Так кто-же он, первый рудокоп Змеевых гор?


Так кто-же он, первый рудокоп Змеевых гор?

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.      Статуэтка рудокопа. Случайная находка. Место находки Алтай (?). Бронза; литье. Высота 13,5 см. Инв. № 1650-1. Место хранения в собрании Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.      В 2015 году я готовил доклад на Международную Научно-Практическую конференцию «XVI Международный симпозиум сохранение, изучение и воспроизводство культурного наследия Алтайского края». Тема моего доклада была «О достоверности в изучении и воспроизводстве культурного наследия». Где я описывал всю хронологию появления Змеиногорского рудника.      Наш рудник был найден по следам Чудских копи в 1725 году Демидовскими рудознатцами, впоследствии в 1736 году был заложен Корболихинский медный рудник, позже в 1737 году он стал Змеево Свинечным, и в 1744 году знаменитым серебряным рудником, главным поставщиком серебра Императорского двора, из серебра которого была отлита рака Александра Невского.

      Рассказывая хронологию, нельзя было не упомянуть о самых первых рудознатцах – Чудских рудокопов, которые первыми начали осваивать Змеиную гору приблизительно в конце 3-его в начале 2-го века до нашей эры, и знали ее тайну. В зале археологии МБУК «Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова» висит рисунок «Чудского рудокопа». Раз есть рисунок, значит есть оригинал, с которого его рисовали. Мы начали искать. Ведь это наглядное изображение первых людей в Змеевых горах. В интернете существует единственный фрагмент неизвестной на то время книги с изображением «Чудского рудокопа»: Рис. XIV Бронзовая статуэтка, изображающая древнего Чудского рудокопа. Найдена в Сибири, находится в Императорском Эрмитаже.

     Это дало нам название статуэтки, и место ее хранения до реформы русской орфографии 1918 года. Мы с Валентиной Христиановной Смирновой (в то время директор музея) сразу же запросили Государственный Эрмитаж про информацию об этой статуэтке. Ответ нас расстроил: статуэтка утеряна и место нахождения неизвестно. Мы провели конференцию, но продолжили искать информацию.      В интернете «гуляет» статья «Кыштымский карлик – Алешенька», его сравнивают с Чудским рудокопом и публикуется наше изображение. «… Его разместил на своих страницах журнал «Наука и Религия» за 1996 год. Рисунок изображал «чудского рудокопа» и был выполнен с бронзовой статуэтки, найденной 200 лет назад в Сибири и вылитой, предположительно, в первых веках нашей эры где-то на Урале. Вглядитесь в этого «рудокопа». Это человек? Нет, это не человек, это именно человечек! Приветливый человечек с улыбкой «до ушей», сразу понятно, что «вживую» — небольшого роста. …». Мы сразу же запросили журнал «Наука и Религия» о публикации этой статуэтки и место ее хранения. Ответ почти совпал с ответом Эрмитажа. И перестали на время разыскивать эту статуэтку.      В этом году я веду большую переписку с музеями и библиотеками Санкт-Петербурга на предмет экспонатов связанных с историей Змеиногорска. Изучая труды Розена Михаила Федоровича (1902-1989) известного алтайского краеведа, геолога, горного инженера, который работал на Змеиногорском руднике. Я увидел, что он видел статуэтку в живую. Значит в Советское время статуэтка была в Эрмитаже, и я решил повторить запрос в Эрмитаж. И О ЧУДО!!! Статуэтка жива и в наличии. Со мной связалась Александра Валерьевна Кольцова, аппарат дирекции Государственного Эрмитажа, и сообщила следующее:      Спасибо за Ваше письмо. Эта статуэтка рудокопа хранится в собрании Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа. Её инвентарный номер 1650-1.      Статуэтка изображает полуобнаженного человека с большими глазами, острым носом, широким ртом и острым выступающим подбородком. Руки согнуты в локтях, в правой руке орудие с изогнутым наконечником, в левой палка с круглым плоским навершием. На голове остроконечная шапка, на шее двойное ожерелье со спускающимся на живот концом; на бедрах пояс и повязка, на ногах низкая обувь, через плечо – перевязь. Статуэтка отлита вместе с невысоким прямоугольным, двухступенчатым постаментом.      Материал – бронза, техника – литье. Высота – 13,5 см.      Случайная находка. Место находки Алтай (?).      Судя по всему, памятник происходит из фондов Императорского Эрмитажа. Источник поступления, к сожалению, неизвестен.      Информация предоставлена Отделом археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.      И она перенаправила нас дальше для получения изображения Чудского рудокопа. Огромное СПАСИБО Александре Валерьевне за ее помощь в поиске статуэтки. Как нас обрадовало, что место находки Алтай (?), пусть даже со знаком вопроса.      Совместно с журналистом «Змеиногорский Вестник» Станиславом Семенцовым (https://ok.ru/profile/580299313945), мы начали разыскивать книгу, в которой был отображен первый рисунок этой статуэтки, чтобы найти ее описание. Огромное спасибо Станиславу, за поиски материала и исторических книг.      Ларчик открывался просто. В 2015 году, на момент поиска, зал археологии в МБУК «Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова» был собран и оформлен кандидатом исторических наук, историком, археологом, краеведом Змеиногорска Юрием Петровичем Алехиным. Значит эта картинка чудского рудокопа попала на стенд благодаря Юрию Петровичу. Я решил перечитать его труды. В книге «Серебряный венец России» 2003 года издания, в статье Юрия Петровича «Рудный Алтай в древности и в средневековье» есть описание этого изображения. Страница 25, «… В 1890г. Д.Н. Анучин опубликовал бронзовую статуэтку «чудского» рудокопа (19), ныне хранящуюся в Государственном Эрмитаже и вторично опубликованную в 1983 г. М.Ф. Розеном. …» Здесь есть неточность, М.Ф. Розен, не второй человек, кто опубликовал это изображение. Об этом чуть позже. Но это нам позволило искать момент появления изображения и его описание.      Начнем по порядку, то, что нам удалось найти.

Первое упоминание в 1856 году

Первое упоминание статуэтки было сделано в 1856 году, это позволяет нам говорить, что в это время статуэтка уже была в Императорском Эрмитаже.      Это книга: О чудскихъ копяхъ, сочинение академика Эйхвальда Эдуарда Ивановича, Год издания 1856, Место издания Санкт-Петербург. На странице 18 Эдуард Иванович дает описание статуэтки и свои предположения о том, как выглядел Чудский рудокоп.

     « … 3) Еще примѣчательнѣе мѣдная статуйка (до 5 дюймовъ высоты) нагаго рудокопа въ остроконечной шапкѣ, утолщенный край которой назади продолжается длиннымъ широкимъ отросткомъ, которымъ сзади покрывается вся шея; на шеѣ видны два рода, корольковъ, можетъ быть стекляныхъ, на которыхъ спереди на груди виситъ суконная или деревянная пластинка, служившая украшенiемъ или амулетомъ; подобныхъ деревянныхъ пластинокъ съ разными вырѣзанными фигурами находится много въ Эрмитажѣ изъ алтайскихъ могилъ; еще нынѣ носятъ Эстонки, западный народъ финскаго племени, подобныя же, но жестяныя украшенiя на груди, называемыя ими бреци. Сверхъ того передникъ изъ оленьей кожи, съ шерстью обращенною наружу, покрываетъ поясъ рудокопа, который лѣвою рукою подымаетъ каменный плоско-округленный молотокъ (какъ на Табл. IV фиг. 1 и 2), а правою держитъ кинжалъ о двухъ лезвеяхъ; на острiе же кинжала находится предметъ, ие ясно обозначенный, можетъ быть голова убитаго имъ животнаго. Лицо весьма примѣчательно тѣмъ, что глаза и ротъ большiе, даже больше, чѣмъ вообще у человѣка, такъ что изъ этой мѣдной статуйки несомнѣнно выходить, что рудокопъ не былъ настоящаго монгольскаго племени, у котораго малые глаза. Каменный бабы въ отношенiи большой головы весьма походятъ на это лицо. …»      Очень жаль, но рисунка статуэтки в этой книге нет. Это первое описание чудского рудокопа.      Между этой книгой, и следующей есть еще справочник экспонатов Сибири в Эрмитаже, она небольшая, но найти в свободном доступе мы ее не смогли. Мы продолжим поиски всех описаний этой статуэтки и того, кто ее первый нарисовал и опубликовал.

Второе упоминание и первая публикация рисунка в 1890 году

Следующую книгу нам подсказали труды Юрия Петровича Алехина. Это книга Древности Труды Московского археологического общества Том 14, год издания 1890, место издания Москва, изданного под редакцией В.К.Трутовскаго. На стр. 227-313 напечатан труд Д. Н. Анучина «К истории ознакомления с Сибирью до Ермака (Древне-русское сказание «о человеках незнаемых в восточной стране» (с 14 рисунками и одной фототипной картой))». На странице 301 то самое изображение, которое покорило интернет и применялось во всех статьях в последствии. В этом же году Дмитрий Николаевич опубликовал этот труд, один в один, в отдельном труде – К истории ознакомления с Сибирью до Ермака : древнее русское сказание “О человецех незнаемых в восточной стране” : археолого-этнографический этюд : с 14-ю рисунками в тексте. – М., 1890. На обложке которого, было написано, что «с рисунками в тексте из XIV тома «Древности»». Это говорит о том, что «Древности» вышли в свет раньше. На странице 77 наш «Чудский рудокоп» и статья из XIV тома «Древности».       В первой книге «Древности» на странице 300 – 301 говорится о нашем рудокопе:      «…Такимъ образомъ, вѣрованiе въ существованiе подъ землею людей было съ давнихъ поръ въ ходу у еѣверныхъ инородцевъ 154). Новгородское сказанiе помѣщаетъ ихъ однако въ страну у верховьевъ Оби и не говоритъ, чтобы они жили въ землѣ, а только, что они «ходятъ по подъ землею… иною рѣкою день да нощь съ огни», но все-таки «выходятъ на озеро». Какiе же это люди, ходящiе съ огнемъ подъ землею, по особымъ рѣкамъ (или ходамъ), и для чего они могли это дѣлать? По всей вѣроятности, въ этомъ извѣстiи переданъ слухъ о той Чуди, которая пролагала въ Алтаѣ подъ землей свои копи для добыванiя изъ нихъ мѣдной руды. Извѣстно, что какъ въ Алтаѣ, такъ и въ Уралѣ, Русскiе открывали рудники, большей частью, по слѣдамъ какого-то древняго народа, который былъ знакомъ съ металлургiей, и открылъ въ этихъ горахъ почти всѣ болѣе замѣчательныя въ нихъ мѣдныя мѣсторожденiя. Въ нѣкоторыхъ копяхъ находили даже покинутыя или потерянный прежними рабочими орудiя, каменныя, костяныя или мѣдныя кайлы (кирки) и молотки, дереревянные ковши, остатки кожаныхъ мѣшковъ, даже огарки грубыхъ сальныхъ свѣчей и кости самыхъ погибшихъ рудокоповъ. Въ Сибири найдена была даже бронзовая статуетка (см. рис. 14), изображающая, повидимому, одного такого древняго рудокопа, съ молоткомъ и еще какимъ-то орудiум въ рукахъ, съ башлыкомъ на головѣ и съ кожанымъ мѣшкомъ для руды, у пояса. Не-сомненно, что слухъ объ этой древней горной промышленности долженъ былъ распространиться и среди сосѣднихъ пародовъ, жившихъ еще въ состоянiи дикости и звѣроловства, хотя и не всегда могъ быть правильно понятъ ими. …»

       На странице 301 самый первый рисунок «Чудского рудокопа» который мы смогли найти. Который в последствии постоянно публиковался в интернете. Дмитрий Николаевич в своей книге позволяет себе высказать предположение, что озеро которое упоминается у Чуди, это Колыванское, находящееся в рудоносном западном Алтае, в 30 верстах к с.с.в от Змеиногорска. Очень интересный труд Дмитрия Николаевича.

Третье упоминание и вторая публикация рисунка в 1896 году

Следующий труд, где мы обнаружили описание и изображение «Чудского рудокопа», это Радлов Василий Васильевич (1837-1918), Сибирские древности. Год издания 1896 год.      На странице 21-22 Василий Васильевич упоминает нашу статуэтку:      «…Кромѣ этихъ предметовъ украшенія, часто находятъ еще мѣдные колокольчики, въ видѣ полуядра, украшенные фигурами дикихъ козъ и оленей. Въ Императорскомъ Эрмитажѣ сохраняются пять подобныхъ экземпляровъ, найденныхъ на Алтаѣ; нѣкоторые изъ нихъ имѣютъ около 4 верш. вышины. Трудно угадать, каково было назначеніе ихъ. Въ числѣ украшеній заслуживаетъ еще особаго вниманія: 1) найденная на Алтаѣ большая плитка, шириною въ 2 в. и почти въ 4 в. длиною, на коей изображенъ охотникъ съ двумя собаками; 2) вылитая изъ мѣди статуэтка рудокопа. Оба вышеупомянутые предмета такъ же находятся въ Эрмитажѣ. …»      На странице 30 Василий Васильевич дает свое описание рудокопа и Чуди:      «… Еще менѣе указаній даютъ намъ древности бронзоваго періода относительно одежды и жилища этихъ народовъ. Рисунки на камнѣ нигдѣ не обнаруживают ясныхъ признаковъ платья на изображенныхъ здѣсь людяхъ. Точно также и охотникъ, изображенный на вышеупомянутой мѣдной пластинкѣ, а равно весьма изящно сдѣланная статуэтка рудокопа кажутся почти совершенно голыми. На статуэткѣ рудокопа ясно замѣтенъ кожаный передникъ, которымъ покрыты бедра этого работника. Такъ какъ климатическія условія края не даютъ возможности предположить, чтобы люди ходили неодѣтыми, то мы должны допустить, что ихъ платья очень тѣсно прилегали къ тѣлу, и что они не носили длинныхъ одѣяній. Знакомство съ ткаными матеріями и употребление ихъ для одежды доказывается найденными въ одной изъ могилъ на Іюсѣ слѣдами ткани. Каменныя статуи указываютъ на то, что эти люди стягивали части своего одѣянія вокругъ таліи поясомъ. Что такіе пояса часто были кожанные, доказываютъ намъ поясныя пряжки и предметы, служившие очевидно украшеніями поясовъ съ остріями и петлями. На головахъ, мужчины носили, какъ показываютъ изображеніе охотника и статуэтка рудокопа, то острыя шапочки, то, судя по нѣкоторымъ каменнымъ изображеніямъ Козанъ-Кушъ-Таша на Іюсѣ и каменному изображенію мужчины у могильнаго памятника Козы-Керпеша на Аягузѣ,—ермолки, плотно охватывавшія голову. Женщины точно также носили, судя по каменнымъ изображеніямъ на Аягузѣ, острыя шапки съ висячими по бокамъ клапанами. На шапкѣ рудокопа виденъ спускающійся на затылокъ кусокъ кожи. Такимъ образомъ острая шапка могла быть по формѣ похожа на киргизскій малахай. Рудокопъ носитъ, повидимому, кожаную сумку, которая виситъ черезъ плечо на ремнѣ; она могла, можетъ быть, служить для собиранія кусковъ руды, хотя для такого назначенія она не довольно объемиста. Каменныя фигуры показываютъ, что мужчины отростали короткую бороду и довольно густые усы, а женщины носили волосы, заплетенные въ косы, висящія по обѣ стороны лица, на шеѣ и на груди. О жилищѣ этихъ народовъ, уцѣлѣвшіе памятники древности не даютъ намъ никакихъ данныхъ. Мы нигдѣ не встрѣчаемъ рисунковъ, изображающихъ ихъ дома; во всякомъ случаѣ они не имѣли никакихъ постоянныхъ каменныхъ построекъ, такъ какъ отъ таковыхъ не осталось никакихъ слѣдовъ. …»      В своей книге, Василий Васильевич вторично показывает рисунок чудского рудокопа. Это второй известный нам случай публикации в хронологическом порядке изображения статуэтки.

Четвертое упоминание и третья публикация рисунка в 1983 году

И вот мы дошли до третьей публикации статуэтки.      Это Современное появление этого рисунка стало возможно статьям Розена Михаила Федоровича – Древняя металлургия и горное дело на Алтае // Древние горняки и металлурги Сибири. Барнаул, 1983. Мы нашли эту статью в книге Михаила Федоровича «Колывань и гора Змеиная, Барнаул, 1983 год». На странице 68 отображена эта статуэтка.

     Приблизительно вот так выглядели Чудские рудокопы. Которые нашли руду и разрабатывали Змеевы горы, если бы ни их копи, Змеиногорск появился бы намного позже. Мы привели малую часть информации о чудском рудокопе в исторических трудах. Если кому интересно почитать про Чудь, можно в исторических книгах, которые мы привели здесь. Мы продолжим искать упоминания про эту статуэтку и искать ответы на главные вопросы: место находки, кто нашел, кто передал в Эрмитаж, кто сделал первый рисунок рудокопа.      Мы хотим еще раз выразить благодарность всем сотрудникам Государственного Эрмитажа за помощь в получении изображения статуэтки рудокопа и ее описания. Особенно: Александре Валерьевне Кольцовой, из аппарата дирекции Государственного Эрмитажа Анастасии Александровне Микляевой, начальнику отдела обеспечения публикаций, Государственного Эрмитажа Татьяне Ивановне Киреевой, отдел обеспечения публикаций Государственного Эрмитажа Светлане Борисовне Адаксиной, заместителю генерального директора Государственного Эрмитажа, главный хранитель. Отдельное спасибо Станиславу Семенцову (https://ok.ru/profile/580299313945), за поиск исторических книг.

Змеиногорский Кунстштат

"

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Уж лучше голодать, чем что попало есть, И лучше одному, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям
"

Related posts