Сталин проглядел заговор в авиации?

"Я ошибался, но я никогда не допускал ошибки, утверждая, что никогда не ошибался." Джеймс Гордон Беннетт

Сталин проглядел заговор в авиации?

Сталин проглядел заговор в авиации

Крайне загадочный эпизод репрессий Сталина после Войны. Мало кого вождь любил так сильно как наших Советских лётчиков и конструкторов самолётов. Тем удивительнее, что в победный год Сталин крепко взялся за всё руководство авиапрома. Закончилось всё печально известным “Авиационным делом”, когда как метлой смело всё высшее руководство, связанное с авиацией от армии до заводов.

Победителей можно и нужно судить, – сказал тогда Сталин. Ещё удивительнее, что занимались делом не чекисты, а лично глава СМЕРШа генерал Абакумов. Более того, до сих пор материалы дела толком не опубликованы. Есть лишь решение Военной прокуратуры уже двухтысячных годов, о возврате конфискованной собственности потомкам осуждённых. И вот тут, по-моему, ключ к тому, что случилось на самом деле.

Разумеется, либералы в Авиационном деле видят только политику. Сталин после Победы страшно боялся возросшего авторитета победителей, поэтому начал без суда и следствия бросать все более-менее значимые фигуры за решётку. Ну понятно, обострение паранойи, какие тут ещё объяснения?!

А тут ещё удачно подвернулся сынок Василий Сталин после очередных пьяных подвигов. Ну Сталин старший вручил сыну ручку – не хочешь в тюрьму – пиши, что всё начальство авиации продались польскому генштабу! После чего военный прокурор Ульрих лично перестрелял пять фигурантов дела, а шестого задавил руками.

Я почти не утрирую, именно такая бредовая версия тихой сапой просочилась уже во вполне серьёзные исторические труды. Необъяснимый приступ паранойи вождя и невинно репрессированные начальники из министерств. Впрочем, в реальной истории этого дела загадок ещё больше.

Кажется, мы с Вами тут набрели на нешуточную сенсацию. Произошедшее потом как раз говорит ровно об обратном. В этом случае СМЕРШ как раз удивительным образом проглядел чисто политический заговор. И принял его за чисто уголовную историю, более того за банальную коррупцию и воровство. Судите сами.

Странность первая – нарком авиапрома Алексей Шахурин из плеяды молодых, как теперь говорят, технократов Сталина. Наркомом стал в тридцать пять, довольно успешно тащил на себе план всю Войну. А вот когда стали разбираться какими именно методами этот деятель заработал себе Героя Труда и золотую звезду на грудь – несколько обалдели.

Странность вторая – генерал Абакумов. Случай из ряда вон. Полное ощущение, Сталин до конца не понимал кому можно верить в этой ситуации. Поэтому был приглашён человек, по сути, посторонний министерским интригам. Ну действительно, что общего между разоблачением вражеских шпионов на фронте и скучными графиками выполнения заводских планов выпуска?

Странность третья. Дело затронуло не какую-то группу лиц или одно ведомство. Ничего подобного, под следствие попали начальники самых разных ведомств, связанных с авиацией. Давненько на скамье подсудимых не было такой плотности больших начальников на квадратный сантиметр.

По делу были арестованы: маршал авиации Худяков, нарком авиапрома Шахурин, командующий боевой авиацией Новиков, главный инженер авиации Репин, глава военной приёмки армии и даже начальники кадровой службы партии. Если эти люди действительно договорились друг с другом – невиданная подпольная группа, пронизавшая самые верхние эшелоны.

Ещё большая странность – фигурантов дела сначала обвинили по знаменитой пятьдесят восьмой, за измену Родине. Но потом дело превратилось в чисто хозяйственное. Более того все, абсолютно все участники дела вину признали полностью!

Никого не расстреляли, более того, фигуранты получили откровенно небольшие срока от двух лет. Больше всех получил сам Шахурин – семь лет. Согласитесь, несерьёзно по сравнению с обычными политическими двадцатью пятью годами лагерей.

Более того, главным обвиняемым вчинили чисто гражданский иск. О похищенных у страны деньгах. Вменили крайне серьёзную по тем временам сумму – полмиллиона! И конфисковали имущество. Казалось бы – ну да, круговая порука, группа высших начальников над авиацией решили малость обогатиться. В современной России никого таким не удивить. Кто-то сомневается, что сегодня у нас как-то иначе работает? Но в Сталинские годы так не было.

Кстати, после смерти Сталина участники дела были поголовно реабилитированы. А Шахурин сразу оказался заместителем министра авиапрома. Не слишком ли странно для проворовавшихся чиновников?

Кстати, товарища Сталина бывший Сталинский нарком Шахурин ненавидел со страшной силой. Неоднократно рассказывал каким тираном, ограниченным и несправедливым человеком был вождь. Впрочем, даже Шахурин признавал Сталинский талант руководителя.

Через много лет писатель и сам лётчик Феликс Чуев спросил у Молотова за что пострадал нарком Шахурин. Молотов отреагировал очень странно. Великий нарком иностранных дел сразу же сказал, что дело было чисто хозяйственным.

Мол, уже после Войны Шахурин с Новиковым договорились в целях экономии металла и получения премий за это убрать из боевых истребителей один лонжерон. Серии самолётов на вооружение шли крупные и этот один лонжерон в каждом самолёте в пересчёте на серию превращался в крайне серьёзные деньги.

Разумеется, идти согласовывать с конструкторами и госприёмкой откровенно вредительское в кавычках “улучшение конструкции” начальники побоялись. А вот когда доработанные таким образом самолеты начали биться эти рационализаторы оказались под следствием.

Молотов сам курировал “Авиационное дело” по партийной линии, докладывал о нём лично Сталину. Должен был знать в деталях всю подоплёку. И вдруг откровенно странный рассказ про украденный лонжерон.

В действительности, расследование СМЕРШа касалось как раз “подвигов” вполне военного времени. По версии следствия, из-за действии этой тёплой компашки наши войска не досчитались сорока пяти тысяч боевых вылетов. Я не оговорился, сорока пяти тысяч! Во время Войны, какие там к чертям лонжероны?

И факты приводились вполне конкретные. В погоне за орденами Шахурин с Новиковым подписали бумаги на очень неплохой, но сырой и недоработанный Як-9у. Мотор и система охлаждения оказались крайне неудачными, да и технология выпуска хромала. Доработают их только через год после пуска в крупную серию.

В сорок четвёртом член Военного Совета Шиманов и глава авиационной приёмки Селезнёв были вынуждены гасить скандал. На заводе было признано негодными более сотни новеньких Яков, военные лётчики просто отправляли бракованные самолёты обратно на завод.

Несмотря на это, Шиманов с Селезнёвым подписывают акт на продолжение выпуска. Всего в войска за годы Войны ушло более четырёх тысяч этих ястребков. Почти у половины из них документами подтверждались те или иные недоработки! Акты о браке исправно заметались под коврик, в отчетах Политбюро о проблемах с этой машиной не сообщалось. По-моему, по законам военного времени за такое ставят к стенке.

Ровно такие же истории следователи накопали по самолёту Як-3. До сорока процентов аварийных машин имели одну и ту же проблему. На больших скоростях лопалась обшивка крыла, что вело к крушению. Проблема была известная, но выпуску машины это почему-то не мешало.

У первых серий легендарного штурмовика Ил-2 были большие проблемы с крепежами узлов. В нескольких случаях от вибрации происходило полное разрушение, вплоть до потери плоскостей. И опять сырой самолёт стал в крупную серию как годный.

Отчасти наркома и подельников понять можно. Шла Война, фронт отчаянно нуждался в новых самолётах. Ставка, да и сам Верховный, что скрывать, сильно давили на промышленность. Фронту нужно больше истребителей, больше бомбардировщиков. Делайте что хотите, но дайте армии новые машины!

Но одно дело – задействовать все силы, чтобы обеспечить максимальный выпуск. Скрывать проблемы от Ставки и партии, чтобы выглядеть героями и получить очередной орденок – совсем другое. Особенно, если учесть, что за этими орденами сотни разбившихся на негодной технике лётчиков.

Контрразведка копала хорошо. Потому аналогичную историю подкрепили документами по бомбардировщику Ер-2, выросшему из работ итальянского барона, а позднее Советского конструктора Роберто Бартини. В приговоре сказано, что Шахурин откровенно проталкивал самолёт в производство, несмотря на многочисленные замечания на испытаниях. Тем не менее, в войска ушло почти полтысячи этих не слишком удачных машин.

Кстати, своими глазами читал книжку из девяностых, про Роберто Бартини. Там на полном серьёзе рассказывалось, что конструктор не выносил солнечного света. И потому был инопланетянином, предположительно, с Марса. Собственно, все его странноватые идеи о кораблях-самолётах именно оттуда. Ну, экранопланы Бартини действительно строил, но вряд ли тут приложили руку зелёные человечки.

Похожая история в приговоре и про Ла-7. В сорок третьем году на итоговых испытаниях установили, что самолёт, как бы это помягче, не сильно годен в нынешнем виде к боевым условиям. Мало того, что не дотягивает до госзадания полтора десятка километров скорости. Так ещё и кабина в полёте греется под шестьдесят градусов. Каково там было лётчикам можно только представить.

Главного инженера ВВС Репина это не смутило. Акт госкомиссии на запуск в производство был подписан. Позднее самолёт доработали, но в серию сначала опять пошла сырая машина. И опять аварии списывались на ошибки авиаторов.

Как видите, в деле содержатся вполне конкретные факты, подкреплённые документами. После такого говорить, что подсудимые оговорили себя под угрозами и издевательствами как-то даже странно. Никто не бил себя в грудь с просьбой разоблачить его как японского шпиона. Граждане просто напросто были вынуждены признать и так неопровержимые факты.

Кстати, глядя на эти факты, говорить что дело сфабриковали по воле одного человека как-то знаете ли. А ведь на полном серьёзе ходит версия про Василия Сталина, которому не нравился командующий авиацией. Или про конструктора Яковлева, который копал под своего начальника Шахурина. Или про Сталина, позавидовавшего популярности авиационных командиров.

Думаю, дело в другом. Слишком много копилось сигналов о проблемах с нашей авиацией. После Войны просто дошли руки с ними разобраться. Василий Сталин действительно во время Потсдамской конференции говорит вполне публичную речь о большом количестве брака на фронте. Но это признавали многие фронтовые лётчики.

Через полгода Яковлев действительно напишет, что чиновники зажимают у нас активно развивающуюся в западных странах авиацию реактивную. Так ему, как конструктору, было гораздо лучше это видно. Более того, во власть он не рвался, в сорок шестом сам попросится у Сталина отпустить его из наркомата на чисто конструкторскую работу, реактивные самолёты строить.

Так что нет, очень похоже в годы Войны действительно ряд крайне больших начальников покрывали друг друга. И превращение дела о явном вредительстве, да ещё в военное время в обычную хозяйственную историю говорит еще об одном. Этих деятелей прикрывал кто-то крайне высокопоставленный. Разоблачить которого так и не смогли.

Никак иначе внезапную отмену после ухода вождя приговоров всей этой братии я объяснить не могу. Есть и ещё один странный факт. Абакумов, глава СМЕРШа был расстрелян практически без суда Хрущёвым почти сразу после смерти Сталина. Следователи Лихачёв, Леонов и Комаров также получили высшую меру. Сравните семь лет Шахурина и четыре расстрела сотрудников СМЕРШа, занимавшихся его делом. Полное ощущение, кто-то в пятьдесят третьем усиленно заметал следы.

Так что повторюсь, очень похоже тут не сфабрикованное “политическое” дело. А ровно наоборот – что-то Сталинские органы недоглядели. Может и правда гнездо недобитых троцкистов, которые изо всех сил вредили как могли нашей армии? Сорок пять тысяч не состоявшихся боевых вылетов – не шутка. Поди знай…



"Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны. Франсуа де Ларошфуко"

Related posts