This Day in History: 2020-02-10

"Реальность - это галлюцинация, вызванная недостатком алкоголя в крови." Уинстон Черчилль


10 февраля

  • 754 год – в предместье Константинополя открылся собор византийских церковных иерархов под председательством митрополита Феодосия Эфесского. Собор поддержал императора Константина V  в его борьбе с почитатнием икон и мощей. Священные изображения и мощи были запрещены, их почитатели объявлены еретиками и преданы анафеме. Были разрушили десятки монастырей, смирившихся монахов-“идолопоклонников” пытали и бросали в темницы. Но иконоборчество натолкнулось на массовое сопротивление народа и было отвергнуто в 787 году Вторым Никейским собором. Император Константин V  вошел в историю под непристойным прозвищем Копроним – «Дерьмоименный».

    1636 год –  в книге записей расходов царицы Евдокии, супруги русского царя Михаила Федоровича, появилось первое письменное упоминание об утюге: “Генваря в 31 день, кузнецу Ивашке Трофимову 5 алт., а он за те деньги зделал в царицыну палату утюг железный”.Утюги в то время были дорогими, их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия. Иногда утюг даже выставлялся на салфеточке рядом с самоваром  Самым популярными был утюги, которые нагревались горящими углями.

    1549 год – думному дьяку Ивану Висковатому поручено организовать Посольский приказ – первое в российской истории внешнеполитического ведомства. С 2002 года этот день считается профессиональным праздником работников МИДа.

    1763 год – в честь коронации Екатерины II на Маcленницу в Москве устроили грандиозный праздник. По городу расклеили объявления, извещавшие, что 30 января, 1 и 2 февраля по улицам “будет ездить большой маскарад, названный “Торжествующая Минерва”, в котором изъявится гнусность пороков и Слава добродетели. По возвращении оного к горам, начнут кататься, на сделанном на то театре представят народу разные игралища, пляски, комедии кукольные, гумус покус и разные телодвижения”.

    1906 год – в Портсмутском порту спущен на воду английский броненосец «Дредноут» («Неустрашимый»), обладавший мощной броней и десятью 305-мм орудиями.

    Корабль был построен всего за четыре месяца и был самым мощным и быстрым военным кораблем своего времени. Паровая турбина, пришедшая на смену паровой машине,  при одинаковой массе развивала гораздо большую мощность. Диаметральное расположение орудийных башен позволяло кораблю всю свою огневую мощь направлять на один борт, а переход к единому 12-дюймовому калибру значительно увеличил силу огневого удара. Во время испытаний в октябре корабль развил скорость 21,5 узла, а через год совершил переход через Атлантику со средней рекордной скоростью в 17 узлов.  Появление «Дредноута» вызвало небывалый ажиотаж. Мир вступил в настоящую гонку морских вооружений. Господство над мировым океаном гарантировало защиту торговых путей, безопасность инвестиций и политическое влияние. До 30-х годов прошлого века дредноутами стали называть все кораблей подобного класса. Американский исследователь Ричард Хамбл писал: «Линейный корабль-дредноут был прямым историческим предшественником атомной бомбы, символом самого высокого военного статуса державы, наиболее мощным и мобильным инструментом силовой политики, который знал мир».1911 год – Совет Министров России принял решение о строительстве Алтайской железной дороги – от Новониколаевска через Барнаул до Семипалатинска, с веткой от станции Алтайская до Бийска.

    В Барнаульской городской думе этот вопрос стали поднимать еще в конце в конце XIX века. Выход к Транссибирской магистрали был жизненно необходим Алтаю: в одном только 1912 году через Барнаул было вывезено 1 миллион пудов пшеницы, два миллиона пудов муки-крупчатки и около 200 тысяч бочонков прекрасного алтайского масла. В Барнауле, в Бийске и на других пристанях масло грузили в теплые трюмы пароходов, и только в Новониколаевске оно попадало в вагоны-ледники. Но навигация на Оби продолжалась 5-6 месяцев, а гужевой был дорогим и медленным.

    Весной 1899 года барнаульские купцы и промышленники одобрили проект железной дороги от Верного (ныне Алма-Ата) до Новониколаевска (ныне Новосибирск). К 1908 году был разработан другой проект – от Барнаула до Новониколаевска. На строительство 225-верстового одноколейного пути требовалось 10 млн. рублей золотом. В начале 1908 года Городская дума направила в Петербург делегацию во главе с городским головой И. Поляковым. Именно Поляков «пробил» через правительство первый вариант пути – от Барнаула до Новониколаевска. Но бюрократические проволочки на этом не закончились: в 1911 году Совет Министров принял окончательный проект, через год сооружение дороги одобрил Государственный Совет, а в июне 1912 года последовало Высочайшее утверждение.

    Концессию на строительство передали акционерному обществу. Самыми крупными акционерами стали барнаульские купцы Алейников и Аверин. С 1 июля 1913 года работа закипела. Для ведения строительства было образовано 8 участков, работы на которых велись одновременно. В 1913 году на строительстве трудились 19 тысяч рабочих. Только на Гляденской выемке – там, где поезда поднимаются от моста к станции – использовали два паровых экскаватора и несколько грузовиков. Остальные работы производились вручную или с использованием гужевого транспорта.

    Осенью того же года развернулось строительство моста через Обь. Шесть опор заложили с барж-площадок, поставленных на якоря, на обоих берегах работали каменотесы, собирались мостовые фермы. На верху Обского откоса вырубался лес, на расчищенных местах строили Главные железнодорожные мастерские (ныне ВРЗ). В Барнауле построили две водонапорные башни, три кирпичных завода, чугунолитейное и механическое производства, сотни людей занимались выжиганием извести. Напротив паровозного депо купец Рукавицын построил маслобойный завод, – там вырабатывалось растительное масло и олифа. В конце апреля 1914 года была заложено здание Барнаульского вокзала. По рекам Иртыш и Обь в Новониколаевск, Барнаул, Бийск и Семипалатинск на баржах прибывали паровозы в разобранном виде, вагоны и другое железнодорожное оборудование. 3 ноября 1915 года, в разгар Первой мировой войны, в Барнауле состоялось официальное открытие Алтайской железной дороги. Позднее было построено ответление на Кулунду (Татарская – Славгород). В 1918 году, уже при Колчаке, дорогу дотянули от Семипалатинска до казачьей станицы Сергиополь.

    1920 год – группа рабочих опубликовала в “Вечерних известиях Моссовета” гневное письмо под названием “Уберите чучело”. Речь шла о памятнике революционеру Михаилу Бакунину работы скульптора Б.Королева, поставленном на Тургеневской площади. Это была фигура из бетона, выполненная в кубистском стиле. Трудящиесмя массы восприняли авангардистскую статую неоднозначно, если не сказать – враждебно. Поэтому с официальным открытием решили подождать и до окончательного решения вопроса памятник обшили досками. Холодной зимой 1919-1920 года доски растащили, и памятник вновь открылся взору москвичей. После письма в “Вечерних известиях” Моссовет постановил убрать скульптуру.

    1945 год – на траверзе Гданьской бухте советская подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско потопила немецкий транспорт «Генерал фон Штойбен”.

    9 февраля «Штойбен» вышел из Пиллау (ныне Балтийск) и направился в Киль. На борту аходилось более 4000 человек — 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа. Судно шло в сопровождении миноносца T-196 и тральщика TF-10. Немецкий транспорт был обнаружен вечером 9 февраля. Четыре с половиной часов С-13 преследовала «Штойбен» и, наконец, ночью потопила лайнер двумя торпедами. “Штойбен” затонул спустя 15 минут, при этом погибло более 3600 человек. При этом командир подводной лодки Маринеско был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а крейсер «Эмден».

    1946 год – в СССР состоялись выборы в Верховный Совет СССР.

    Вот как об этом событии написал Владислав Крапивин в “Сказках Севки Глушенко”: “10 февраля 1946 года был всенародный праздник – выборы в Верховный Совет СССР. Во время войны выборы не устраивались, но теперь вернулась мирная жизнь, значит, все должно быть, как в прежние счастливые времена. Еще в декабре по всему городу развесили фанерные плакаты в виде громадных календарей. На них ярко алело число “10 февраля”, а сверху слова: “Все на выборы!”. По домам ходили специальные люди – агитаторы – и рассказывали про тех, кого будут выбирать, про кандидатов в депутаты. Рано утром Севка и мама пошли на избирательный участок. Было темно и морозно, а все равно весело. Много людей шло к участку, и где-то играл оркестр. В зале Клуба железнодорожников среди знамен и плакатов стояли красные ящики с прорезями – урны. Над урнами висел портрет Сталина. Сталин был в фуражке и маршальских погонах. Он усмехался в усы и смотрел на Севку. Севка знал, что Сталин – это вождь. Самый добрый и самый мудрый. Про него на уроках пения разучивали песни, а на утренниках рассказывали стихи. Мама получила у длинного стола бюллетень. Это была бумага, на которой напечатана фамилия кандидата. Чтобы голосовать. Мама дала Севке свой бюллетень. Севка встал на цыпочки и опустил его в щель. Получилось, что он тоже проголосовал за учительницу Фомину…”.

[Этот день в Истории!]



"Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость. Фридрих Вильгельм Ницше"