Тайна пропавшего Малазийского лайнера. Дело закрыто?

"Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя." Лев Толстой ©
Время на прочтение: 6 минут(ы)

Тайна пропавшего Малазийского лайнера. Дело закрыто?

8 марта 2014 года в Индийском океане бесследно исчез огромный лайнер «Боинг-777-200», следовавший по маршруту Куала-Лумпур – Пекин. Человек, который угнал малайзийский «Боинг» и утопил его в Индийском океане, до последнего момента сохранял контроль над самолетом! К такому выводу пришли следователи из Франции, они получили доступ к «критически важным» полетным данным самолета. Напомним, что Франция единственная страна, до сих пор ведущая судебное расследование крушения «Боинга». На борту MH370 находилось трое граждан страны – жена и двое сыновей Гислена Ваттрело. Француз, потерявший семью, намерен во чтобы-то ни стало разобраться в том, что произошло на борту злополучного лайнера. Французские следователи получили новые данные, которые рассказывают о том, как убивали пассажиров рейса MH370.

Следователи изучили полетную документацию, предоставленную производителем самолетов компанией Boeing и спутниковые данные компании Inmarsat. Источник в следственной группе сообщил изданию Le Parisien, что полученные сведения придают дополнительный вес версии о том, что злоумышленник до самого конца управлял штурвалом самолета. Об этом говорят некоторые детали полета, в частности, аномальные маневры уже обреченного «Боинга» перед самим падением, – рассказали следователи. – Они могли быть сделаны только вручную.

Тайна пропавшего Малазийского лайнера. Дело закрыто?

Скорее всего, этим «кто-то» был капитан лайнера 53-летний Захари Ахмад Шах. У следователей нет никаких оснований полагать, что в кабину пилотов мог попасть посторонний человек. Разум отказывается в это верить. Возможно Захари Ахмад Шах и хотел свести счеты с жизнью, но зачем тащить за собой на тот свет две с лишним сотни ни в чем не повинных людей? Однако подобные случаи имели место в истории авиации. По свидетельству друзей, которые приводит издание The Atlantic, Захари Ахмад Шах тоже переживал сложный период в жизни. Они с женой, хотя и сохраняли брак, но жили врозь (у семьи было два дома). Захари поддерживал отношения с детьми, но они стали взрослыми и покинули родительский дом. Летчик тяжело переносил одиночество, самыми тяжелыми для него были дни между рейсами, когда он убивал время, меряя шагами пространство в опустевших комнатах.

Второй пилот 27-летний Фарик Абдул Хамид на роль самоубийцы совсем не подходит. Он был влюблен, готовился к свадьбе, а этот полет был для него последним испытанием перед получением сертификата на управление этим типом воздушного судна. И для Захари – а он был экзаменатором – ничего не стоило отослать Фарика из кабины под любым предлогом. Оставшись в одиночестве, командир воздушного судна отключил системы связи и разгерметизировал пассажирский салон.

Как он это сделал? Самолеты оборудованы системой регулирования давления. Обычно она работает в автоматическом режиме, но на случай отказа автоматики предусмотрен и ручной канал управления. В случае разгерметизации автоматически выбрасываются индивидуальные кислородные маски. Но запаса кислорода в них всего на 15 минут. Предполагается, что этого хватит, чтобы экипаж снизился до высоты около 3 километров, где содержание кислорода в атмосферном воздухе приемлемое. Однако «Боинг» не снижался, а наоборот, поднялся на предельную для себя высоту свыше 12 километров. По всей видимости, это было сделано, чтобы ускорить разгерметизацию самолета. Вероятно, через некоторое время, пассажиры, стюардессы и второй пилот потеряли сознание и погибли. Сам Захари мог перенести разгерметизацию без проблем: в кабине пилотов находилось четыре кислородные маски, которые обеспечивали экипаж кислородом на несколько часов.

Судя по полетным данным, спустя полчаса, когда живых в салоне не осталось, угонщик восстановил давление в самолете и включил бортовую электронику. Во всяком случае спутниковое оборудование самолета вновь заработало и автоматически отправило запрос на вход в систему Inmarsat, который был принят наземной станцией.

Самолет летел еще много часов с 238 мертвецами на борту. Но тот, кто управлял самолетом, был жив. Кто бы это ни был, и какими бы мотивами не руководствовался, ему нет прощения. На борту пропавшего аэробуса было 227 пассажиров и 12 членов экипажа.

Реконструкция событий.

12.42. Дальнемагистральный самолет Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, вылетел из Куала-Лумпур и взял курс на Пекин. На борту находилось 227 пассажиров (включая пятерых детей) десять стюардесс и два пилота. За штурвалом находился второй пилот Фарик Абдул Хамид.

01.01. Капитан лайнера Захари Ахмад Шах сообщил диспетчеру, что борт MH370 занял свой эшелон на высоте 10600 метров.

01.19. Состоялся последний сеанс связи между экипажем и диспетчером в Куала-Лумпур. Лайнер покидал воздушное пространства Малайзии и диспетчер сообщил, что экипаж должен связаться с вьетнамской авиадиспетчерской службой в Хо Ши Мине и пожелал спокойной ночи. Захари подтвердил, что принял сообщение. Он назвал свой позывной «Малайзия 370» и в свою очередь пожелал диспетчеру спокойной ночи. Однако на связь с Хо Ши Мином не вышел. И не отвечал на попытки вьетнамских диспетчеров связаться с судном.

01.21. Через 5 секунд после того, как MH370 пересек воздушное пространство Вьетнама, был отключен транспондер лайнера (это самолетный радиолокационный ответчик, с помощью которого передвижения лайнера отслеживают с земли). Следователи считают, что злоумышленник взял лайнер под свой контроль именно в этот 20-минутный промежуток между 01.01 и 01.21. Затем угонщик должен был выключить автопилот, потому, что самолет совершил в узком коридоре настолько резкий разворот на юго-восток, что он мог быть сделан только вручную.

01.52. Самолет сделал крюк и приблизился к острову Пенанг (родина капитана Захари Ахмад Шаха). В этот момент наземной вышкой сотового оператора был зафиксирован исходящий звонок с сотового телефона второго пилота Фарика Хамида. Но соединение с абонентом не состоялось и было прервано. Затем самолет резко поднялся на предельную для него высоту в 12 тысяч метров. Следователи предполагают, что Захари разгерметизировал салон самолета, внутри резко упало содержание кислорода. Пассажиры потеряли сознание и в течение нескольких минут погибли без мучений.

02.40. Спутниковые данные говорят, что в этот момент самолет совершил последний маневр, повернув на юг в районе острова Суматры (Индонезия). Затем самолет летел по прямой в сторону Антарктиды.

06.32. Объявлена чрезвычайная ситуация. Начались поиски самолета в Южно-Китайском море. К этому времени, согласно расписанию «Боинг», должен был приземлиться в Пекине.

08.19. Последнее «рукопожатие» электроники лайнера со спутниковой системой Inmarsat. Спустя несколько минут MH370 на огромной скорости (она в 5-6 раз превышала скорость обычной посадки) врезался в воды Индийского океана, рассыпавшись на тысячи частей.

Boeing-777 с бортовым номером 9M-MRO пролетает над Польшей 5 февраля 2014 года. Спустя месяц он исчез, совершая рейс MH370 из Куала-Лумпура. Фото: Reuters
Boeing-777 с бортовым номером 9M-MRO пролетает над Польшей 5 февраля 2014 года. Спустя месяц он исчез, совершая рейс MH370 из Куала-Лумпура. Фото: Reuters

По документации военных, самолет, однако, какое-то время оставался в поле зрения военных радаров: им для обнаружения “целей” транспондеров не нужно. По характеристикам трассы летающего объекта военные определили, что это гражданский пассажирский самолет, и не стали реагировать.По данным военных, над Сиамским заливом “Боинг” развернулся, снова пролетел над Малайзией (в этот раз с востока на запад) и затем взял курс на северо-запад через Малаккский залив, разделяющий Малайзию и индонезийский остров Суматра.

В районе северного берега Суматры MH370 потеряли уже и радары ВВС. Самолет после ухода с планового маршрута резко менял высоту: то поднимался на эшелон 58 200 футов (18 км), то опускался до 4800 футов (1,5 км), то вновь забирался на 29 300 (9 км). Это при том, что обычно пассажирские авиалайнеры придерживаются высоты около 35 000 футов (11 км), а предельная высота полета Boeing-777 составляет 43100 футов (13 км).

Аналогично странным образом менялась и скорость самолета: за минуту упала с 589 до 492 узлов (это много). Авторы отчета отдельно спросили об этом военных, и те ответили, что данным радара по скорости и высоте верить нельзя, полагаться можно только на координаты: широту и долготу.

Еще одна странность – регистрация в сотовой сети телефона второго пилота. Местная телекоммуникационная компания сообщила (а полиция подтвердила), что к одной из ее базовых станций на острове Пенанг (оттуда, кстати, родом командир корабля) подключался телефон второго пилота. Очевидно, в попытке найти сеть; никаких данных он передать не успел. Авторы отчета не описывают подробностей ситуации вокруг мобильного телефона, но отмечают, что во время тестов им удалось позвонить с одного из аппаратов в сети одного из операторов на высоте 20 000 футов (6 км). В отчете не сказано, исследовался ли вопрос регистрации в сотовых сетях по пути следования телефонов других людей на борту (ведь несмотря на запреты, далеко не все пассажиры отключают телефоны или переводят их в режим полета).

ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

После исчезновения МН370 с радаров дальнейшую судьбу самолета помогла установить система спутниковой связи (SATCOM) Classic Aero, работающая через сеть спутников британской компании Inmarsat.

Для самолета эта система была настроена так, что если “Боинг” не использовал связь какое-то время (например, для передачи данных о погоде или голосовых звонков), то контрольная станция на Земле каждый час отправляла самолету запрос — мол, “все ли в порядке?”

MH370 отвечал на эти запросы в автоматическом режиме без передачи координат, но в Inmarsat сумели оценить возможную позицию самолета благодаря эффекту Доплера (изменение частоты сигнала в зависимости от скорости движения его источника/приемника).

По этим изменениям компания оценила расстояние между движущимся самолетом и неподвижным спутником и построила два наиболее вероятных “коридора”, по которым мог двигаться MH370. Скорее всего самолет направлялся в южную часть Индийского океана, к западу от Австралии — это огромная, малонаселенная и плохо изученная часть планеты.

Предполагаемая траектория полета и зоны поисков MH370. Иллюстрация: Любовь Моисеенко для Настоящего Времени
Предполагаемая траектория полета и зоны поисков MH370. Иллюстрация: Любовь Моисеенко для Настоящего Времени

Inmarsat сообщила о семи сеансах связи между самолетом и наземной станцией. Пять раз подключение инициировалось с земли и дважды (в первый и последний раз) – с самолета. В отчете малайзийских экспертов говорится, что это, скорее всего, вызвано перебоями с электропитанием системы связи на борту.

Последняя успешная попытка подключения произошла в 08:19 (00:19 UTC) – через 7,5 часов после вылета. Как раз на такое время полета был заправлен “Боинг”. Начиная с 09:15 (01:15) авиалайнер перестал отвечать на запросы системы с земли.

Премьер-министр Малайзии в конце марта 2014 года заявил, что полет МН370 “закончился” в отдаленной части Индийского океана. Авиакомпания признала потерю самолета и назвала погибшими всех людей на борту, “вне всяких разумных сомнений”.

Когда-нибудь мы узнаем ответы, но пока одна из главных тайн в современной истории авиации остается нераскрытой.






Поделиться ссылкой:

Related posts

Leave a Comment

11 + 6 =