This Day in History: 2020-03-05

"Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь." Наполеон Хилл


5 марта

  • 1901 год – в «Церковных ведомостях» объявлено об отлучении Льва Толстого от Русской Православной церкви. В решении Святейшего Синода говорилось: «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая».
  • Лев Толстой незамедлительно обнародовал свой ответ: «То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить Ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически – я перечитал все, что мог об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически – строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения».
  • 1914 год – первый в мире воздушный бой. Ранним утром французский пилот Жозеф Франц и его механик Кено вылетели на биплане «Вуазен». На высоте полтора километра они заметили германский самолет-разведчик «Авиатик» и бросились за ним в погоню. Пытаясь отвязаться от французского самолета, немецкий пилот закладывал крутые виражи, но Кено улучил момент и расстрелял противника из пулемета. «Авиатик» потерял управление и рухнул в рощу. Французы приземлились рядом и увидели мертвого пилота и полумертвого механика, придавленного мотором. Через пару минут он тоже умер.
  • 1920 год – в состав Королевских ВМС Великобритании вошел линейный крейсер “Худ” – один из мощнейших в своем классе. Водоизмещение – 41200 тонн, скорость – 31 узел, экипаж – 1477 человек. Вооружен восемью 381-мм, двенадцатью 140-мм и восемью 102-мм орудиями. 25 мая 1941 года в бою с германским линкором “Бисмарк” получил несколько прямых попаданий и взорвался.
  • 1922 год – в Берлине состоялась премьера фильма режиссера Фридриха Мурнау «Носферату – симфония ужаса». Фильм ужасов, поставленный по роману Брэма Стокера «Гость Дракулы», принес режисссеру мировую славу. .
  • В 1921 году продюсер Альбин Грау просит вдову писателя Стокера разрешить экранизацию романа «Дракула». Но Флоренс Стокер решительно отказывает киношникам. Между тем, режиссёр Мурнау уже поглощен этой идеей. Он меняет имена основных персонажей и переносит действие из Лондона в несуществующий город Висборг. Для создания мистической атмосферы Мурнау изобретает новый прием: когда адский экипаж везёт Хуттера в замок, ночной лес виден в негативе (белые деревья), а лошади и карета по-прежнему тёмные. На самом деле вся сцена снята в негативе, но лошадь была белая, а карету задрапировали белым полотном. Многие ночные сцены снимались днем, и это было видно даже на чёрно-белой пленке. Позднее недоработку исправили, наложив на ночные кадры синий светофильтр. Чтобы усилить мертвенность своего персонажа, актер Макс Шрек ни разу не моргнул в кадре. Замок вампира снимали в Оравском Граде (Словакия). После громкой премьеры Флоренс Стокер через суд добивается уничтожения всех копий фильма. Компания “Прага фильм” обанкротилась, но копии фильма уже разошлись по всему миру. В советском прокате 20-х годов эта лента шла под названием «Вампир Носферату».
  • 1927 год – в Ленинграде состоялась закладка первой серии советских подводных лодок типа «Декабрист» (Д-1, Д-2, Д-3). Лодки строили на Балтийском заводе по проекту Б.Малинина и К.Руберовского. На корпуса пошли дореволюционные запасы высококачественной стали. На Д-1 и Д-2 установили дизельные двигатели германской фирмы MAN, закупленные якобы для тепловозов. Остальные подложки оснащались советскими аналогами — дизелями Коломенского завода. За рубежом закупались также фрикционные муфты, главные осушительные насосы, воздуходувки и другое оборудование. В 1930 году начались испытания двух первых подлодок – Д-1 и Д-4. В ходе пробных погружений и всплытий были выявлены недопустимые крены. Конструкторов арестовали и обвинили во вредительстве. Всего было построено 6 подлодок этого типа. Наибольшего успеха в Великой Отечественной войне добилась лодка Д-3 «Красногвардеец» Северного флота: за семь боевых походов она потопила девять немецких кораблей и два серьезно повредила.
  • 1933 год – в Германии на выборах в рейхстаг победили нацисты во главе с А.Гитлером. С учётом примкнувшей партии националистов они набрали 55 процентов голосов и получили 288 депутатских мандатов. Таким образом, фашизм пришёл к власти демократическим путём. Вскоре в Германии будут приняты “чрезвычайные законы”, отменят многие гражданские свободы, лишат рейхстаг законодательной власти, распустят профсоюзы и запретят все остальные партии «до особого распоряжения».
  • 1936 год – первый полет английского истребителя “Спитфайр”. Самолет прославился в ходе воздушного сражения за Британию. Машина, поступившая на вооружение в 1938 году, развивала скорость 580 км/ч и была оснащена восемью пулеметами 7,7 мм. Одна из последних моделей «Спитфайра» была оснащена двумя 20-миллиметровыми пушками и двумя пулеметами 12,7 мм, имела потолок 12200 м и скорость 710 км/ч. В 1944 году пилоты “Спитфайров” сбили более 300 немецких реактивных самолетов-снарядов Фау-1. Некоторое количество “Спитфайров” было поставлено в СССР.
  • 1941 год – в Вене румынский диктатор Антонеску провел тайные переговоры с маршалом ВВС Герингом, заместителем Гитлера. Геринг потребовал от союзника увеличить производство нефти и до минимума сократить поставки другим странам. Маршал намекнул Антонеску на возможную войну с СССР и настоятельно посоветовал усилить противовоздушную оборону нефтепромыслов в Плоешти. Антонеску сообщил, что 30 румынских дивизий готовы к войне с русскими. Помимо Молдавии, Румыния собиралась аннексировать Одесскую область.
  • 1950 год – в поселке Билогорща (ныне микрорайон Львова) спецгруппа МГБ во главе с генерал-лейтенантом госбезопасности Павлом Судоплатовым выследила и уничтожила Романа Шушкевича – одного из главарей подпольной Украинской повстанческой армии. В первые годы фашистской оккупации Шушкевич сотрудничал с немцами, получил чин гауптштурмфюрера СС и два Железных креста. Украинский президент Ющенко посмертно присвоил Шушкевичу звание Героя Украины.
  • 1953 год – в СССР объявили о смерти И.В.Сталина.
  • 1958 год – лечик-испытатель В.Волков впервые поднял в воздух сверхзвуковой многоцелевой самолет «129» конструкции А.Яковлева. В серии строился под маркой ЯК-28.
  • В варианте фронтового бомбардировщика мог доставить к цели термоядерную бомбу. Испытания проводили в большой спешке, и только в строевых полках обнаружилось, что трехтонная бомба не проходит под фюзеляж для подвешивания в бомбоотсек. Выход нашли: перед вылетом хвост бомбардироовщика приподнимали домкратом и закатывали под “брюхо” тележку со “спецбоеприпасом”. Оказалось также, что с повешенной ядерной бомбой у самолета не открывается пилотская кабина. Летчику дежурной машины приходилось залезать в кабину перед подвешиванием бомбы. Существовали и другие модификации ЯК-28 – перехватчик, разведчик, постановщик помех, учебно-тренировочный самолет. Официально эта машина не была принята на вооружение и тем не менее строилась серийно в Новосибирске и Иркутске. На экспорт самолет не поставлялся. Один из последних сохравнившихся экземпляров – ЯК-28Л – установлен в Барнауле, перед зданием бывшего летного училища.
  • 1962 год – премьера фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года». В ролях: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Лаврова, Николай Плотников, Сергей Блинников, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Николай Граббе, Валентин Никулин, Павел Шпрингфельд, Александр Пелевин, Евгений Тетерин, Николай Сергеев, Ада Войцик, Валентина Беляева, Люсьена Овчинникова, Юрий Киреев, Борис Яшин, Игорь Добролюбов, Андрей Смирнов, Анна Павлова, Резо Эсадзе, Георгий Епифанцев, Лев Дуров, Н. Батырева, Зоя Василькова, Игорь Ясулович. Фильм стал лидером проката 1962 года (23,9 млн зрителей) и одной из наиболее значимых советских картин 60-х годов. Лента завоевала кучу наград: «Хрустальный глобус» в Карловых Варах, почетный диплом МКФ в Сан-Франциско, почетный диплом МКФ в Мельбурне, приз клуба польских кинокритиков «Варшавская сирена». Создатели фильма получили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
  • 1965 год – неподалеку от Ханоя (ДРВ) американская авиаразведка зафиксировала строительство первых позиций для зенитно-ракетных комплексов С-75. К лету во Вьетнаме было развернуто два ракетных полка с советским персоналом. 24 июля расчет майора Ф. Ильиных сбил первый американский «Фантом». Пилот Р. Кейрн попал в плен, а его штурман-оператор погиб. Любопытно, что Кейрна уже сбивали над Лейпцигом в сентябре 1944 года, когда он был вторым пилотом бомбардировщика В-17.

[Этот день в Истории!]



"Никогда не надейся, что изменится кто-то другой. Изменения всегда нужно начинать с самого себя. Ошо"