This Day in History: 2020-03-16

"Запомните, что не достичь успеха – иногда тоже большая удача." Далай Лама


16 марта

  • 1792 год – во время бала-маскарада, проходившего в стокгольмской опере, граф Якоб Анкарстрем выстрелил из пистолета в 46-летнего короля Швеции Густава III. Король был смертельно ранен в спину и через пару дней скончался. Граф Анкарстрем под пытками выдал других участников аристократического заговора против короля. Казнь Анкастрема растянули на три дня: сначала его избивали плетьми, затем отрубили правую руку и обезглавили. Густав III вступил на престол в период внутренней смуты. Большое влияние приобрели люди, желавшие мира и покоя – даже ценой вхождения Швеции в состав Российской империи. Через год король-патриот произвел настоящий военный переворот и сделался абсолютным монархом. Первые годы царствования стали для Швеции золотым веком: процветала торговля, печать была объявлена свободной, отменены пытки, искоренены злоупотребления в судах, наведен порядок в армии и флоте, восстановлены крепости. Несмотря на все свои недостатки, Густав был одним из самых ярких правителей XVIII века и последним великим королем Швеции.
  • В 1858 году Верди написал оперу «Месть в домино» – на либретто, составленное по пьесе Эжена Скриба «Густав III Шведский». Но как раз в это время анархист Феличе Орсини совершил неудачное покушение на Наполеона III. Во избежание крамольных аллюзий цензоры навязали композитору новый сюжет: действие перенесли из Швеции в Америку, а вместо короля заговорщики убивают губернатора Бостона.
  • 1870 год – на нижегородском Сормовском заводе пущена первая в России мартеновская печь. Благодаря таланту металлурга Александра Износкова и прозорливости владельца завода Дмитрия Бенардаки сормовская сталь стала лучшей в стране. В мартеновских печах сталь получается путём окислительной плавки железосодержащих материалов — чугуна, стального лома, железной руды и флюсов. Полвека спустя этим способом изготовлялось около 80 % производимой в мире стали.
  • 1919 год – рабочие Путиловского завода объявили бессрочную забастовку. За неделю до этого общее собрание путиловских рабочих (10 тысяч человек) одобрило воззвание, осуждающее диктатуру большевиков. Путиловцы требовали перехода всей власти к Советам, свободных выборов в Советы и заводские комитеты, освобождения всех политзаключенных, а также отмены ограничений на ввоз продуктов питания из деревни. (Семьям рабочих разрешали ввозить по 24 кг муки в месяц). 12 марта на Путиловский завод приехали Ленин и Зиновьев, но бастующие встретили их свистом и криками. Вечером 16 марта чекисты и отряды войск охраны республики взяли завод штурмом. Около тысячи рабочих были арестованы, а две сотни самых активных увезены в Шлиссельбургской крепости и расстреляны без суда и следствия. Выпущенные на свободу забастовщики должны были подписать заявления о том, что они поддались на «подстрекательства контрреволюционных зачинщиков» и тем самым совершили преступление. Весной 1919 года были подавлены рабочие забастовки в Туле, Сормове, Орле, Твери, Брянске, Иваново-Вознесенске и Астрахани. Чекисты стали держать заводы под неусыпным надзором. Чтобы следить за настроениями рабочих и отсекать “безответственных горлопанов”, Секретный отдел ВЧК вербовал сотни осведомителей из рабочей среды.
  • 1926 год – американец Роберт Годдард впервые в мире запустил ракету с жидкостным реактивным двигателем (бензин-кислород). Пятикилограммовая ракета “Nell” стартовала в местечке Оберн (штат Массачусетс). Она поднялась на высоту 12,5 метров и пролетела по горизонтали еще 56 метров. В дневнике Годдард записал: «Когда ракета взлетела без какого-либо значительного шума и пламени, это показалось волшебством. Как будто она сказала: «Я простояла здесь достаточно долго и, если вы не возражаете, я отправлюсь куда-нибудь в другое место».
  • 1936 год – с конвейера Горьковского автомобильного завода сошел первый автомобиль ГАЗ-М-1 – знаменитая “эмка”. Эта машина разрабатывалась с 1934 года на основе новейшей модели популярного американского автомобиля “Форд-Би” с рядным четырёхцилиндровым мотором. От американского прототипа “эмка” отличалась более мощной рамой, подвеской мостов на четырёх продольных рессорах вместо двух поперечных, шинами низкого давления и штампованными колёсными дисками вместо спицованных. Некоторые изменения внесли и в дизайн: передние крылья советского автомобиля имели более привлекательную форму и лучше прикрывали раму и элементы передней подвески.
  • На следующий день на ГАЗе собрали еще два автомобиля, – они были отправлены в Москву для показа Сталину, Молотову, Ворошилову и Орджоникидзе. Новый автомобиль понравился руководству, и 21 марта десять “эмок” ушли в испытательный пробег Горький—Москва—Ленинград—Горький. Машины преодолели 2500 километров, были выявлены слабые места в конструкции. Следующим был пробег на 7000 километров: Горький-Москва-Ростов-на-Дону-Сухуми-Тбилиси-Ереван. Обратно “эмки” возвращались по Военно-Грузинской дороге. В среднем за сутки машины проходили по 225 километров. В следующем году появились первые модификации – фаэтон и пикап.ГАЗ-М-1 имел 50-сильный карбюраторный мотор, весил 1370 кг и развивал скорость по грунтовой дороге до 100 км/ч. Производство “эмок” свернули в начале войны, но сборка из запаса деталей продолжалась ещё долгое время. На 20 июня 1941 года в Красной Армии было 10500 «эмок». Всего было выпущено 62888 автомобилей этого типа.

[Этот день в Истории!]



"Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость. Фридрих Вильгельм Ницше"