Советская техника…, в Антарктиде!

"Самопожертвование должно преследоваться по закону. Оно деморализует тех, ради кого идут на жертвы." Оскар Уайльд

Советская техника…, в Антарктиде!

В СССР строить вездеходы умели, доказательство тому многочисленные военные и гражданские машины, которые могли работать в самых сложных условиях нашей страны. Но совсем другое дело Антарктида, где от техники требовалась куда как большая надежность и выносливость. О машинах, которые помогли освоить Белый континент я расскажу сегодня.

Трактора ЧТЗ

Сталинец-80
В 1956 году была организована Первая Советская Антарктическая экспедиция, в задачи которой входила организация постоянной полярной станции в восточной части Антарктиды и сезонной в центральной области материка. Для решения этой задачи, были направлены обычные гусеничные тракторы Сталинец-80, которые выпускались на ЧТЗ еще с 1946 года. Сразу выявились недостатки трактора: маломощный двигатель, не утепленная кабина и плохая устойчивость на снежном покрытии. Из-за высокой массы и узких гусениц, С-80 попросту проваливался в слабонесущих снегах Антарктиды.
ЧТЗ С-100А

В 1958 году, на замену С-80 были направлены новые ЧТЗ С-100А, Литера А (Антарктический) говорит о специальной модификации в которой были учтены недостатки прошлой машины. Был установлен более мощный двигатель с турбонаддувом, расширенные до 720 мм гусеницы и утепленная кабина.

АТ-Т

АТ-Т

Для выполнения более тяжелой работы и для осуществления удаленных походов, на Белый континент в 1957 году завезли тяжелые артиллерийские тягачи АТ-Т производства Харьковского завода. Они, показали себя значительно лучше чем гражданские трактора С-80 и смогли осуществить поход в 975 км вглубь континента. Стоит отметить, что по ходу эксплуатации АТ-Т для Антарктиды постоянно модернизировался: дизельный двигатель В-2 был оснащен турбонаддувом, ширина гусениц была увеличена до 750 мм.

Харьковчанка

Харьковчанка 404-С

Однако еще более дальние походы требовали, специальную технику. Так в 1958 году создается вездеход, который получил название Харьковчанка и индекс 404-С. В основе новой машины был АТ-Т, но значительно модернизированный. Вездеход был оборудован утепленным кузовом вагонной компоновки с герметичной рамой. Шасси получило 2 дополнительных катка, общая длина машины составила 8,5 метров, а ширина 3,5 метров. Для комфорта передвижения кузов 28 кв.м, был оборудован камбузом, спальной зоной до 8 коек, кают-компанией и гальюном. Двигатель располагался под машинным отделением в передней части, его возможно было обслуживать изнутри.

 

Схема внутренних отсеков

Двигатель в зависимости от режима работы мог достигать мощности до 995 л.с., что выкупе с широкими в 1 метр гусеницами с мощными снегозацепами обеспечивало великолепную проходимость.

Благодаря Харьковчанкам, советские полярники выполнили многочисленные, ранее невыполнимые исследования и экспедиции. В тяжелых условиях, когда показания термометра опускались почти до -80 градусов, эти машины выполняли свою работу – тащили прицепы массой до 70 тонн на протяжении сотен километров. В 1975 году на смену пришла Харьковчанка-2, особенностью которой стала капотная компоновка, но это уже другая история.



"Я всегда выберу ленивого человека для выполнения сложной работы, потому что он найдет легкий путь ее выполнения. Билл Гейтс"

Related posts