This Day in History: 2019-12-16

"Выживает не самый сильный, а самый восприимчивый к переменам." Чарльз Дарвин


16 декабря

  • C 9 июля 1799 по 18 октября 1867 года Аляска с прилегающими к ней островами находилась под управлением Русско-американской компании., было принято решение о её продаже.
  • 1866 год – в Санкт-Петербурге состоялось специальное совещание, на котором присутствовали Александр II, великий князь Константин Николаевич, министры финансов и морского министерства, а также российский посланник в Вашингтоне барон Эдуард Андреевич Стекль. Речь шла о судьбе русской заморской территории – Аляски. Боевые действия на Дальнем Востоке в период Крымской войны показали абсолютную незащищённость восточных земель Российской империи и в особенности Аляски. Великобритания, владеющая Канадой, могла захватить ее в любой момент. Дабы не потерять даром Аляску, которую невозможно было защитить и освоить, было решено продать ее правительству САСШ – Северо-Американских Соединенных Штатов. Министерство финансов определило порог суммы — не менее 5 миллионов долларов золотом (по тем временам это были очень большие деньги). 22 декабря 1866 г. Александр II утвердил границу территории. В марте 1867 года Стекль прибыл в Вашингтон и официально обратился к госсекретарю Уильяму Сьюарду. Американцы не хотели приобретать у России “ящик со льдом”, но русские дипломаты подкупили десяток конгрессменов и продавили нужное решение. Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Территория площадью 1 миллион 519 тысяч км² была продана за 7,2 миллиона долларов золотом.
  • 1986 год — в Алма-Ате состоялся внеочередной пленум ЦК Компартии Казахстана. Он длился всего 18 минут, – за это время первого секретаря республиканского ЦК Динмухамеда Кунаева обвинили в широкомасштабной коррупции и сняли с поста, а на его место избрали «варяга» Геннадия Колбина – бывшего первого секретаря Ульяновской области. «Избрание» Колбина было воспринято казахами как грубый диктат Москвы. На следующий день на центральной площади имени Брежнева начался митинг казахской молодежи, протестующей против решения пленума. Демонстрантов мог успокоить Кунаев, но бывший «хозяин» республики не пожелал выйти к народу и с тайным злорадством наблюдал за действиями Колбина.
  • Площадь оцепили солдаты внутренних войск, курсанты пограничного училища КГБ, бронетранспортеры и 20 пожарных машин. В Алма-Ату перебрасывались спецподразделения из других регионов. В оправдание власти начали разыгрывать карту «казахского национализма», – как это и положено по оперативному плану «Метель-86», разработанному для «стабилизации обстановки» в союзных республиках. В выступлениях по телевидению демонстранты назывались кучкой хулиганов, алкоголиков и наркоманов, представляющих угрозу для мирных жителей. По указанию партийных руководителей на городских предприятиях заготовили железные дубинки, обрезки арматуры, цепи, куски кабеля, из рабочих и служащих некоренных национальностей формировали народные дружины.
  • Решение о разгоне демонстрантов было принято на месте, но санкционировано Москвой. Особо «отличились» курсанты пограничного училища КГБ СССР, вооруженные малыми саперными лопатками: с криком «Ура!» они набросились на толпу и стали расчленять ее на отдельные группы. Лидеров, активистов и людей с плакатами заталкивали в «автозаки» и развозили по райотделам милиции, следственным изоляторам и спецприемникам, остальных автобусами вывозили за город и высаживали в чистом поле. Со многих демонстрантов срывали верхнюю одежду и даже джинсы, – и это на декабрьском морозе! Всего было задержано около 3 тысяч человек. Начальник политотдела МВД КазССР генерал-майор М. Калматаев докладывал впоследствии комиссии по расследованию событий 16-18 декабря: «Парней и девушек по несколько часов заставляли лежать на снегу. Тот, кто хоть на секунду смел поднять голову или оторвать грудь от земли, сразу же получал удар дубинкой. Я об этом безобразии докладывал второму секретарю ЦК Мирошхину. Мирошхин зло усмехнулся: «Ты, может, им одеяло принесешь из дома?»…».
  • Именно после разгона митинга в Алма-Ате начались массовые беспорядки. Молодые казахи нападали на русских, били и оскорбляли милиционеров, забрасывали камнями госучреждения, поджигали машины и разбивали витрины магазинов. Но с этими выступлениями власти быстро справились. Около сотни человек осуждены к разным срокам. Были и анекдотические ситуации. Например, студент Бекбосынов, несший плакат «Да здравствуют идеи Ленина!», получил два года лишения свободы, рабочий Ауэзов (плакат «Каждому народу своего вождя!») — 5 лет, а служащий Бисенбаев (транспарант «Никаких привилегий ни одной нации!») — целых 7 лет.
  • За мужество и самоотверженность, проявленные при подавлении декабрьского выступления, министр внутренних дел Казахской ССР Г. Князев был награжден боевым орденом Красной Звезды, 1586 сотрудников республиканского МВД получили Почетные Грамоты, знаки «За отличную службу» и «Отличник милиции», денежные премии и благодарности.
  • 1997 год — 685 японских детей доставлено в больницы с приступами, сходными с эпилептическими. В легкой форме симптомы наблюдались еще у 10 тысяч детей. Это произошло после просмотра «Компьютерного воина Поригона» – одной из серий мультсериала о покемонах.
  • Скандал с покемонами имел очень большой резонанс. Новостные программы всего мира запугивали зрителей ужасами, таящимися в японской анимации. Правительство Японии запретило показ сериала. Но японские дети были с этим категорически не согласны. Они завалили телестудию и госучреждения миллионами писем, требовавших вернуть покемонов на экран. К тому времени специальная комиссия нашла виновника массового заболевания: им оказался 5-секундный фрагмент, попавший в эфир по недосмотру аниматоров. Быстрое мигание синего и красного цветов угнетающе подействовало на детишек с ослабленной нервной системой. Четыре месяца спустя тщательно обезвреженные «Покемоны» вернулись в сетку вещания. В конце 2000 года мультсериал начал демонстрироваться на общероссийском канале ОРТ.

[Этот день в Истории!]



"Если тебе тяжело, значит ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть. Генри Форд"