This Day in History: 2020-05-20

"Перед тем как карабкаться на лестницу успеха, убедитесь, что она прислонена к стене того здания, что вам нужно." Стивен Кови


20 мая

  • 1474 год – землетрясение в Москве. В Кремле рухнул недостроенный Успенский собор. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися». Зодчие Мышкин и Кривцов не осмелились вновь взяться за работу, и тогда из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти. Разобрав руины, он построил существующее здание. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Полтора века спустя собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных фресок.
  • 1742 год – штурман Семен Челюскин на собачьих упряжках добрался до самой северной оконечности Евразии. В вахтенный журнал он записал: «Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Через 100 лет мыс назван именем первооткрывателя. В советские времена на мысе Челюскин работал самый северный аэродром планеты, но сегодня эксплуатируется лишь военная вертолетная площадка.
  • 1788 год – в устье Днепровского лимана 13 турецких галер атаковали русскую дуббель-шлюпку – одномачтовое парусно-гребное судно, вооруженное 7 малокалиберными пушками. Командовал судном 34-летний капитан 2 ранга Христиан Остен-Сакен. Он должен был доставить донесение командующему русской эскадрой. Видя, что оторваться от погони не удастся, Остен-Сакен отправил к берегу ялик с 9 матросами, передав им пакет и кормовой флаг. Удачно маневрируя, русские трижды увертывалась от абордажа, повредив при этом две вражеские галеры. Но туркам все же удалось сцепиться с судном. С четырех галер на дуббель-шлюпку ринулись абордажные команды. Видя, что плен неизбежен, Сакен взорвал пороховую крюйт-камеру. Вместе с русским судном на воздух взлетели все четыре вражеские галеры. С тех пор турки не рисковали брать на абордаж русские суда. Императрица Екатерина II позаботилась о семье небогатого курляндского дворянина Остен-Сакена – подарила имение близ Митавы. В церкви Морского кадетского корпуса, где учился герой, была установлена мраморная доска с его именем.
  • 1873 год – в Санкт-Петербурге продемонстрирована электрическая лампа для уличного освещения, созданная электротехником А. Лодыгиным.
  • У электрической лампочки нет одного-единственного изобретателя. История лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Однако заслуги Лодыгина в создании ламп накаливания особенно велики. Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити (в современных электрических лампочках нити накала именно из вольфрама) и закручивать нить накаливания в форме спирали. Также Лодыгин первым стал откачивать из ламп воздух, чем увеличил их срок службы во много раз. Другим изобретением Лодыгина, направленным на увеличение срока службы ламп, было наполнение их инертным газом.
  • 1873 год – американец Ливай Стросс получил патент на применение металлических заклепок в одежде. За двадцать лет до этого Стросс впервые привёз галантерейные товары в Сан-Франциско – столицу калифорнийских золотоискателей. Весь товар был раскуплен ещё на корабле, – невостребованной осталась только парусина. Предприимчивый делец нашил из этой ткани штаны, которые были мгновенно раскуплены. Тогда Стросс нанял десяток портных и скупил паруса на 700 кораблях, стоявших в гавани, – их экипажи бросили свою работу и отправились искать золото. Свои сверхпрочные «парусиновые штаны без бретелей, с карманами для ножа, денег и часов» Стросс развозил по лагерям золотоискателей и ближайшим городкам. Позднее парусину заменила французская ткань «Serge de Nime» («саржа из Нима)». Так родилось название «деним». Заклепки на карманах придумал латышский эмигрант Джейкоб Дэвис, торговавший штанами Стросса. Собрать 68 долларов на оплату патента он не смог, поэтому обратился к Ливаю Строссу. Через год Стросс и Дэвис получили патент. В первый год Стросс продал 21 000 пар штанов и курток с медными заклёпками. Но заклёпки на задних карманах пришлось заменить усиленным швом, — они царапали кожу седла и портили мебель. В 1886 году появился знаменитый кожаный лейбл с двумя лошадьми, безуспешно пытающимися разорвать брюки. Ливай Стросс умер 26 сентября 1902 года. Компания Levi Strauss & Co. перешла по наследству племянникам. Джинсы современного вида начали производить в 20-х годах XX века. Это была знаменитая модель 501.
  • 1899 год – нью-йоркский шофер Дж. Джермон впервые в мире оштрафован за превышение скорости. Джермон ехал со скоростью более 20 км/час.
  • 1989 год – капитан Александр Зуев, служивший на аэродроме Цхакая, угнал в Турцию истребитель МиГ-29.
  • Летная карьера Зуева развивалась нормально: он отлично летал и удачно женился на дочке начальника штаба дивизии. Но капитан прокололся на любовном фронте. Жена ушла, отношения с начальством осложнились, летчику светила вечная Амдерма или Туркестан. Решение о перелете созрело спонтанно. Притворившись отдыхающим, которого мучила бессонница, Зуев скупил в аптеках ближайших поселков снотворное, испек торт и начинил его порошками. За ужином преподнес по кусочку всем дежурным летчикам и техникам. Затем Зуев перерезал кабели сигнализации и набросился на часового, охранявшего самолетную стоянку. Когда часовой начал одолевать капитана, тот выстрелил в него из пистолета и бросился к стоянке. Раненый часовой выпустил длинную очередь, но промахнулся. Зуев взлетел на одном из дежурных самолетов. Следом поднялся в воздух командир эскадрильи, но беглеца догнать не удалось. Ошарашенным туркам Зуев заявил: «Я – американец!»
  • По тогдашнему обыкновению, угонщику дали политическое убежище. Но американцев к новейшему МИГу турки не подпустили: без долгих формальностей машину вернули Советскому Союзу. Зато Зуев здорово помог натовцам перед первой иракской войной: оказалось, что без наведения с земли МИГи практически бесполезны. В 2002 году предатель погиб в авиакатастрофе близ города Сан-Диего: его пилотажный «ЯК» сорвался в штопор и врезался в землю.

[Этот день в Истории!]



"Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны. Франсуа де Ларошфуко"