Тени гражданской войны! В Горном Алтае!

"Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума. Ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь — счастливую, так как иной нет." Константин Циолковский

Тени гражданской войны! В Горном Алтае!

Что я знал о гражданской войне в горном Алтае? Не много. Слышал имя Кайгородова, Долгих, Сухова. Потому что в Барнауле есть улица Петра Сухова.

Бюст П. Сухову в с. Тюнгур.
Бюст П. Сухову в с. Тюнгур.

В начале 80-ых годов ХХ в. было, принято говорить о подвигах красноармейцев. О переходе Долгих через Теректинский хребет. «В апреле 1922 года красный командир, Долгих, совершив со своим отрядом трудный переход через Терехтинский хребет, настиг Кайгородова. В коротком бою Кайгородов был убит. Голову его на пике провезли по Чуйскому тракту, показывая в алтайских и русских селениях. Эта мера была продиктована не жестокостью, а необходимостью. Имя бандита обросло легендами. Запугивая население, Кайгородов стремился внушить, что он неуловим».

Все туристы кто ехал по Чуйскому тракту, знали трагедию на Белом боме. «В годы Гражданской войны в районе Ак-Бома погиб чуть ли не целый отряд красноармейцев под командованием И.Н. Кудрявцева, попавших в засаду у этого места летом 1921 года»

Чуйский тракт. Белый бом.
Чуйский тракт. Белый бом.

Еще я знал историю коммуны «Свободный труд» В марте 1920 года была создана первая в Горном Алтае сельскохозяйственная коммуна «Свободный труд». В августе 1920 года начался перегон скота в долину р. Чулышман на земли монастыря. По постановлению правительства монастырское имущество переходило в собственность коммуны. В сентябре 1921 г. бандитские налеты стали почти ежедневными. Был организован отряд из комячейки и местного населения. Преданный коммунарам алтаец Кирилл Чадек рассказывал, что вокруг бродят банды Штанакова, Словарецкого, Токпокова. В ночь с 19 на 20 декабря в коммуну ворвались бандиты. Предводитель банды Афонька Манеев насмерть забил коммунара Осипа Чуприянова. Бил, приговаривая: «Вот тебе, черная корова. Вот тебе, черная корова». Незадолго до этого поселковый Совет реквизировал у кулаков Манеевых часть имущества. Корова была передана бедняку Чуприянову. Одиннадцать коммунаров было убито, имущество коммуны разграблено. Лишь в январе 1922 года, с установлением санного пути, прибыл из Бийска отряд частей особого назначения и добровольческий отряд совпартшколы. Одновременно в долину ворвался отряд добровольцев из Улагана. Бойцы Красной Армии, ЧОНовцы и добровольцы уничтожили и развеяли банды. Лишь немногим бандитам удалось бежать к Кайгородову.

Отдельно о Чулышманском монастыре можно прочитать в тексте «Монастырский клад ждет вас» https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/monastyrskii-klad-jdet-vas-5d4b981043bee300aef82fa6

Памятник коммунарам. Чулышманский монастырь.
Памятник коммунарам. Чулышманский монастырь.

Собирая факты о Телецком озере, часто находишь, что то новое. Тем более, раньше тема гражданской войны меня совсем не трогала, а теперь я обращаю внимание на такие цитаты из книг советских писателей. «Чулышманская долина раскинулась на берегах далекого Алтын-Келя — Телецкого озера. Она отгорожена громадными скалами. В то время к ней вели труднопроходимые горные тропы. Именно в таких местах часто свирепствовали банды».

Но фактов совсем не много. Или я что то не понимаю, например, численность войск. Еще одна цитата, в которой меня удивили цифры. «В 1923 году отряд ЧОН в 300 человек в районе Телецкого озера разгромил банды Штанакова, потерявшей убитыми, ранеными и пленными 578 человек, при незначительных потерях со стороны ЧОН».

А в другом тексте читаем: «12 апреля 1920 года, при ликвидации колчаковских войск, отступивших вглубь Горного Алтая, батальон 233-го Казанского полка занял чулышманский мужской Благовещенский монастырь. (В монастыре еще жили монахи и не было коммунаров. Прим. В.Климов) При занятии монастыря батальон захватил до 270 солдат и офицеров противника, 20 тысяч патронов».

В этих обрывочных сведениях говорится о крупных военных действиях, но не менее страшно представить трагедию на Ижоне. «В 1917 году иеромонах Димитрии, миссионер Усть-Башкаусского стана и иеромонах Серафим обустроили скит. По воспоминаниям старожилов собранных краеведом Т.Г Дулькейтом, в 1919 г члены отряда красноармейцев, проходя по берегу озера, набрели на скит и в надежде поживится монастырским золотом, расстреляли двух монахов. Золота они естественно не нашли».

В архивах Томска, Барнаула и Бийска должны храниться сведенья о боевых действиях, о героических походах красноармейцев и набегах «белобандитов». Понимаю, что сегодня иначе, чем в советское время оценивают действия белогвардейцев, можно говорить, что они боролись за сохранение власти, воевали с террористами и сепаратистами, незаконно захватившими власть. Пришло время прощения, но в тоже время нужно помнить, что реки крови не смыли историческую память. Или смыли? И пора забыть, что в стране был Советский период, которому предшествовала жестокая братоубийственная война?



"Никогда не надейся, что изменится кто-то другой. Изменения всегда нужно начинать с самого себя. Ошо"

Related posts