Соловецкое восстание…

"Никогда нельзя знать заранее, как впоследствии обернутся обстоятельства." Артур Конан Дойл

Соловецкое восстание…

Восемь лет монахи оборонялись против царского войска

Начало мятежа

Восстание Соловецких монахов было ответом на церковную реформу Царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Оно стало одной из самых трагических страниц церковного Раскола.

В 1663 году назначенный правительством архимандрит Соловецкого монастыря Варфоломей приказал монахам держаться в богослужении нового обряда. Большинство монахов не подчинилось, и началась смута. Варфоломей подвергал непокорных иноков наказанию: бил плетьми, заковывал в цепи, сажал в ледяные подвалы.

В 1666 году в Москве проходил церковный собор, осудивший Никона. Соловецкие монахи, надеясь на отмену всех нововведений Никона и возвращение к старому обряду, отправили Царю челобитную на беззакония Варфоломея. В Москве, хотя и постановили сохранить реформу Никона в силе, тем не менее, решили поменять соловецкого архимандрита. На его место отправили Иосифа.

Когда тот прибыл в 1667 году на Соловки вступать в должность, то ставшие вождями мятежа старцы Никанор и Геронтий потребовали служить по старым книгам. Иосиф отказался, и его изгнали из обители. В Москву снова отправили челобитную, в которой монахи заявляли, что если Царь не признает их права веровать по старине, то может «на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития переселити нас на оное безмятежное и вечное житие». Что Царь и исполнил: в 1668 году он направил войско на Соловки.

Осада

Военные действия шли своеобразно. Царское войско располагалось вокруг монастыря только на короткое северное лето, а на большую часть года уходило зимовать на материк. Царские воеводы оглашали указ, по которому каждый добровольно повинившийся получал полную амнистию. В ответ мятежные иноки дали друг другу клятву стоять за истинную веру до смерти, а предателей ковать в цепи.

Так продолжалось семь лет. Раздражённый упорством монахов, Царь постепенно увеличивал военные силы, действующие против Соловков. Осада сделалась круглогодичной и стала вестись по всем военным правилам. Против монастыря делались подкопы и устраивались штурмы стен. Но каждый раз защитники Соловков – иноки и присоединившиеся к ним некоторые поморские миряне – отбивали атаки царских войск. Те за время осады потеряли не меньше ста человек.

Н.К. Левенцев. Вылазка. Картина 2001 г.
Н.К. Левенцев. Вылазка. Картина 2001 г.

Взятие монастыря

На шестой год осады среди мятежников начался разлад. Никанор со своими сторонниками считали, что если Царя объявить Антихристом, это поднимет дух и решительность среди соловчан. Многим же было страшно о том помыслить, хотя они и были уже бунтовщиками.

После драки вождь умеренных Геронтий вместе со своими сторонниками были посажены в подпол, а потом выпущены к царским войскам. С Геронтием сдалось большинство иноков. Они были разосланы на исправление по разным острогам и дальним монастырям для исправления, пока не примут новый обряд.

Оставшиеся с ожесточением повели борьбу. Соловецкий монастырь был мощной крепостью. Неизвестно, сколько бы он ещё продержался, если бы не предательство. Инок Феоктист, бежавший из монастыря, указал воеводе Ивану Мещеринову место, где было легко проникнуть внутрь обители через слегка заложенный камнями пролом в стене.

В бурную метельную ночь на 22 января 1676 года отряд стрельцов проник в монастырь и застал монахов врасплох. После короткой схватки Соловки были взяты.

Расправа

По официальной истории, на месте было казнено 28 человек, среди них зачинщики мятежа лжеархимандрит Никанор и мирянин Самко. Остальные несколько сотен разосланы по разным острогам. По сказаниям старообрядцев, большинство монахов было перерезано стрельцами во время ночной схватки. Взятых в плен жгли живьём, подвешивали за ребро на крюк, обливали водой на морозе и таким образом замучили насмерть несколько сот человек.

Соловецкий монастырь был опорным пунктом Русского государства на Севере, и контроль над ним имел стратегическое значение. В наше время возник бы вопрос: может быть, имело смысл разрешить монахам молиться, как они того хотят, в обмен на их лояльность Царю?

Но, как заметил ещё историк Сергей Соловьёв, если старообрядцы считали сторонников нового обряда слугами Антихриста, почему мы думаем, будто эти последние чем-то отличались от них в своих взглядах и не считали староверов таким же бесовским отродьем?

 

 

Источник



"Если тебе тяжело, значит ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть. Генри Форд"

Related posts