Советская техника…, в Антарктиде!

"Если бы я спрашивал, чего хотят люди, они до сих пор ездили бы на повозках." Генри Форд

Советская техника…, в Антарктиде!

В СССР строить вездеходы умели, доказательство тому многочисленные военные и гражданские машины, которые могли работать в самых сложных условиях нашей страны. Но совсем другое дело Антарктида, где от техники требовалась куда как большая надежность и выносливость. О машинах, которые помогли освоить Белый континент я расскажу сегодня.

Трактора ЧТЗ

Сталинец-80
В 1956 году была организована Первая Советская Антарктическая экспедиция, в задачи которой входила организация постоянной полярной станции в восточной части Антарктиды и сезонной в центральной области материка. Для решения этой задачи, были направлены обычные гусеничные тракторы Сталинец-80, которые выпускались на ЧТЗ еще с 1946 года. Сразу выявились недостатки трактора: маломощный двигатель, не утепленная кабина и плохая устойчивость на снежном покрытии. Из-за высокой массы и узких гусениц, С-80 попросту проваливался в слабонесущих снегах Антарктиды.
ЧТЗ С-100А

В 1958 году, на замену С-80 были направлены новые ЧТЗ С-100А, Литера А (Антарктический) говорит о специальной модификации в которой были учтены недостатки прошлой машины. Был установлен более мощный двигатель с турбонаддувом, расширенные до 720 мм гусеницы и утепленная кабина.

АТ-Т

АТ-Т

Для выполнения более тяжелой работы и для осуществления удаленных походов, на Белый континент в 1957 году завезли тяжелые артиллерийские тягачи АТ-Т производства Харьковского завода. Они, показали себя значительно лучше чем гражданские трактора С-80 и смогли осуществить поход в 975 км вглубь континента. Стоит отметить, что по ходу эксплуатации АТ-Т для Антарктиды постоянно модернизировался: дизельный двигатель В-2 был оснащен турбонаддувом, ширина гусениц была увеличена до 750 мм.

Харьковчанка

Харьковчанка 404-С

Однако еще более дальние походы требовали, специальную технику. Так в 1958 году создается вездеход, который получил название Харьковчанка и индекс 404-С. В основе новой машины был АТ-Т, но значительно модернизированный. Вездеход был оборудован утепленным кузовом вагонной компоновки с герметичной рамой. Шасси получило 2 дополнительных катка, общая длина машины составила 8,5 метров, а ширина 3,5 метров. Для комфорта передвижения кузов 28 кв.м, был оборудован камбузом, спальной зоной до 8 коек, кают-компанией и гальюном. Двигатель располагался под машинным отделением в передней части, его возможно было обслуживать изнутри.

 

Схема внутренних отсеков

Двигатель в зависимости от режима работы мог достигать мощности до 995 л.с., что выкупе с широкими в 1 метр гусеницами с мощными снегозацепами обеспечивало великолепную проходимость.

Благодаря Харьковчанкам, советские полярники выполнили многочисленные, ранее невыполнимые исследования и экспедиции. В тяжелых условиях, когда показания термометра опускались почти до -80 градусов, эти машины выполняли свою работу — тащили прицепы массой до 70 тонн на протяжении сотен километров. В 1975 году на смену пришла Харьковчанка-2, особенностью которой стала капотная компоновка, но это уже другая история.

Посещая Эрмитаж, в первую очередь идут в центральный зал, где выставлены роскошные каменные вазы. Это самые великолепные экспонаты всей коллекции богатейшего музея мира. Посетителям нравится красивые камни и они не могут оторвать глаз от сверкающей полировки твердых граней яшмовых и порфировых торшеров, ваз, колонн. Это творения XVIII-XIX вв., когда и механизации-то не было. И все это сделано в глухой деревушке, вблизи Змеиногорска, запрятанной в дебрях Алтая…

релевантная информация:

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память:

"Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть. Фридрих Ницше"


Алтай – это сказочная, невероятно красивая, удивительная и уникальная горная страна. Ведь даже само месторасположение Алтая уже уникально. Он лежит в самом сердце Евразии, на равном расстоянии от четырёх океанов Земли – Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического и Индийского, на территории четырех государств — России, Казахстана, Монголии и Китая. Алтай – это огромные пространства нетронутой цивилизацией природы.
В переводе с древних тюркских языков Алтай означает «Золотые Горы». Это название отражает и легенды о богатствах кочевых племен, и реальные месторождения золота в щедрой земле, и уникальную красоту горной страны.
Казахстанский Алтай входит в Алтай-Саянский экорегион, который выделен ЮНЕСКО в качестве одного из двухсот природных эталонных регионов Мира, подлежащих охране. Алтай отличается уникальным разнообразием ландшафтов и природно-климатических зон. Здесь соседствуют пустынный, степной и горно-таежный ландшафты, присутствует более половины богатства флоры и фауны всей республики.

Related posts