Точное стихотворение Блока о вере в Бога… в России…
Сколько споров затевается по поводу (и без) насчёт религиозных укладов и стандартов каждый день, никому не известно. Зато хорошо понятно, что люди любят поспорить на эту тему, ведь истина у каждого своя. Говорят, вера в Бога и религия вещи не отделимые, но это далеко не так.
«Это чуть ли не противоположные вещи».
Достаточно взглянуть на «раздувшихся» от сытой жизни служителей церкви как сразу становится ясно, что в первую очередь дело это прибыльное. Особенно в наше время, когда религиозный уклад начинают ещё со школ вбивать, а церкви строить на каждом ходу. А ведь ещё Христос, символ самой популярной в России религии, сказал:
«Не стройте храмов на земле, стройте храм в душе вашей».
Но эти слова словно пропустили мимо ушей, а сам образ Иисуса эксплуатируют, как только можно. Вряд ли Христос был бы в восторге оттого, что сегодня сделали с его учениями. Но если служители церкви со всеми их доктринами это одно, то отношение самих людей к тому же христианству совсем иное.
Создаётся впечатление, что многие верят для галочки.
Но как было сказано в начале статье вера настоящая и вера, навязываемая религиозным каноном совершенно другое. Люди считают, что, сходив в храм и пожертвовав на благо храма столько-то и столько, им там обязательно что-то воздаться. Не смотря на условную бесплатность религии некоторые «церковные приёмы» и вовсе переходят в фарс.
Поэт Александр Блок был глубоко верующим человеком, но вера его была отнюдь не «храмовая», хотя многие религиозные ритуалы он поддерживал (такие как венчание, например). И всё же 26 августа 1914 года он пишет довольно противоречивое стихотворение на эту тему. Блок умеет попадать в самую точку, поэтому его лирика всегда актуальна. А в наше время приобретает новый оттенок. Прочитайте и убедитесь сами:
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне…
PS в тему
Укатали Сивку горки…
Где тот рай, что в шалаше?…
Храм – не церковь на пригорке,
Храм – у каждого в душе!
ᅠЖизнь – комедия и драма:
ᅠ«быть» – вопрос, «не быть» – ответ.
ᅠНет души – не то, что храма,
ᅠтак часовни даже нет.
Жизнь уныла и убога
раз тебя никто не ждёт…
И, дорога – не дорога
коли к храму не ведёт.
ᅠИ идя тропой неторной,
ᅠобращаясь к небесам,
ᅠхрам души нерукотворный
ᅠкаждый созидает сам,
на алтарь кладя в том храме
(что б душа была светла)
не за пазухою камень –
только добрые дела!
ᅠСколько дел решают боги:
ᅠделать доброе спеши!
ᅠХрам – не церковь у дороги:
ᅠсостояние души!
Владимир Кривоносов ©
""История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную". (С) Сталин"