Тайна алтайских скифов!

"Некоторые люди думают, что будyт счaстливы, если пеpeедут в дpугое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поeхал, ты берёшь с собoй себя." Нил Гейман

Тайна алтайских скифов!

Величайшие в мире степные пространства, простирающиеся от Карпат на западе до Памира и Алтая на востоке, верховья р. Енисея и Забайкальские степи, уже на заре истории нашей великой страны отмечены не только единством природных условий, но и единством культуры племён, их населявших. Вместе с тем, археологические данные свидетельствуют о том, что жизнь всех этих «скифских» племён не замыкалась внутри отдельных племенных союзов.
Пазырык
Пазырык

Международный обмен в эту эпоху был очень оживлённым. На западе сношения с Грецией осуществлялись через её причерноморские колонии. На юге скифы входили в непосредственные сношения с цветущими в те времена центрами, Бактрией и Согдианой, где скрещивались пути, ведущие на запад и юг, в Персию и Индию, а на востоке — в Центральную Азию. Южно-скифские племена (массагеты и саки) неоднократно принимали участие в междоусобных войнах того времени в Передней и Малой Азии, а также на Балканах. Известны скифские походы в Закавказье и вхождение части скифских племён в одну из сатрапий Персидской державы. На север же, по мощным водным артериям Западной Сибири, общение скифов с таёжными звероловами простиралось вплоть до полярного круга.

Вытекающие отсюда взаимосвязи между скифскими и соседящими с ними нескифскими племенами не были односторонними и накладывали свой местный отпечаток на культуру каждого из этих племён.

В 2018 г мне удалось посетить древнейшие курганы в Уюкской долине в Тыве, который относят к скифской культуре. Уюкская культура существовала с 11 по 3 век до нашей эры. Известно, что в этой культуре женщины были воинами, охотились они при помощи прирученных барсов, а железный меч ценился дороже золота, о чем я написал в заметке о скифской охоте.

Спустя 500 лет, потомки уюкских скифов уже создавали курганы пазырыкской культуры на Горном Алтае. Так кем же были, эти алтайские скифы?

Окраинное положение Алтая, вдали от передовых культурных центров того времени, но по соседству с менее культурными охотничьими племенами севера, при исключительных природных богатствах, при оживлённых сношениях с севером и, более того, с югом, способствовало и развитию культуры, и процветанию населения Алтая рассматриваемого времени.

Горная область Алтая, с предельными абсолютными высотами от 450 до 4600 м, богата степными долинами и открытыми южными склонами с обширными луговыми пространствами, достаточными для прокорма сотен тысяч голов скота.

Плато Укок, максимальная отметка — 4374 м.
Плато Укок, максимальная отметка — 4374 м.

Ученые пришли к выводу, что скифы были индоевропейцами, преимущественно европеоидный по внешности народ, являлись дальней родней среднеазиатских Саков, Сарматов и скифов Причерноморья. Алтайские скифы оставляли после себя богатейшие курганы, располагавшиеся характерными цепочками, где каждое звено было поколением одного рода.фанасьевцы и ареал их обитания, 3500–2500 лет. д.н.э.

Пазырыкская культура является продолжением и развитием местных памятников переходной от бронзового века к железному (т.н. майэмирского типа), датируемых VIII-началом VI в. до н.э., прослеживается связь с уюкской культурой ранних скифов. В антропологическом составе населения пазырыкской культуры выявляются три базовых компонента (долихокранный европеоидный с высоким и широким лицом, брахикранный монголоидный с невысоким лицом и мезодолихокранный монголоидный с высоким лицом. Монголоидный тип чаще встречается у аристократии, что вероятно связано с межплеменными браками.

Со своими многочисленными стадами пазырыкцы кочевали, перегоняя зимой скот в высокогорья, где меньше снега, а летом — к богатому разнотравью долин. Конечно они знали и земледелие. Перемалывая зерно на тяжелых каменных жерновах, хранили его зимой в глубоких, выстланных берестой, ямах и пекли из него пресные лепешки. Жили в домах, срубленных из массивных лиственничных бревен. Из таких же брёвен устраивали подкурганные склепы для своих умерших.

Палеогенетическое исследование обнаружило у пазырыкцев носителей гаплогруппы R1a-М198. Позднее также при исследовании двух представителей пазырыкской культуры из могильника знатных воинов Ак-Алаха-1 в Горном Алтае показало их принадлежность по маркерам к Y-хромосомной гаплогруппе N-P43.

Опираясь на данные последних исследователей-палеогенетиков стало ясно, что современное население Алтая, алтайские казахи и еще ряд других народностей являются носителями 1-2 % генов скифов, найденных в захоронениях Пазырыкской культуры.

Пазырыкские курганы
Пазырыкские курганы

Время существования пазырыкской культуры весьма интересно, так как именно в эту эпоху складывались идеи и представления, которые станут фундаментом для мировой цивилизации на тысячелетия вперед. В эту эпоху жили Будда и Платон, Конфуций и Лао-Цзы. Познавая культуру пазырыкских курганов, мы сможем понять, как и почему скифский стиль оказал такое большое влияние и на формирование русской культуры.

Это было время отважных кочевников, которые сочетали кочевой образ жизни, которые в совершенстве овладели техникой верховой езды. Хотя до сих пор не найдены их стационарные жилища, их памятники известны на всей территории Горного Алтая – это знаменитые Пазырыкские, Башадарский, Туектинские, Шибинские, Уландрыкские, Укокские курганы.

Общее расположение курганов Пазырыкской культуры на Алтае
Общее расположение курганов Пазырыкской культуры на Алтае

Пазырыкские курганы VI-III века до н.э.

Первые научные описания скифо-сибирского мира сделал ещё в 1865 году Василий Радлов по находкам из курганов Катанды (близ Уймонской долины) и Белой Берели (Казахский Алтай), ну а ключевым стало открытие пяти Царских курганов в урочище Пазырык на южном склоне Улаганского хребта, по которым наследие алтайских скифов и называться стало «пазырыкской культурой».

Курганы находится в логу Позырык, на правом берегу реки Большой Улаган, по дороге из Улагана (16 км.) в деревню Балыктуюль. Название Пазырык произошло от тувинского «базырык» — курган. Курганы представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооруженные в основном в VI-III вв. до н.э. Цепочка из пяти курганов протянулась с севера на юг вдоль большой долины, в нескольких километрах от Балыктуюля.

Долина Пазырык две с половиной тысячи лет назад была выбрана древним народом как место погребения усопших. Считается, что такие места отличаются особой энергетикой пространства и являются своеобразными вратами перехода души в другой мир.

Это так не похоже на территорию наших кладбищ! Вокруг горы, видны белые вершины хребтов, вековые лиственницы, как стражи, охраняют покой, а в небе парят большекрылые птицы.

Урочище Пазырык насыщено разнообразными археологическими памятниками. Всего в пределах долины имеется около 40 древних сооружений. Это курганы с каменной наброской, плоские овальные выкладки, оградки и т.п. Среди всех объектов выделяются пять больших каменных курганов, принесших урочищу мировую известность.

Исключительная особенность пазырыкских курганов, нигде за пределами Горного Алтая пока не установленная, заключается в наличии курганной мерзлоты вне зоны сплошного распространения мерзлоты. Значение этого факта для археологии не может быть переоценено. Благодаря этому факту в руки археологов попали уникальные материалы скифского времени, которые в обычных условиях не сохранились бы. Это изделия из дерева, кожи, меха, войлока, а также всевозможные ткани. Обнаруженные в курганах орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, конская сбруя дают возможность представить облик материальной культуры населения Горного Алтая более чем двухтысячелетней давности.

Первый из этих курганов исследовали в 1929 году молодой археолог Михаил Грязнов и его руководитель Сергей Руденко. В одном из курганов было обнаружено около 10 лошадей, у 4 из которых на морды были надеты кожаные маски с рогами. В алтайских курганах все верховые лошади — мерины рыжей масти без белых пятен на голове, так как у таких коней крепче копыта.

Важнейшие находки дал Пятый Пазырыкский курган, обследованный в 1947 году. Самым поразительным открытием Руденко было тело татуированного вождя пазырыков — коренастого, мощно сложенного человека, который умер, когда ему было около 50 лет.

Пазырыкские скифы контактировали с Ахеменидским Ираном. До нас дошел самый древний в мире ковер, предположительно сотканный в Ахеменидской державе.

Археологами были обнаружены прекрасно сохранившиеся персидский ковер и еще один ковер, предположительно местного производства, на котором изображен всадник на коне. Стремян тогда еще не было, а гриву лошади отстригали, чтобы было удобнее стрелять из лука.

В этом же кургане были найдены разборный шатер, фрагменты повозок, четыре упряжные лошади и китайская колесница, изготовленная из березы повозка, высотой около 3 м. и длиной более 6 м.

Колесницы, 5-ый круган
Колесницы, 5-ый круган

Но, пожалуй, еще изумительнее мелкие предметы из курганов Пазырыка. Вот крохотный деревянный олень с вырезанными из толстой кожи рогами, которые больше его самого. Кажущиеся исключительно мощными, они образуют необыкновенно гармоничный ажурный узор. В этой 12-сантиметровой фигурке глубокое чувство пропорций доведено просто до совершенства! С другой стороны, он удивительно похож на находки в уюкской долине в Тыве!

Фантастическими масками, изображающими головы оленей или грифонов, древние алтайцы украшали коней, как бы превращая их в таинственные божества.

Налобная конская бляха Пазырыкская культура. VI в. до н.э.
Налобная конская бляха Пазырыкская культура. VI в. до н.э.

Деревянные, кожаные и войлочные украшения, чепраки, сбруйные и поясные бляхи — все эти изделия превращены в настоящие произведения искусства и полны редкой выразительности. Особенно интересны аппликации со вставками литого золота, меха или крашеного конского волоса, изображающие голову оленя, рогатого волка, фантастического петуха, горного козла, крылатого тигра. Одна из аппликаций на седле изображает тигра, терзающего лося. По драматизму, силе и совершенству эта композиция представляет собой вершину древнего искусства. А сколько изящества в войлочных фигурках лебедей, некогда украшавших шатер алтайского вождя!

Так называемая «скифская арфа» из Пазырыка занимает особое место среди музыкальных инструментов минувших времён. И, страшо представить, ей около 2500 лет! Она всё ещё остаётся загадкой и нуждается в истолковании. «Скифская арфа» была найдена в 1947 г. при раскопках второго Пазырыкского кургана на Алтае. Она лежала в могиле скифского вождя, погребённого в V в. до н.э., среди разнообразных предметов, которыми соплеменники снабдили его для загробной жизни.

Вместе со скифской арфой втором пазырыкском кургане был найден барабан, так называемая скифская дарбука, сделанная из двух пластин бычьего рога. Односторонний барабан высотой 18 см, диаметром 10 и 8 см в его расширенных, верхней и нижней, частях и 6 см в средней, суженной. Корпус составлен из двух гнутых пластин бычьего рога, края которых с рядами круглых отверстий на месте швов, заходят один за другой. На верхнем, более широком и загнутом внутрь, конце была натянута мембрана, наглухо прикреплённая таким же швом к самому краю. Все швы были замаскированы наклеенными на них узкими золотыми пластинками с верёвочным орнаментом. Мембрана не сохранилась, но следы от неё в виде узкой белой полосы на корпусе остались. Отделка барабана отличается особой тщательностью и изяществом.

Скифская дарбука
Скифская дарбука

Очень много шума наделала находка в 1993 г., которую впоследствии назвали Принцесса Укока, найденная археологом Натальей Полосьмак в 1993 году на плоскогорье Укок, недалеко от китайской границы.

Находка представляла собой редкий пример полного ритуального погребения одинокой женщины в деревянной камерной гробнице в пятом веке до нашей эры в сопровождении шести лошадей. Она была похоронена более 2400 лет назад в гробу, сделанном из выдолбленного ствола сибирской лиственницы. На внешней стороне шкатулки были вырезаны стилизованные изображения оленей и снежных барсов.

Она была молода, около 25 лет и её волосы были выбриты, но она носила парик и высокую шляпу; рост у нее был 1,67 м. Даже татуировки в зверином стиле сохранились на её бледной коже: существа с рогами, которые развиваются в цветочные формы. Её гроб был сделан достаточно большим, чтобы вместить высокий войлочный головной убор, который она носила, украшенный лебедями и покрытыми золотом резными кошками. На ней была длинная шерстяная юбка в красную и белую полоску и белые войлочные чулки. Её жёлтая была сделана из дикого шелка. Рядом с её гробом стоял сосуд из рога яка, а также блюда с дарами семян кориандра. Подобные блюда в других гробницах, как полагают, содержали коноплю, подтверждая практику, описанную Геродотом.

Принцесса Укока, реконструкция
Принцесса Укока, реконструкция

По ряду причин ее считают шаманкой или целительницей, которая вдыхала пары меди и ртути в одном из ритуалов. Внешность относилась к нордической европейской расе, довольно резкая и воинственная со светлыми волосами.

Туэктинские курганы VI-V века до н.э.

Один из наиболее древних курганов пазырыкской культуры был раскопан на Алтае у с. Туэкта.

Туэктинские курганы
Туэктинские курганы

Туэктинские курганы расположены на левом берегу р. Урсул у с. Туэкта. Раскопки здесь в 1954 г. проводил С.И. Руденко. Среди всех исследованных курганов на Алтае именно Первый Туэктинский был самым большим: его диаметр 68 м, высота 4 м, а на сооружение насыпи ушло около 6000 куб.м камня.

Большой интерес представляют находки предметов вооружения: обломки древков стрел, обломки меча и кинжала, щиты. Будучи опытными воинами в ближнем бою пазырыкцы использовали железные и бронзовые чеканы. Будучи опытными воинами в ближнем бою пазырыкцы использовали железные и бронзовые чеканы.

Бронзовые чеканы
Бронзовые чеканы

Оружием ближнего боя были и знаменитые акинаки — железные и бронзовые кинжалы с характерным перекрестием в форме прямого бруса или развернутых крыльев бабочки. Реже перекрестие выполнялось в виде голов хищных птиц и зверей. Окончания рукояти акинаков часто украшали навершиями в виде парных головок грифонов, направленных клювами друг к другу. Но, по большей части, здесь помещался поперечный брусок-противовес или простое кольцо.

Плеть в экипировке всадника указывает на восточную манеру езды, которой присущи мягкое седло без заметно выраженной задней луки, отсутствие шпор и управление конем при помощи плети.

Рядом со срубом было погребено восемь верховых коней. Их сёдла, уздечки богато украшены резными деревянными бляхами, изображающими лосей, оленей, тигров, грифонов. Замечательным образцом такой резьбы по дереву является большая уздечная бляха, украшавшая лоб коня. В круглую форму бляхи умело вписаны две фигуры грифонов — фантастические птицы с хищными клювами, звериными ушами, гривами в виде стилизованных рогов оленя, могучими крыльями. Рельефные фигуры грифонов детально проработаны резьбой, передающей дугообразной линией сложенные крылья, а оперение па шее и груди — налегающими одна на другую чешуйками. Совершенная композиция и высокое мастерство исполнения ставят эту вещь в разряд первоклассных памятников алтайского искусства.

Берельские курганы

Берельские курганы
Берельские курганы

Берельские курганы находятся на востоке Казахстана, относят к позднему этапу пазырыкской культуры или к ранним сакам . Они более поздние по сравнению с Пазарыкскими, хотя и принадлежали к той же культуре. К коням приделывали рога в воспоминии о том, что ранее предки саков ездили на лосях. Лосиные рога — в Пазырыкских курганах, но Берельские — много младше Пазарыкских, и традиция изменилась, и стали употреблять рога архаров. В Кулайской культуре, материнской по отношению к Пазарыкской, находили изображения воинов, ездящих на лосях. Да в Сибири и Вологодской губернии еще в 20в. лось использовался как домашнее животное.

Воинское облачение

Исследуя алтайские курганы, археологи неоднократно находили детские погребальные камеры, причём размеры их насыпей порой не уступали “взрослым”. В детских погребениях было обнаружено оружие малых размеров: луки, стрелы, чеканы, кинжалы.

Раскопки древних погребений, в том числе и на алтайском плато Укок, показали, что и прекрасная половина пазырыкского населения имела в своем распоряжении тот же арсенал, что и мужчины: лук со стрелами, кинжал и даже чекан. Одежда у алтайских амазонок была мужская, хотя само оружие, как и следовало ожидать, было изящнее. Кроме того, оно богаче украшено яркой воинственной символикой “звериного стиля”.

Наследие культуры

И хотя по историческим меркам пазырыкская культура просуществовала недолго, она оставаясь одной из самых ярких культур раннего железного века, не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа, которая названа “булан-кобинской” культурой по названию одного из могильников.

Средняя Азия в 170 году до н. э.: Скифия, Маргиана, Парфия, Согдиана, Хорасмия
Средняя Азия в 170 году до н. э.: Скифия, Маргиана, Парфия, Согдиана, Хорасмия

Исследователи считают, что современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.

По одной из теорий, потомками пазырыкских скифов также были саки, сарматы и скифы причерноморья, о которых и упоминал Геродот.

Герб республики Алтай
Герб республики Алтай

На современном гербе Республики Алтай изображен символ скифской культуры – грифон, осуществляющий фантастическую связь времен – культур XXI в н.э. и V в до н.э.

В свою очередь булан-кобинцы приняли непосредственное участие в формировании населения эпохи средневековья Алтая, которая открывается тюркским периодом.

Тюркское время Горного Алтая представлено разнообразными археологическими памятниками.

тюрскские руны
тюрскские руны

К тюркскому времени относятся знаменитые памятники рунической письменности, которых в Горном Алтае обнаружено уже около ста. Они написаны на трех рунических алфавитах. К этому периоду принадлежит значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а также другие памятники: городища, оросительные каналы, дороги, переправы и т.д.

Источник



"Не имеет значения, что думают другие – поскольку они в любом случае что-нибудь подумают. Так что расслабься... Пауло Коэльо."

Related posts