Там живут несчастные люди-дикари


Там живут несчастные люди-дикари

Австралийских аборигенов признали коренными жителями континента

Здание в Сиднее, раскрашенное в цвета флага австралийских аборигенов.

Здание в Сиднее, раскрашенное в цвета флага австралийских аборигенов.
Фото: Mick Tsikas / Reuters

Австралийский парламент проголосовал за признание аборигенов коренным населением континента. Следующим шагом должно стать внесение этих строчек в конституцию страны, в которой первопоселенцы не упомянуты вообще. Этот жест, скорее всего, так и останется символическим. Десятилетия борьбы за свои права не принесли полумиллиону аборигенов ничего хорошего за исключением мирового признания их культурного наследия.

«Ничья земля»

Как ни парадоксально, но отсутствие слов о коренном населении в основном законе Австралии — проявление вовсе не дискриминации, а, напротив, борьбы с ней. Изначально аборигены упоминались в конституции дважды, но ничего хорошего в этом для них не было. Во-первых, там говорилось, что аборигенов запрещено учитывать при проведении переписи населения. Во-вторых, конституция утверждала, что местные темнокожие недостойны жить по законам белых людей и для них нужны особые правила, которые применимы только к ним.

К моменту принятия основного закона в 1901 году положение аборигенов было далеко не радужным. Когда британцы только прибыли на континент в 1788 году, численность местного населения составляла около миллиона человек. К началу XX века их едва ли насчитывалось сто тысяч. Остальные погибли либо из-за привезенных европейцами болезней, против которых у коренных австралийцев не было иммунитета, либо из-за столкновений с прибывающими гостями.

В середине XIX века колониальные власти решили оградить сограждан от «дикарей»: с 1860 года на территории будущих австралийских штатов начали один за другим приниматься законы, создававшие для первопоселенцев резервации. Последние из них были сформированы в самом начале XX века. На словах ограниченные территории создавались на благо их жителей, но в реальности коренное население фактически лишалось всех прав. Будучи приписанными к той или иной резервации, аборигены официально теряли возможность свободно передвигаться, работать и иметь частную собственность.

Желая отгородиться от аборигенов, которых выделяли в отдельную расу, колонизаторы долгое время не могли решить, как им поступать с метисами — детьми, рожденными местными женщинами от белых мужчин. В особенности расовый вопрос беспокоил их в связи с тем, что среди метисов встречались не только полукровки, но и те, кто был лишь на четверть и даже на одну восьмую аборигенами. Относить их к темнокожим? Так они вовсе и не темные. Считать их белыми? Тоже не вариант — по менталитету метисы были такими же «дикарями», что и их чистокровные собратья. В итоге выход был найден: всех детей, отличающихся от родителей по цвету кожи (хотя под горячую руку попадались и «обычные» дети), из резерваций стали забирать и отдавать в белые приемные семьи или отправлять в приюты и интернаты.

Началась эта практика примерно в конце XIX — начале XX века и продолжалась почти до 1970-х годов. Уже через много лет власти Австралии организовали исследование, по итогам которого выяснилось, что за все время действия программы родителей лишились около ста тысяч детей аборигенов. Их так и прозвали «украденными поколениями» (Stolen Generations).

Переломный момент наступил с проведением в 1967 году референдума о внесении поправок в конституцию. Отношение к коренному населению к тому моменту значительно поменялось: большинством почти в 91 процент голосов избиратели поддержали изъятие из основного закона положений, дискриминирующих коренных австралийцев. К тому моменту большая часть аборигенов уже имела право голоса: его они получили еще в 1949 году вместе с австралийским гражданством, которое было предоставлено всему населению взамен британского подданства.

Новый статус, на бумаге уравнивавший коренных австралийцев с австралийцами пришлыми, придал аборигенам уверенности в себе. С этого момента они начали активно отстаивать свои права — тем более что они по-прежнему были лишены очень и очень многого. Бывшие «дикари» начали прибегать в том числе и к помощи судов, хотя поначалу у них это получалось не очень хорошо. Первый иск, поданный в 1971 году племенем йолнгу против добывающей компании Nabalco, претендующей на их земли на Северной территории, аборигены проиграли. Однако на их сторону встало федеральное правительство, которое пять лет спустя постановило: резервации принадлежат их жителям (правда, это касалось только данного региона).

На всю территорию континента (и близлежащие острова) соответствующий принцип был распространен только в 1993 году с принятием нового закона. За год до этого племя мериам с острова Мюррей выиграло в Высоком суде (высшей судебной инстанции страны) иск к правительству штата Квинсленд. Судьи тогда отменили решение своего коллеги, который в 1971 году постановил, что до прибытия на континент европейцев земли были ничейными. Отныне хозяевами резерваций были признаны аборигены. Впрочем, в 1998 году их права существенно урезали: в закон внесли поправки, которые ограничили возможности коренных австралийцев препятствовать использованию их земель компаниями в коммерческих целях.

Украденные поколения

К 1997 году подоспел правительственный доклад, посвященный «украденным поколениям». Он шокировал население и руководство страны. Среди прочего в документе содержалась рекомендация правительству принести аборигенам официальные извинения. Власти отдельных штатов впоследствии так и поступили, однако в столице просить прощения не захотели. Мотивировка была простая: «Детей крали не мы, не нам и извиняться».

Впрочем, в Канберре все же предприняли несколько неуклюжих попыток загладить вину перед бывшими «дикарями». В 1998 году власти учредили памятную дату — День сожаления (National Sorry Day), которая отмечается 26 мая. На следующий год федеральный парламент принял Предложение о примирении (Motion of Reconciliation), авторы которого, однако, использовали все свое мастерство, чтобы избежать слов извинений. Кроме того, в 1999 году в стране провели референдум об объявлении Австралии республикой во главе с президентом. Вторым вопросом, вынесенным на голосование, стало добавление к конституции преамбулы, в которой в том числе упоминались бы аборигены — их планировалось назвать коренными жителями Австралии. Однако плебисцит провалился: австралийцы отвергли оба пункта.

Повторно о референдуме, главной целью которого должно было стать официальное признание аборигенов, заговорили только в 2007 году — в преддверии очередных выборов в парламент. Провести его пообещал тогдашний премьер Джон Говард (John Howard), но только в том случае, если к власти снова придет его Либеральная партия. Однако победу на выборах одержали лейбористы, и они поступили с точностью до наоборот — отказались от референдума, но зато решились принести долгожданные извинения. Речь, признанную исторической, в 2008 году произнес новый премьер Кевин Радд (Kevin Rudd), сделавший главный упор на страданиях «украденных поколений».

Большинство аборигенов, впрочем, к извинениям отнеслись прохладно. В то время как одни настаивали на том, что они слишком запоздали, другие требовали, чтобы вместо пустых, по их мнению, слов им лучше бы заплатили деньги. В преддверии речи, о которой было объявлено заранее, властям даже выставили счет — он составил миллиард австралийских долларов (870 миллионов долларов США по тогдашнему курсу). Однако премьер был непреклонен: по его словам, гораздо больше пользы принесут обширные инвестиции в улучшение образования и здравоохранения в резервациях.

Между тем правительство лейбористов решило исправить ошибку, совершенную, по их мнению, предыдущим либеральным правительством — речь идет об отказе подписать декларацию ООН о правах коренных народов, принятую двумя годами ранее. Австралия тогда оказалась одним из четырех государств, проголосовавших против нее (остальными тремя были Новая Зеландия, Канада и США), в то время как «за» высказались 143 страны. В качестве причины отказа ратифицировать документ в Канберре назвали принцип единства закона для всего населения. В правительстве сочли, что подписание декларации заставит аборигенов чувствовать себя «равнее» остальных граждан, чего допускать никак нельзя. Лейбористы эти аргументы отмели и в 2009 году ратифицировали декларацию.

А уже в 2010-м партия объявила о планах исправить и свою ошибку, пообещав в скором провести референдум о признании аборигенов коренным населением. Это решение в ноябре огласила Джулия Гиллард, пятью месяцами ранее занявшая кресло премьера. Изначально голосование планировалось провести к 2013 году, однако «из-за сложностей и пертурбаций», по выражению Гиллард, его пришлось отложить. Согласно нынешним планам, изложенным в принятом депутатами проекте, референдум должен состояться в 2014 году — после очередных выборов.

Эксперты решение парламента назвали важным, но в большей степени символическим — никаких материальных выгод аборигенам оно не несет. Более того, не факт, что их жизнь изменится в лучшую сторону и в случае удачного голосования на плебисците.

А менять явно что-то надо: коренное население многие десятилетия остается самой уязвимой группой населения страны. Согласно правительственным данным, ожидаемая продолжительность жизни аборигенов 1996-2001 годов рождения составляет 59,4 года среди мужчин и 64,8 года среди женщин, что на 16-17 лет меньше, чем у их условно белых сограждан. Уровень безработицы в резервациях в среднем в три раза выше, чем по остальной стране. Что касается шансов оказаться за решеткой, то у аборигенов они в 13 раз выше, чем у остальных австралийцев.

В такой обстановке одними символами не обойтись. Так считают и сами коренные жители, которых насчитывается лишь 470 тысяч от 22-миллионного населения страны. По словам борца за права аборигенов Пэта Додсона, решение парламента — это холм, на который удалось забраться, но покорение горы еще впереди.

Источник

Змеиногорск называют Алтайской Швейцарией. И разве это не правда??? Древнейшие скалы, красивые озера, привлекают к нам людей со всех уголков России. Люди побывав здесь, возвращаются вновь и вновь, чтобы насладиться чистым воздухом, напоенным ароматом горных трав, послушать звонкие песни горных ручейков, при коснуться к вечности у древних скал… А на местных реках и сегодня, как в добрые старые времена, можно намыть золотого песка, если конечно повезет…

информация по теме

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память

"Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть. Фридрих Ницше"

Related posts