Три новых экспозиционных зала открыли в Мемориальном музее Роберта Рождественского

"Успех должен измеряться не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, которые ему пришлось преодолеть на пути к успеху." Букер Т. Вашингтон ZMEY
Время на прочтение: 4 минут(ы)

На этой неделе Косиха принимала гостей в честь торжественного открытия сразу трех новых экспозиционных залов мемориального музея, посвященного своему именитому сыну, Роберту Рождественскому.

Расширение

Кто бывал ранее в доме у Роберта Ивановича, как еще называют это музейное пространство косишане, тот чувствовал и тесноту единственного зала, и неизбежную в таких условиях скученность экспонатов. И вот свершилось. Экспозиционные площади расширились сразу в три раза!

Начался проект в 2018-м, после того как здание передали ГМИЛИКА (мемориальный музей в Косихе – его филиал), из бюджета края были выделены деньги на реконструкцию, работа закипела.

По словам директора ГМИЛИКА Игоря Короткова, перед проектировщиками стояла сложная задача: не просто расширить пространство, но наполнить его новым содержанием и смыслом. Осуществить ее помогла старшая дочь поэта, давний друг музея. Екатерина передала на Алтай мебель и предметы быта из московской квартиры семьи и с дачи в Переделкино.

Перемены кардинальны, начиная с удобной навигации, открывающей маршрут. В экспозиционное поле превратились даже лестничные марши – в него вписаны авторские работы Аллы Киреевой, супруги поэта, импрессионистичные, как и творчество самого Рождественского.

– Алла Борисовна помогала формировать музей восемь лет назад, и с её благословения издаётся на Алтае поэтическая серия Роберта Ивановича. Екатерина рассказывала, что в семье никогда ничего не выбрасывалось, на наше с вами счастье. Хранили мебель, книги и даже старые детские коньки. Теперь эти предметы здесь. Их, вероятно, было бы больше, если бы девочки не устраивали домашних лотерей, не раздавали бы гостям сувениры, которые отец привозил из своих поездок, – погружает гостей в атмосферу праздника Игорь Коротков.

«Катька-Катышок»

Здесь развернуты сразу две дебютные выставки – «С любовью к Родине» художника Геннадия Буркова и «Образ слова» дизайнера-каллиграфа Ольги Алексеенко. В световых инсталляциях по-иному звучат знакомые стихи-«лесенки» Рождественского, и не так-то просто приходится участникам мастер-класса по каллиграфии. Но до чего же они красивы, витиеватые слова, начертанные ореховыми чернилами!

На стенах в «прихожей» – работы из арт-проекта Екатерины Рождественской, ее подарок Косихе. Образы исторических персон с полотен великих художников воссозданы в современной фотографии нынешними артистами. Как две капли воды похожа на величественную императрицу Александру Федоровну актриса Людмила Артемьева. Словно списан с Франсуа Рабле Анатолий Кузнецов. В нежной Элизабет Виже-Лебрен мы узнаём Ольгу Будину…

Сердце этого музейного дома – реликварий, в нем красноречивы каждое фото, каждый предмет. Центр притяжения – круглый семейный стол с сервизом и… планшетами. «Чтобы каждый человек мог ощутить толику тепла и мира, царивших в этой семье», – улыбается Игорь Алексеевич.

«Катька, Катышок, Катюха – тоненькие пальчики. Слушай, человек-два-уха, излиянья папины».

Хочешь – читай книги Рождественских под уютным абажуром, хочешь – слушай их в аудио-формате.

«Пятёрка по борщам»

А вокруг – жизнь семьи большой, дружной, в которой, вопреки поговорке о природе, отдыхающей на детях, талантлив каждый.

По линии Роберта она прослеживается с родителей, Веры и Станислава Петкевичей, петербуржцев, спасшихся в Сибири от голода. Вера Павловна окончила Омский мединститут, войну прошла фронтовым хирургом, капитаном медслужбы 309-й стрелковой дивизии. Муж ее погиб, а вторым супругом стал Иван Рождественский, боевой политрук, бравый орденоносец. Пара поженилась в конце войны, в 1948-м у Роберта появился младший брат.

А вот линия жены поэта. Ее дед Яков Григорьевич был знатным обойщиком, как сейчас бы сказали – интерьер-дизайнером. Во время реконструкции Эрмитажа он возглавил бригаду мастеров, собранных со всей России, и настоял, чтобы стены Малахитового зала «одели» не в бирюзовые или зеленые оттенки, а в бордовый, каким-то чутьем угадав самое точное соотношение формы и цвета. Вряд ли нынешние посетители Эрмитажа догадываются, что к интерьеру приложил руку дед Роберта Рождественского.

Мама Аллы Борисовны, Лидия Яковлевна, в молодости была балериной Московского театра оперетты и даже снялась в массовой сцене фильма «Цирк» режиссера Григория Александрова. А когда ушла из балета, обшивала на машинке «Зингер» (она сейчас в Косихе) всю семью. Отец Борис Киреев – литературный критик, товарищ Максима Горького, в свое время руководил Центральным домом литераторов, тем самым МАССОЛИТом. От него алтайскому музею досталась пишущая машинка.

После свадьбы Роберт и Алла жили с Лидией Яковлевной. Отношения тёщи и зятя были нетипично трогательными. Под дверью его кабинета она оставляла записки такого содержания: «Роба, если проснешься раньше, буди меня, я тебе кашу сварю».

В доме хлебосольных Рождественских нередко засиживались «звездные» компании. Однажды Ксении, дочери Роберта и Аллы, на уроке труда задали сварить борщ и принести отзывы домочадцев. Девочка ещё доваривала суп, когда к родителям ввалились нежданные гости –  съемочная группа фильма «17 мгновений весны». Кобзон, Лиознова и Таривердиев ели да нахваливали горячий, с чесночком, борщец. На следующий день учительница, оторопело вглядываясь в подписи под отзывами, среди которых значилась и «народный артист СССР Иосиф Кобзон», смогла произнести лишь невнятный и протяжный звук «Ё-о-о-о». Тетрадку отнесли директору школы. Надо ли говорить, что у Ксении Рождественской «по борщам были пятерки».

«Все завидовали тому, что мы, прожив сорок лет вместе, были счастливы. Но если бы люди знали, насколько мы были счастливы, нас, наверное, сожгли бы на костре», – так Алла Борисовна говорила о своем супружестве.

*   *   *

В тему

Глава Косихинского района Константин Татарников:

– За несколько лет количество экспонатов выросло, и все они ютились в одном зале. С открытием новых экспозиционных площадей людям легче почувствовать дух эпохи, в которой творил наш великий земляк. Мы живем в туристическом регионе, поклонникам познавательного туризма есть что посмотреть в Косихинском районе, где работают музеи, посвященные Герману Титову, Адриану Топорову, Алексею Скурлатову, но только в пространстве Рождественского воплощена масса новаторских идей специалистов ГМИЛИКА и проектировщиков.

Писатель, публицист Анатолий Кирилин:

– Я присутствовал на открытии музея, бываю здесь нередко и вижу, как он меняется, как с вводом новых площадей приобретает законченный вид. Очень понравилась мемориальная комната, с одной стороны – эклектичная, с другой – логичная. Предметы интерьера не «перебивают» друг друга, а все вместе создают тот мир Рождественского, ради которого люди и едут в Косиху. Я подумал о других местах, в которых довелось жить Роберту Иванович. Музея такого уровня, провинциального, сельского, наполненного сердцем поэта, музыкой его строк, нет нигде. В этом смысле проект ГМИЛИКА, воплощенный его энтузиастами, бесподобен.

Елена Огнева, заместитель директора ГМИЛИКА, участник команды проектировщиков:

– Содержательную часть разрабатывали мы, музейные сотрудники, а художественной занимались приглашенные дизайнеры Анастасия Курасова и Светлана Титова. Они успешно решили сложную задачу стилевого объединения трех разножанровых экспозиций. Этот первый их опыт работы с музеем вполне удался. А в сотрудничестве с каллиграфом Ольгой Алексеенко родилась серия работ, разместившихся в отдельном экспозале. Лично я результатом довольна.






Поделиться ссылкой:

Related posts

Leave a Comment

3 × пять =