Беловешкин

Доктор Джо Диспенза (Joe Dispenza) стал одним из первых, кто начал исследовать влияние сознания на реальность с научной точки зрения. Его теория взаимосвязи между материей и сознанием принесла ему мировую известность после выхода документального фильма «Мы знаем, что делает сигнал»

Ключевое открытие, сделанное Джо Диспензой, заключается в том, что мозг не отличает физические переживания от душевных. Грубо говоря, клетки «серого вещества» абсолютно не отличают реальное, т.е. материальное, от воображаемого, т.е. от мыслей!

Если не можете отлипнуть от компьютера и проверяете свою страницу в соцсети каждые 5 минут, или понимаете, например, что раздражительность мешает вашим отношениям, но не можете перестать раздражаться, — знайте, что у вас зависимость не только на ментальном уровне, но и на биохимическом (ваше тело требует вброса гормонов, отвечающих за данное состояние).

Научно доказано, что действие химических элементов длится период от 30 секунд до 2 минут, и если вы продолжаете испытывать то или иное состояние дольше, знайте, что все остальное время вы искусственно поддерживаете его в себе, мыслями провоцируя цикличное возбуждение нейросети и повторный выброс нежелательных гормонов, вызывающих негативные эмоции, т.е. вы сами поддерживаете в себе это состояние!

По большому счету, вы добровольно выбираете свое самочувствие. Лучший совет для таких ситуаций — научитесь переключать свое внимание на что-то другое: природа, спорт, просмотр комедии, да что угодно, способное отвлечь и переключить вас. Резкая перефокусировка внимания позволит ослабить и «потушить» действие гормонов, отвечающих на негативное состояние. Эта способность называется нейропластичностью.

И чем лучше вы разовьете в себе это качество, тем легче вам будет управлять своими реакциями, что, по цепочке, приведет к огромному множеству изменений в вашем восприятии внешнего мира и внутреннему состоянию. Данный процесс и называется эволюцией.

Потому что новые мысли приводят к новому выбору, новый выбор ведет к новому поведению, новое поведение ведет к новому опыту, новый опыт ведет к новым эмоциям, которые, вместе с новой информацией из окружающего мира, начинают менять ваши гены эпигенетически (т.е. вторично). А потом эти новые эмоции, в свою очередь, начинают вызывать новые мысли, и так вы развиваете самоуважение, уверенность в себе и т.д. Именно таким образом мы можем усовершенствовать себя и, соответственно, свою жизнь.



"Нужно научиться принимать боль и использовать ее как топливо в нашем странствии. Кэндзи Миядзава"

Related posts