Тайны Чуйского торгового пути!

Алтай! Чуйский торговый путь! «Топор стоимостью десятка голов скота?»

Чуйский тракт

— С чего все начиналось?

— С крепостей…

Алтай. Чуйский торговый путь. «Топор стоимостью десятка голов скота»

Возникновение русско-алтайских торговых связей имеет исторические корни. Они устанавливались в ходе закономерного исторического развития как экономическая необходимость.

«…Начало русско-алтайских связей относится к первой половине 17 века. Этому способствовало строительство Сибирской, Омской, Усть-Каменогорской, Семипалатинской, Бухтарминской, Кузнецкой и Колыванской крепостей, составивших единую южно-сибирскую укрепленную линию, которая включала в себя более 120 крепостей, форпостов, редутов, сторожевых постов.

Долина Чуи. Фото Ольга Шадрина

Особенно большое значение имели основание в 1709 году Бикатунской крепости и строительство заводов на Алтае, что вызвало значительный приток русского населения. Исключительно важную роль в развитии торговых связей сыграло образование первых русских сел: Кислухи, Бобровки, Санникова, Верх-Катунска, Сросток, Тарханского (современная Быстрянка), Алтайска, Карагужа и других.

Бикатунская крепость. Реконструкция

Уже к 1825 году за Бийской казачьей линией насчитывалось 54 русских селения. Из таких сел в первой четверти 19 века образуется Алтайская волость. С этого времени усиливается связь насельников и коренных жителей. В обмен на скот, пушнину и кедровый орех алтайцы получают жизненно необходимые товары, производить которые они не могли в условиях полукочевого и кочевого хозяйства: зерно, сукно, различные ткани, изделия из железа, предметы для охоты.

Гужевая дорога. Фото Ольга Шадрина

По мере освоения русскими сибирских и алтайских земель складываются более благоприятные условия для быстрого развития и продвижения русской торговли на новые рубежи. Алтайский рынок все больше втягивается во всероссийский. Если в начальной стадии своего возникновения русско-алтайская торговля носила исключительно локальный, «степной» характер, которой занимались в основном казаки южно-сибирских укрепленной линии и чины царской администрации, то начиная, с конца 18 века радиус ее действия расширяется, охватывая все новые районы предгорья.

В 19 веке дальнейшее развитие торговых связей русских и алтайцев идет путем выделения хозяйствами переселенцев и посадских людей части своих продуктов и изделий на продажу. Наиболее предприимчивые крестьяне и некоторые мещане становятся скупщиками. Впоследствии из них, а также за счет притока торговцев из других городов Сибири, складывается класс алтайских купцов.

Фото Ольга Шадрина

Большое распространение получает конная развозная и ярмарочная торговля. Купцы как сами, так и через своих приказчиков, доставляют товары не только на близкие, но и на отдаленные стоянки. И если вначале они посещают стойбища алтайцев только наездами, то исключительная выгодность торговли заставляет их строить в горах склады и заимки для хранения своих товаров и содержания купленного скота.

Первым торговым пунктом в горах Алтая явилась заимка Шебалино, получившая такое название по фамилии купца Шебалина, имевшего здесь свои склады. Вслед за этой заимкой торговые точки возникают в Топучей, Теньге и Онгудае.

Архивное фото. Онгудай.

К началу семидесятых годов 19 века весь Горный Алтай был втянут в орбиту малых и больших торговых операций.

Торговля здесь с самого начала носила ростовщический, принудительно-кредитный и меновый характер, который сохранялся довольно длительное время. Ради наживы купцы шли на любой обман и мошенничество. Были нередки случаи, когда, например, топор, отданный купцом в долг, вырастал под процентами до стоимости десятка голов скота.

Торговые сделки сводились к высасыванию сырьевых ресурсов из алтайских хозяйств, что тормозило развитие производительных сил.

С другой стороны, растущий торговый товарооборот, все больше расширяя сферу влияния и втягивая алтайские хозяйства в товарно-денежные отношения, способствовал более быстрому общественному разделению труда и развитию элементов капитализма.

В усилении русско-алтайских торговых связей большую роль сыграл Чуйский торговый путь (горная тропа), освоение которого началось в результате добровольного вхождения южных алтайцев в 1756 году в состав Российской империи. Первые сведения о нем в русских письменных источниках встречаются, начиная с 1788 года, когда купцы впервые достигли реки Чуи у Курайской степи (имеется в виду район современного с. Курая).

Фото Ольга Шадрина

В связи с усилением проникновения русского капитала в Горный Алтай и ростом притока переселенцев интерес к этой дороге возрастает, особенно во второй половине 19 века.

На Чуйском направлении торговые связи русских купцов с алтайцами развивались сравнительно быстрыми темпами. Началом торговли в горной части тракта, как об этом свидетельствуют русские письменные источники, послужили поездки купцов к теленгитам. Которые назывались тогда двоеданцами в связи с тем, что одновременно платили ясак русскому царю и дань китайскому императору.

Фото Ольга Шадрина

Русские торговцы сначала ездили только до горы Красной. Здесь они ставили свои палатки. Приезжающие двоеданцы покупали у них товары, и в свою очередь, сами продавали их в монгольских стойбищах. Однако посредническая торговля теленгитов, дававшая им огромные доходы, длилась недолго, поскольку русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь. Первыми купцами, достигшими верховьев Чуи, были братья Хабаровы и Токаревы.

К началу 40-х годов 19 века русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач, где они построили амбары для хранения товаров и избушку, в которой останавливались, когда приезжали на несколько дней сюда и открывали торговлю. Отсюда они стали ездить по Чуйской степи и по окрестным стоянкам теленгитов, позднее – казахов…»

В 50-60 годы 19 века у речки Бураты начинает действовать ярмарка, ставшая впоследствии известной даже в Монголии и Китае. Поводом к началу торговли на этой местности послужили религиозные переходы джунгарских дербетов, которые в сопровождении монгольского войска ежегодно отправлялись для осуществления обрядов в верховья Катуни, в урочище Байхач, где находилось больше священное дерево. Постепенно к дербетам присоединяются пограничные жители пикетов Тархаты и Джидар. Сначала они торговали только с двоеданцами, но затем вступают в непосредственный контакт с русскими купцами на ярмарке.

Алтай. Чуйский торговый путь. Русские ставили белые палатки, монголы - синие

В местечке Бураты в то время проходило три ярмарки.

Первая – в начале июня под названием «Черю кельди» (Войско пришло), получившее такое наименование, наверное, оттого, что торговля здесь начиналась с приходом монгольского войска.

В августе проводилась вторая ярмарка под названием «Калан» (продажа в долг). Этот вид торговли был исключительно кредитным.

Третья по счету ярмарка «Шаланг» (рождественская) проходила в декабре. Основным предметом торговли русских купцов на Чуе была юфтевая кожа, которая выделывалась на кожевенных заводах в Томске, Барнауле, Бийске и Уймоне. Закупали они в основном сурковые и другие шкурки.

Русские на ярмарке ставили белые палатки, монголы – сини. Если раньше посредниками русских купцов были двоеданцы-теленгиты, как об этом сказано выше, то теперь ими, главным образом, являлись монгольские солдаты и офицеры, которые развозили купленные товары по всей Западной Монголии.

Село Чаган-Узун. старые дома. Современное время. Фото Ольга Шадрина

Солдаты и офицеры постепенно вытесняются монгольскими и китайскими купцами. Центром торговли на длительное время становится местечко Чаган-Узун (у горы Красной) и урочище Кош-Агач, где также часто проводятся ярмарки. Вот как описывает одну из них горный инженер Г. Басов, сопровождавший томского губернатора Лерхе в его поездке по Горному Алтаю в 1864 году:

«Торговля здесь исключительно меновая, кредитные наши билеты не имеют никакой цены, серебро и золото наше отчасти принимаются. Сюда съезжаются монгольские купцы и немного китайских. От инородцев принимаются сурковые шкурки, рогатый скот, а сама же мена происходит с их стороны на железные и чугунные вещи, на юфтовый, шерстяной и бумажные товары и другие мелочи (ирбитские ящики, табакерки с музыкой, маральи рога и т. п.) Инородцев было человек 150. Ярмарка начинается 25 июня и продолжается 7 дней»

В долине Чаган-Узуна. Фото Ольга Шадрина

Торговля в то время осуществлялась двумя путями.

Один из них проходил от Бийска в направлении сел Алтайск – Черга – Шебалино – Онгудай – переправа Кор-Кечу – Сальдярский перевал со спуском по долинам рек Черная Иня к Чуе и шел по ее правому берегу до Кош-Агача.

Второй путь шел от Бийска на Телецкое озеро, откуда по долинам рек Челушмана, Башкауса и Тобожока выходил опять к Чуе и соединялся здесь с первым направлением, которое постепенно стало главным путем русско-монгольской торговли на этом участке.

Долина Чуи. Фото Ольг Шадрина

Первыми русскими торговцами, перешедшими в 1870 году монгольскую границу, были бийские купцы Гилев, Смирнов, Котельников и Бодунов. Они же первыми перешли границу Китая, и в городах Кобдо, Улясута открыли торговые лавки. Правда, Гилев и Смирнов еще в 1864 году по разрешению томского губернатора побывали в г. Кобдо. Но тогда их миссия заключалась только в том, чтобы договориться с пограничным начальством относительно открытия торговли и ее условиях. Теперь же они приехали сюда со своими товарами как купцы.

Старые гужевые дороги. фото Ольга Шадрина

Несмотря на отдаленность, торговля была выгодной и перспективной. Это заставляло русских купцов все дальше проникать во внутренние районы Китая. В 185 году Котельников ос своей бригадой впервые идет за пределы Великой Китайской стены, и в городах Суджоу, Гань-Жу, Лань-Джу-фру открывает торговлю. К 1902 году в г. Кобдо уже действовало 4 русских торговых фирмы, в г. Улясуте – две и в других местах – более двадцати фирм. Следовательно, русский торговый капитал, проникнув в Горный Алтай, идет дальше и к началу 20 века уже прочно закрепляется в Монголии и Китае. Исключительно важную роль в этом движении русской торговли сыграл Чуйский торговый путь.

Чуйский тракт. Д. И. Табаев, 1975 г.

Ольга Шадрина

Related posts